Урок 5 «как правильно слушать другого»

Ведущий говорит группе о том, что при общении люди могут слушать друг друга и слышать друг друга. Между этими похожими фразами есть существенное различие. Ведущий спрашивает у участников, было ли с ними так, что кто-то слушал их и при этом не слышал. Участники рассказывают о таких ситуациях и о чувствах, которые они испытывали при этом. Группа делает вывод о том, что для эффективного общения необходимо, чтобы собеседники внимательно слушали и слышали друг друга, в точности понимая смысл сказанного.

Процедура выполнения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди рассказать о ситуации, когда с ними поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика, начав свою речь со слов «Я понял, что…» Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Затем группа переходи к обсуждению.

Вопросы для обсуждения:

– Часто ли с вами бывает так, что когда вы слушаете кого-то, понимаете смысл сказанного неточно или неверно?

– Каких правил надо придерживаться, чтобы достичь большего взаимопонимания в общении?

– Как еще можно сделать так, чтобы собеседники более точно понимали друг друга?

Упражнение «Ассоциация в подарок»

Участники говорят, какие ассоциации, символы возникают у них с тем или иным участником группы таким образом, чтобы эти ассоциации осталась в памяти как подарок.

Рефлексия занятия:

- Какие люди или социальные группы в наибольшей степени нуждаются в эмпатийном отношении, сопереживании?

- Как вы думаете, нужна ли школа эмпатии в современном мире?

Занятие 3. Сотрудничество

Разминка

Упражнение «Найди себе пару»

Процедура выполнения.Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает опустить голову вниз. На счет «один» нужно поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать руками друг на друга.

Основная часть

Упражнение «Пары»

Процедура выполнения. Ведущий предлагает разбиться на пары участникам и выполнить следующие задания:

Вариант 1. В течение 4 минут молча смотреть друг на друга.

Вариант 2.В течение 4 минут рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами «Я вижу перед собой…», говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях, например, «добрый взгляд». Потом поменяться ролями.

Вариант 3.В течение5 минут рассказать своему собеседнику, каким он был, когда ему было 5 лет. Можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера. Слушателю необходимо отметить, что в рассказе было наиболее точно, а что не совсем так. После этого пары меняются ролями.

Вариант 4.Ответить на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»

В заключение ведущий предлагаетвтечение 1 минуты представить своего партнера группе.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?

- Выполнение какого задания вызвало наибольшие трудности?

- Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?

Основная часть

Упражнение. «Ответы за другого»

Процедура выполнения.Ведущий обращается к участникам: «Проверим себя – насколько хорошо мы можем проникнуть в глубины души человека и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая уже у вас есть о человеке, предугадать, как он ответит на вопросы». Участникам предлагается разделить лист бумаги вертикально на три части. В верхней части среднего вертикального столбика запишите свое имя. Вверху левой части листа – имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего, а через одного. Вверху правой – имя человека, сидящего справа. Таким образом, у каждого участника есть два человека, глазами которых он будет смотреть на мир. Участникам даются карточки с вопросами, на листе бумаге нужно записать ответы, которые, по их мнению, дадут участники. В средней части ответить за себя и записать.

Карточки:

1. Ваш любимый цвет

2. Ваше любимое мужское имя

3. Самая неприятная для вас человеческая черта?

4. Самое ценное качество?

5. Какого жанра книги вы предпочитаете?

6. С симпатией ли вы относитесь к домашним животным? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок?

7. Смотрите ли вы какой-нибудь телевизионный сериал?

По окончании нужно сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов.

Вопрос для обсуждения:

– Легко ли было смотреть глазами другого человека и чувствовать его?

Упражнение «Конверт»

Процедура выполнения.Участники делятся на команды по четыре человека и садятся вместе. Каждой группе вручается по большому конверту. Участники выкладывают на стол разные предметы, которые у них при себе есть: монеты, билетик, пилочку для ногтей, губную помаду. Потом они отбирают пять вещей, которые кажутся наиболее интересными, и кладут их в конверт.

Каждая команда передает свой конверт другой группе и сама получает новый конверт. Участники представляют себе, что вещи, которые лежат в конверте, принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что это за человек и сочинить о нем историю. В рассказе должны упоминаться все предметы, находящиеся в конверте.

У каждой группы есть полчаса, чтобы сочинить историю, записать и озаглавить ее. В работе должны принять участие все игроки.

После этого команды собираются вместе и зачитывают получившиеся рассказы.

Рефлексия занятия:

1. Что нового вы узнали о другом человеке и о себе?

2. Подтвердились ли ваши первоначальные представления о другом человеке?

3. Интересно ли было работать в группе?

Занятие 4. Я и мы

Разминка

Упражнение «Премьера»

Процедура выполнения.Участникам предлагается найти себе партнера, который ему интересен. Участники получают по 5 - 10 мин. Они не должны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. С помощью рисунков каждый участник должен суметь сообщить другому несколько фактов о себе.

В заключение каждый участник представляет своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить рассказ.

Наши рекомендации