Воспитательные системы в социуме
Как уже отмечалось, воспитательные системы могут создаваться не только в школах разного типа, но и в учреждениях культуры, в центрах дополнительного образования, в детских объединениях и т.п.
К воспитательным системам в социуме можно отнести детские и молодежные организации и объединения, представляющие единство целей, содержания, форм и методов работы, определенных условий, субъектов, организующих общение и жизнедеятельность детей и взрослых.
Подобные системы рассматриваются на примере пионерских и скаутских организаций.
Пионерская организация
Пионерская организация (ПО) как воспитательная система прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства — образованием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России.
Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление ВС) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма.
В качестве цели рассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забота о всеобщей грамотности.
К основным принципам деятельности были отнесены: преемственность трех поколений — коммунистов, комсомольцев, пионеров; коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерывность деятельности; яркость и романтичность работы.
Содержание деятельности пионерской организации определялось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят. К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
В 1924 г. после смерти В.И.Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап
развития воспитательной системы организации, деятельностьпионеров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Положения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).
Последующие этапы развития воспитательной системы пионерской организации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным, трудовым, эстетическим, физическим.
В 1990 г. на этапе перестройки государства и общества вместо Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина возникает Союз пионерских организаций (СПО) и Федерация детских организаций (ФДО) СССР, ориентированных на идеалы гуманного и демократического общества. СПО, ФДО объявлялись объединением, не зависимым от каких-либо партий и политических сил, отказались от классового воспитания, провозгласив девиз «За Родину, добро и справедливость!». Содержание их деятельности опиралось на следующие программы: «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра — дело серьезное», «Древо жизни», «Свой голос» и др. Особенностями воспитательной системы современной пионерской организации является деполитизация, деидеологизация, гуманистическая и общечеловеческая ценностная ориентация. Однако воспитательная система современной пионерской организации не получила должного развития и находится на стадии становления.
Скаутская организация
Скаутизм как добровольное неполитическое движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствии с принципами и методами, изложенными в его программных документах. В них реализуются две концепции — человеческого достоинства и целостности окружающего мира.
Скаутская организация — это воспитательная система, направленная на разностороннее развитие и воспитание личности (развитие способности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6 — 8 человек. Скаутом может стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в возрасте от 6 до 20 лет и старше,
признающий конституцию всемирной организации скаутского движения и действующий в соответствии с ее принципами.
Основные принципы скаутизма -- патриотизм, аполитичность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содержание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом знаний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентированы на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.
Основные формы деятельности скаутов — это походы, путешествия, лагеря, трудовые и экологические проекты, акции гуманитарной помощи, выставки, всевозможные игры, смотры, соревнования и т.д. Организационной основой воспитательной системы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это самоанализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др.
Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будь готов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, форма, галстук, значок и др.
В настоящее время скаутские организации существуют в более чем 150 странах, в том числе и России, объединяя свыше 16 млн. человек.
Таким образом, в основе всех рассмотренных воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.
Рекомендуемая литература
Библер В. С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. — Кемерово, 1993.
Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. — М., 1989.
Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского. — М., 1997.
Грибанова Г. И. Скаутизм как воспитательная система // Педагогика. - 1992. -№ 6.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 1998.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В. И.Ленина / Под ред. В. А.Сулемова. — М., 1983.
Казакова L.M. педагогика успеха. — СПб.,1996
Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.
Кочетов А. И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива. — Минск, 1997.
Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993.
Скаутинг: Книга для скаутов. —Женева, 1993.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. — М., 1999.
Теория и практика глобального образования. — Рязань, 1994.
Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского. — М., 1999.
Хиггинс Э. Шесть ступеней Л. Кольберга // Народное образование. — 1993. -№ 1.
Цырлина Т. В. Встречное движение. — М., 1991.