Урок 5 «как правильно слушать другого»
Ведущий говорит группе о том, что при общении люди могут слушать друг друга и слышать друг друга. Между этими похожими фразами есть существенное различие. Ведущий спрашивает у участников, было ли с ними так, что кто-то слушал их и при этом не слышал. Участники рассказывают о таких ситуациях и о чувствах, которые они испытывали при этом. Группа делает вывод о том, что для эффективного общения необходимо, чтобы собеседники внимательно слушали и слышали друг друга, в точности понимая смысл сказанного.
Процедура выполнения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди рассказать о ситуации, когда с ними поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика, начав свою речь со слов «Я понял, что…» Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Затем группа переходи к обсуждению.
Вопросы для обсуждения:
– Часто ли с вами бывает так, что когда вы слушаете кого-то, понимаете смысл сказанного неточно или неверно?
– Каких правил надо придерживаться, чтобы достичь большего взаимопонимания в общении?
– Как еще можно сделать так, чтобы собеседники более точно понимали друг друга?
Упражнение «Ассоциация в подарок»
Участники говорят, какие ассоциации, символы возникают у них с тем или иным участником группы таким образом, чтобы эти ассоциации осталась в памяти как подарок.
Рефлексия занятия:
- Какие люди или социальные группы в наибольшей степени нуждаются в эмпатийном отношении, сопереживании?
- Как вы думаете, нужна ли школа эмпатии в современном мире?
Занятие 3. Сотрудничество
Разминка
Упражнение «Найди себе пару»
Процедура выполнения.Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает опустить голову вниз. На счет «один» нужно поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать руками друг на друга.
Основная часть
Упражнение «Пары»
Процедура выполнения. Ведущий предлагает разбиться на пары участникам и выполнить следующие задания:
Вариант 1. В течение 4 минут молча смотреть друг на друга.
Вариант 2.В течение 4 минут рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами «Я вижу перед собой…», говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях, например, «добрый взгляд». Потом поменяться ролями.
Вариант 3.В течение5 минут рассказать своему собеседнику, каким он был, когда ему было 5 лет. Можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера. Слушателю необходимо отметить, что в рассказе было наиболее точно, а что не совсем так. После этого пары меняются ролями.
Вариант 4.Ответить на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»
В заключение ведущий предлагаетвтечение 1 минуты представить своего партнера группе.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?
- Выполнение какого задания вызвало наибольшие трудности?
- Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?
Основная часть
Упражнение. «Ответы за другого»
Процедура выполнения.Ведущий обращается к участникам: «Проверим себя – насколько хорошо мы можем проникнуть в глубины души человека и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая уже у вас есть о человеке, предугадать, как он ответит на вопросы». Участникам предлагается разделить лист бумаги вертикально на три части. В верхней части среднего вертикального столбика запишите свое имя. Вверху левой части листа – имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего, а через одного. Вверху правой – имя человека, сидящего справа. Таким образом, у каждого участника есть два человека, глазами которых он будет смотреть на мир. Участникам даются карточки с вопросами, на листе бумаге нужно записать ответы, которые, по их мнению, дадут участники. В средней части ответить за себя и записать.
Карточки:
1. Ваш любимый цвет
2. Ваше любимое мужское имя
3. Самая неприятная для вас человеческая черта?
4. Самое ценное качество?
5. Какого жанра книги вы предпочитаете?
6. С симпатией ли вы относитесь к домашним животным? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок?
7. Смотрите ли вы какой-нибудь телевизионный сериал?
По окончании нужно сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов.
Вопрос для обсуждения:
– Легко ли было смотреть глазами другого человека и чувствовать его?
Упражнение «Конверт»
Процедура выполнения.Участники делятся на команды по четыре человека и садятся вместе. Каждой группе вручается по большому конверту. Участники выкладывают на стол разные предметы, которые у них при себе есть: монеты, билетик, пилочку для ногтей, губную помаду. Потом они отбирают пять вещей, которые кажутся наиболее интересными, и кладут их в конверт.
Каждая команда передает свой конверт другой группе и сама получает новый конверт. Участники представляют себе, что вещи, которые лежат в конверте, принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что это за человек и сочинить о нем историю. В рассказе должны упоминаться все предметы, находящиеся в конверте.
У каждой группы есть полчаса, чтобы сочинить историю, записать и озаглавить ее. В работе должны принять участие все игроки.
После этого команды собираются вместе и зачитывают получившиеся рассказы.
Рефлексия занятия:
1. Что нового вы узнали о другом человеке и о себе?
2. Подтвердились ли ваши первоначальные представления о другом человеке?
3. Интересно ли было работать в группе?
Занятие 4. Я и мы
Разминка
Упражнение «Премьера»
Процедура выполнения.Участникам предлагается найти себе партнера, который ему интересен. Участники получают по 5 - 10 мин. Они не должны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. С помощью рисунков каждый участник должен суметь сообщить другому несколько фактов о себе.
В заключение каждый участник представляет своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить рассказ.