Организация воспитательной работы
Забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой цивилизованного общества. По различным причинам в России увеличивается число детей, заботу о которых берет на себя государство.
Можно условно выделить две группы детей-сирот.
Первая группа — это дети, навсегда лишившиеся родителей, которые погибли или умерли. В зависимости от возраста у них сохранились, как правило, положительные воспоминания от их жизни в родной семье, они чтут память о родителях. При постоянном педагогически направленном участии друзей, воспитателей они постепенно успокаиваются.
Судьба таких детей складывается по-разному, в зависимости от условий. Большинство предпочитает жить у родственников, которые выступают усыновителями или опекунами. При отсутствии таких родственников детский дом может стать родным домом, если педагогический коллектив может создать благоприятные условия для жизни своих воспитанников.
Вторая группа — это социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. В этой группе можно выделить следующие категории детей: отказные дети, дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют. Эти дети официально лишены родной семьи, нормального семейного образа жизни при живых родителях.
Можно также выделить группу детей, которые находятся под угрозой потери семьи. Это беспризорные и безнадзорные (уличные) дети; беглецы (дети, ушедшие из семей и интернатных учреждений); дети, подвергающиеся в семьях унижениям и оскорблениям, физическому и сексуальному насилию; дети из семей алкоголиков и наркозависимых родителей; дети, имеющие хронически больных родителей.
Наиболее предпочтительным в решении судьбы детей-сирот является устройство их в семьи при соблюдении соответствующих законов. Традиционными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи являются усыновление и опека (попечительство). Однако большая часть детей-сирот в настоящее время воспитывается в специальных учреждениях.
Сеть специальных учреждений для детей-сирот включает государственные детские дома (в том числе дома ребенка, школы-интернаты) и государственно-общественные. Ко вторым относятся опекуны и приемные семьи, семейные детские дома Российского детского фонда, детские деревни, приюты общественных организаций.
Существует несколько новых видов семейных детских домов.
1. Помещение детей в попечительские семьи. Приемные родители подписывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты труда, права и обязанности, продолжительность пребывания ребенка в этой семье. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. Поддерживаются связи с биологическими родителями, чтобы после реабилитации вернуть ребенка в родную семью. Биологических родителей предупреждают, что после их излечения (от наркомании, алкоголизма) ребенка вернут в семью. В таких детских домах создаются условия, приближенные к нормальным семейным условиям. В них воспитываются дети от 3 до 18 лет.
2. Семейные городки. В семье вместе с детьми воспитателей живут и приемные дети. В городке существует администрация, спортивные площадки, медпункт, культурный центр, школа и детский сад. Семья принимает не менее 6 детей, разрешается разновозрастной состав семьи, и число детей в них не должно превышать 8 человек, в одновоз-растной группе 5—10 человек. Семьи финансируются, им выделяются различные пособия.
3. Наиболее распространенными сейчас являются преобразованные по семейному принципу детские дома. Вместо одновозрастных формируются разновозрастные группы, в одну группу входят родные братья и сестры. В каждой группе работает по 3 воспитателя, в функции которых входит помимо организации жизнедеятельности детей, и воспитательная работа.
Во многих регионах страны созданы структуры, управления, отделы, которые занимаются защитой семьи и детства. Государственную систему в этой сфере составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости, а также иные органы и учреждения, участвующие в пределах своей компетенции в этой работе. В России около 400 неправительственных организаций, которые занимаются проблемами детства. Они оказывают материальную, юридическую, психологическую помощь семье и детям, больницам и санаториям для детей-инвалидов. Появилось новое явление — усыновление детей-сирот иностранными гражданами.
По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения.
В России интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения до 3-х лет воспитываются в домах ребенка; в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в детских домах и интернатах Министерства образования Российской Федерации или Министерства социальной защиты населения Российской Федерации (дети-инвалиды); дети-сироты с отклонениями в поведении, правонарушители — в спецшколах Министерства образования Российской Федерации.
Существенные изменения, происходящие в настоящее время в организации воспитательного процесса в детских домах, обусловлены проявлением трех основных тенденций.
1. Большинство воспитанников являются социальными сиротами, т. е. имеют родителей.
2. Существование разнообразных педагогических систем, положенных в основу организации жизнедеятельности ребенка-сироты.
3. Расширение круга специалистов (дефектологи, психологи, социальные педагоги), работающих в детском доме.
Условия жизнедеятельности детей в детском доме отличаются от обычных семейных условий и характеризуются следующим: общие спальни; общая столовая; общие игровые комнаты; общая туалетная и ванная комната; у детей практически нет собственного личного пространства, где ребенок мог бы уединиться; режим проживания жестко регламентирован, не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка; социальные контакты ограничены. Все это вызывает проблемы в воспитании детей в стенах
детского дома.
Воспитательная деятельность с сиротами имеет свою специфику, обусловленную особенностями социального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Особенности социального развития сирот обусловлены
рядом факторов:
■ особенностями психического развития;
■ условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;
■ обеднением и изменением характера влияния источников социализации.
Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психического
развития:
а) в сфере общения со взрослыми
Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка-сироты, является дефицит отношений совместности с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей.
В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что в свою очередь блокирует развитие автономности, инициативности.
б) в сфере общения со сверстниками
Эмоциональная бедность контактов со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера, конкурента. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «Мы»).
в) в эмоционально-волевой сфере
Эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется:
■ пониженным фоном настроения;
■ бедной гаммой эмоций;
■ однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;
■ склонностью к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; приподнятое настроение — в угрюмость и агрессию);
■ однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;
■ эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;
■ неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;
■ повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;
■ основной направленностью положительных эмоций на получение все новых удовольствий;
■ чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;
■ непониманием эмоционального состояния другого человека.
г) в самосознании
Развитие всех аспектов самосознания (познавательного — образ «Я», эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторного гипермаскулинного или гиперфемининного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации.
Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит асоциальный характер;
б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция — позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе;
в) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Молодой человек, получивший образование в детском доме или школе-интернате, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут
его на жизненном пути.
Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами являются опора на потенциал каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности детей в детских домах и интернатах должна строиться по принципу «сделай себя сам».
Основной целью педагога, работающего с детьми-сиротами, является формирование самостоятельной зрелой личности, т. е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной, сферы саморегуляции).
Приоритетными задачами воспитания детей-сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, экономической, политической. Особенно важно и сложно в условиях детского дома обеспечить социальную грамотность сирот, подготовить их к семейной жизни, трудовой деятельности, выбору профессии, сформировать нравственные ценностные ориентации.
Необходимо обеспечить вариативность организации работы с детьми, что предусматривает учет и развитие индивидуальных вкусов и предпочтений, создание условий для выбора детьми форм, ролей участия в жизни детского дома.
Особого внимания требует организация личного пространства ребенка, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место. Важно обеспечить индивидуальный темп и режим проживания, предоставить возможность самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с потребностями ребенка, сохранять границы собственного «Я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.
Решение воспитательных и организационно-педагогических проблем в детском доме зависит от характера взаимодействия педагогов и детей, и прежде всего сформированности правильной профессиональной позиции воспитателей, которая характеризуется следующими признаками:
■ ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели;
■ у воспитателя присутствует профессиональная рефлексия;
■ воспитатель должен обладать способностью отвечать на разнообразие детских проявлений вариативностью телесных и словесных реакций;
■ педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Личностная позиция, проявляющаяся в опеке и стремлении заменить родителей, делает незащищенными выпускников детских домов в самостоятельной жизни.
Педагоги детских домов регулируют взаимодействие детей со сверстниками, старшими и младшими, с окружающим миром, родственниками. Расширение этих связей обогащает опыт детей, обеспечивает успешность их социализации. Положительное влияние на взаимоотношения подростков в группах и в целом детском доме оказывает организация совместной деятельности старших и младших детей. В учреждениях интернатного типа, как и в малочисленной сельской школе, взаимодействие детей разного возраста является вполне естественным. Оно возникает стихийно, инициируется самими детьми или организуется педагогами.
Целесообразна организация жизни детей в группах, объединяющих не более 8—10 воспитанников от 2 до 18 лет, братьев и сестер разного возраста, где условия жизни приближены к семейным. Дети получают свою квартиру, комнату, вещи, игрушки, сами организуют свой быт.
Важным средством формирования положительных отношений между детьми являются клубные объединения. Целесообразно обеспечить связь этих объединений с внешней средой, привлечь к их деятельности детей из семей. Чем разнообразнее связи воспитанников вне детского дома, тем легче формируются их позитивные взаимоотношения в самом детском доме.
Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на преодоление наиболее негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов: жестко однополые группировки; неумение строить межполовые коммуникации, отсутствие юношеского романтизма и неприятие нравственных норм отношений юношей и девушек; недостаток проявлений феминности (женственности) у девушек и маскулинности (мужественности) у мальчиков; раннее начало половой жизни у девочек, гомосексуальные проявления у мальчиков. Воспитателю необходимо использовать сказки, игры, истории, дающие позитивный пример для подражания (полоролевой индентификации), личный пример, беседы, тренинги. В детском доме должна быть создана четкая система поощрения одних типов поло-ролевого поведения и наказания других. Особое значение имеет принятие правил отношений мальчиков и девочек в детском доме, которые должны вырабатываться и приниматься самими детьми путем обсуждения взаимных требований и претензий и нахождения взаимоустраивающих норм отношений. В воспитательной работе по решению данной проблемы целесообразно выделить три направления:
■ воспитание женственности у девочек;
■ воспитание мужественности у мальчиков;
■ романтизация отношений юношей и девушек.
Эта работа предполагает как специальные занятия (уроки, игры, психологические тренинги), так и внеклассные мероприятия (вечера, конкурсы, встречи, тематические экскурсии и т. д.).
Педагогам важно предусмотреть работу как с ребенком, так и с его родителями, родственниками. Педагоги не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к детскому дому, изменить взгляд родителя на своего ребенка, помочь ребенку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Все это имеет особый смысл, значимый прежде всего для самого ребенка. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребенка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определенному роду как части человеческой общности.
Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину того, почему они оказались в детском доме. Дети должны знать о своем прошлом, о своей семье. Для детей-сирот характерно переживание чувства вины за собственное сиротство («Я плохой, поэтому меня бросили»), трансформирующееся в чувство обиды («Они плохие, потому что меня бросили»). Поэтому основным результатом взаимодействия между воспитанниками и родителями должно стать изменение позиции ребенка по отношению к причинам собственного пребывания в детском доме («Я живу в детском доме, потому что мои родители не смогли справиться с трудностями»). Перевод внутреннего конфликта из эмоциональной сферы в рационально-объяснительную позволит ребенку поставить перед собой задачу стать более успешным, чем его родители.
Роль родственников в процессе взаимодействия с детским домом должна оговариваться заранее, но, как правило, она не является заместительной, т. е. не заменяет родительские функции. Важно, чтобы ребенок осознал для себя позицию родственников, с которыми детский дом также должен поддерживать доброжелательную, информативную связь. Ребенок ходит к ним в гости, приезжает на каникулы, пишет письма, звонит и т. д. Эта связь оказывает на ребенка воспитывающее влияние и является важным фактором социализации, так как он извлекает из нее информацию о семье: роли отца и матери, распределении обязанностей, месте детей в семье и многом другом, что необходимо знать воспитаннику при создании своей семьи.
Для поддержания связи с родителями, родственниками возможно отправлять по почте информацию об успехах ребенка, о событиях из его жизни, отзывы воспитателей, сочинения, рисунки и т. п.
Для организации встречи ребенка с родственниками необходимо определить условия и требования, которые вырабатывает и предъявляет педагогический коллектив. Должны быть оговорены правила поведения воспитателей по отношению к родственникам, установлены запреты для обеих сторон.
Особого внимания педагогов детских домов требует развитие взаимодействия со школой, где обучаются их воспитанники. Целесообразно, если позволяют условия, направлять воспитанников в разные школы, чтобы они могли чувствовать себя более самостоятельными и автономными, осваивать различный опыт общения, опыт деятельности этих школ. Педагогам этих учреждений необходимо обеспечить взаимную информированность о делах школы, детского дома, об особенностях, успехах, проблемах воспитанников, взаимную помощь в решении проблем, в продвижении и развитии детей. Целесообразно проведение совместных педконсилиумов, педсоветов с участием воспитателей детских домов и интернатов, учителей, педагогов школ, работающих с воспитанниками.
Полезно организовать совместную деятельность воспитанников и школы в воспитательных учреждениях, микрорайоне школы, создавать кружки, клубы, театры, студии, в которых объединяются воспитанники детского дома и учащиеся из семей.
Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, изменять место и условия проживания детей. Комплексными средствами для решения этих проблем являются экскурсии, путешествия, походы, поездки в другие районы страны, а также временные детские объединения, которые создаются на базе оздоровительных центров, прежде всего в каникулярное время. Здесь дети узнают, осваивают отличные от детского дома традиции, нормы, иную систему взаимоотношений, своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, разнообразие общения с новыми людьми, детьми из семей, обогащаются их представления о жизни, окружающем мире.
Открытость детского дома местному сообществу, многообразие его социальных связей, активность педагогов в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему детского дома, которая обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации, формирование социально зрелой личности.
3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей
В системе образования внешкольное дополнительное образование — своеобразный феномен. На всем протяжении истории отношение к внешкольному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось: от полного непризнания — до отведения ему главной роли. Передовые мыслители сначала в философии, а затем и в педагогике рассматривали внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое признание, индивидуальность, место в жизни.
Учреждения дополнительного образования детей (УДО), в недалеком прошлом внешкольные учреждения, получили статус образовательных учреждений в 1992 г. с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей в нашей стране действуют следующие виды УДО: центры, дворцы, дома, клубы, детские студии, станции (юных натуралистов, технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.), детские парки, школы (по разным областям науки и техники, видам искусства или спорта), музеи, детские оздоровительно-образовательные лагеря. В последнее время дополнительное образование активно развивается как вариативный компонент учебного плана общеобразовательных школ, детских садов и других учреждений образования.
В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей» учреждение относится к данному типу, если:
■ в нем реализуются дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности;
■ его образовательная деятельность нацелена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение и творческий труд обучающихся, формирование их общей культуры;
■ в его деятельности учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;
■ в нем решаются задачи адаптации обучающихся к жизни в обществе и организации их содержательного досуга;
■ в нем ведется массовая и методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников;
■ оно оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной работы, а также детским и юношеским общественным объединениям.
Основное назначение учреждений дополнительного образования детей — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Реализовывать это назначение в полной мере позволяют особенности УДО, которые отличают их от других типов образовательных учреждений. Особенности деятельности УДО можно классифицировать на содержательные и организационные.
Необходимым условием существования УДО является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению
со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих образовательных объединений, ребенок может выбрать для себя необязательно приоритет данного предмета. Ему могут быть интересны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха и которые, возможно, повлияют на его дальнейший жизненный выбор.
Дополнительное образование реализуется через многообразие функций деятельности. Можно выделить две группы целевых функций деятельности УДО: образовательные и социально-педагогические. К образовательным функциям можно отнести функции обучения, воспитания и развития детей, которые могут выступать как самостоятельные или органично соединяться в едином процессе. Обучение традиционно предполагает формирование у детей знаний, умений и навыков, новых понятий и способов действия, системы научных и специальных знаний. Особенностью дополнительной образовательной программы является то, что она не может повторять дошкольную, общеобразовательную или профессиональную программу. Обучающее назначение дополнительной образовательной программы состоит в том, чтобы дополнять, углублять знания, которые дети приобретают в дошкольных учреждениях, школе, профессиональном училище, а также давать знания, которые дети не получают в других образовательных учреждениях. Кроме общеобразовательных знаний (фактов, законов, теорий) в дополнительном образовании важны прикладные знания (творческие умения, мастерство, культура, техника исполнения изделия и т. д.). Дополнительное образование имеет богатый опыт воспитательной работы. В последнее время большое внимание уделяется развитию индивидуальности детей, их разнообразных способностей. Кроме того, образовательную деятельность УДО невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция допрофессинальной и начальной профессиональной подготовки детей.
Выполнение целей деятельности УДО невозможно без реализации социально-педагогических функций — таких, как социальная защита, помощь и поддержка детей, их оздоровление, реабилитация, рекреация, компенсация, адаптация и др. Реализация функции социальной защиты, помощи и поддержки детей осуществляется через систему социально-защитных мер: защиты прав детей, гарантий на экономическую поддержку, на медицинскую и психологическую помощь и т. д. Оздоровление детей происходит в процессе целенаправленного формирования здорового образа жизни, непосредственного улучшения состояния здоровья детей. Развитие личности ребенка в УДО осуществляется также через постоянное общение (коммуникации), в процессе обмена информацией, опытом, знаниями, результатами деятельности, участия в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса детей. Функции рекреации (снятие напряжений, восстановление сил) и компенсации (возмещение и уравновешивание сил) осуществляется через создание условий для отдыха, развлечений, досуговых форм деятельности. Социально-педагогические функции могут реализовываться как самостоятельные программы, например программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды, дети с девиантным доведением и т. д.), программы общения или оздоровления. Социально-педагогическая деятельность призвана способствовать реализации образовательных функций, обеспечению полноценного развития детей.
Главным организующим началом в УДО является творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и другие формы. Результатом деятельности ребенка не могут быть только знания, умения и навыки, а чаще всего — воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности (техническая модель, декоративно-прикладное изделие, сыгранная роль и т. д.).
Разнообразны формы организации детских разновозрастных образовательных объединений с разным численным составом. Наиболее традиционной формой детского образовательного объединения является кружок, где дети получают в основном знания, умения и навыки по какому-либо одному предмету. Традиционной формой можно также считать клубные объединения детей по интересам, отличительной особенностью которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д. Клубы бывают образовательные — технические, спортивные, предметные, где дети получают определенные знания, умения и навыки в определенном профиле деятельности. Кроме того, встречаются досуговые клубы, в которых приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений, например клуб старшеклассников или клуб любителей родного города и т. д. В последние годы стали появляться комплексные формы детских образовательных объединений — такие, как студии, мастерские, лаборатории, школы и др., которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.
В УДО в большей степени, чем в других типах образовательных учреждений, реализуется индивидуально-ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребенка, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, есть возможность индивидуальной работы с детьми.
С годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка — с другой. Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Исследования показывают, что для многих детей педагог дополнительного образования — самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими. Чаще всего педагоги дополнительного образования — творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе. В личности педагога дополнительного образования как носителя национальной культуры кроется огромная сила. В его труде много общего с трудом народного мастера. Часто они являются сами настоящими мастерами-профессионалами. Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает моделирование образовательного процесса, разработка авторских образовательных программ, конструирование образовательного пространства, а также дизайн среды, позволяющий наиболее полно осваивать конкретный вид деятельности.
УДО традиционно широко взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер. Это учреждения культуры и спорта, научные учреждения и организации, сфера профессионально-технического образования, промышленные предприятия, другие образовательные учреждения. Непрерывность образовательных связей с разными учреждениями создает возможности для полноценного развития ребенка, своевременного его самоопределения, повышения его конкурентоспособности в жизни, условия для формирования собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Полное представление о возможностях дополнительного образования невозможно без анализа особенностей его содержания, к которым можно отнести следующие.
Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях — художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и др.
В основе деятельности УДО лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения.
Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен. Дополнительные образовательные программы могут разрабатываться под узкие профили, направления, виды деятельности. Как уже отмечалось, дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок недополучает или вообще не получает в других образовательных учреждениях. В УДО создана специализированная материальная база, какой нет в школе. Использование возможностей дополнительного образования позволяет формировать у детей знания, умения и навыки в той сфере жизнедеятельности, которую они выбирают. Кроме того, взаимодействие с дополнительным образованием поможет развивать у детей стремление познать мир, понять назначение, устройство и принципы работы различных технических объектов и художественных образов.
Дополнительное образование достаточно полно представляет техническое творчество как комплексную и системную область знаний и практических умений. Здесь накоплен богатый опыт разнообразных видов детского научно-технического творчества: моделирование и конструирование предметов современного производства (авиа-, судо-, авто-, ракето- и т. д.), освоение новых информационных технологий (компьютерных, анимационных, рекламных и т. д.), исследование новых областей знаний (в области астрофизики, химии, радиоэ<