Концепция диалога культур Михаила Михайловича Бахтина.
1. В своей концепции Бахтин определяет культуру как форму общения людей различных культур. Культура по Бахтину трёхсоставна, это: 1) форма диалога, форма общения разных культур;2)способ самоидентификации личности;3)форма обретения, восприятия мира.
2. Культура – порождение человека, социума, в свою очередь, человек только в социуме, в культуре может формироваться как личность – это двусторонний процесс.
3. Понятие «другой» - центральное в философии Бахтина. Только сравнивая себя с другим, человек понимает, кто есть он сам. Внутренний диалог – способ восприятия самого себя как другого.
4. Диалог – это текст. Бахтин выделяет 3 вида текстов: речевой, письменный, знаковый. Текст всегда диалогичен – направлен к другому.
Уровни взаимодействия и диалог культур.
1. Существует несколько уровней взаимодействия культур. Любое взаимодействие – взаимное влияние, воздействие, обмен идеями и ценностями. Выделяют 3 уровня взаимодействия: этнический, национальный, цивилизационный.
2. Этнический уровень – локальные контакты разных этносов. С одной стороны, это обмен обычаями, технологиями и знаниями – взаимное влияние и обогащение, с другой, усиление чувство самоидентификации, противопоставление себя другим.
3. Национальный уровень – объединение значительного числа индивидов на основе общей истории, экономических и политических отношений, идеологии, религии, а также общей хозяйственной деятельности. Моноэтничность необязательна. Не исключены межэтнические конфликты внутри нации.
4. Цивилизационный уровень – интенсивный обмен между цивилизациями способствовал развитию человечества, значительным изменениями в науке, религии, искусстве.
5. Диалог культуры – форма существования культуры. Только во взаимодействии можно
определить культуру.
Космо-психо-логос: образы мира в концепции Георгия Гачева.
1. Георгий Дмиитриевич Гачев - российский философ, доктор филологических наук, культуролог, литературовед, эстетик, etc.
2. Подобно тому, как каждое существо есть троичное единство: тело, душа, дух, - так и всякая национальная целостность есть единство местной природы (Космос), характера народа (Психея) и склада мышления (Логос). Метод основан на сравнении целостности бытия одного народа с аналогичной целостностью другого.
3. «Космо-психо-логос» народа - это вариант инварианта (единой мировой цивилизации, единого исторического процесса).
4. Понятие «космо-психо-логос» более емкое, чем «языковая картина мира». В отличие от "языковой картины мира", "космо-психо-логос" затрагивает понятие Природы и Культуры. Общество и История призваны восполнить то, чего не даровано стране от природы.
5. Гачев использует свою методику и метаязык. Для описания национального образа мира он использует взятые из натурфилософии четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь, понимаемые расширительно и символически.
6. Естественные национальные языки трактуются как голоса местной Природы в человеке.
Гласные - координаты пространственно-временного континуума. Согласные заполняют чистый космос разнообразием. В фонетике каждого языка находится портативный Космос в миниатюре.
7. Пространство и время. Немецкое приемлема пустота, тогда как романским культурам свойственны континуум и полнота. В русском страна = ширь. В паре понятия Пространство и Время русскому, роднее - Пространство. В культуре Германии Время важнее Пространства. Англосаксонское "Время - деньги" имеет основой то, что англосаксы прибыли в Америку с принципом Труда и Временем как его мерой.
8. Логос. Гачев рассматривает логику народа с точки зрения "основного народного вопроса", вопроса наиболее важного для ума и понимания представителя культуры.
Что есть? - вопрос греков о бытии. Почему? - вопрос немцев: их интерес направлен к причинам вещей. Почему? - вопрос французов (Для чего? Зачем?) – здесь Цель важнее Причины. Как? - вопрос англичан и американцев. Чей? - главный вопрос русских. Русские фамилии поссессивны, родительны, как бы суть ответы на вопрос: чей ты? - ИванОВ, ВолгИН, ВяземСКИЙ.
Виды и формы коммуникации.
1. Виды коммуникации по составу коммуникантов: 1) интраперсональная; 2) межличностная; 3) групповая коммуникация; 4) массовая коммуникация. Каждому виду коммуникации свойственны свои собственные особенности и специфика.
2. Существует два вида коммуникации по способу: вербальная (речь) и невербальная. Невербальную коммуникацию можно разделить на 3 основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежду и украшения.
3. Язык тела включает 5 составляющих: 1) жесты; 2) мимика; 3) положение тела; 4) проксемика (использование пространства - расстояние); 5) тактильная коммуникация.
4. При передаче информации 7% - вербальный канал, 30% - звучание голоса, более 60% - невербальный канал.
5. Паралингвистические элементы – 1) интонация; 2) тональный уровень голоса; 3) громкость голоса.
6. Одежда и внешний вид – показывают социальный статус, определяют характеристику личности.