Воспитательный процесс, его цель и сущность

Воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень акту­ального развития ребенка в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержа­ния, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в оп-

ределенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и ма­лоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включен­ными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уров­нем культуры в целом.

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс -целенаправленный процесс взаимодействия: индивид—индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, вос­питательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществ­ляется при специально организованном взаимодействии субъек­тов, направленном на осуществление педагогических целей, - воспитательном или педагогическом процессе.

Педагогический процесс — это профессионально организован­ный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризую­щийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворче­ством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания. В этом процессе не­обходимо соотносить руководящую роль педагога с развитием воспитанника, его активностью и самостоятельностью, тесно увязывая содержание осваиваемой культуры с наличием знаний воспитанника о себе и своем саморазвитии.

В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Традиционная педагогика школу рассматривает прежде всего как «школу обучения». Гуманистическая педагогика выступает за «школу развития», где понятия «педагогический» и «воспитатель­ный» считаются близкими по значению, часто употребляется тер­мин «воспитательно-образовательный процесс». Таким образом, воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимо­действия педагогов и учеников, сущностью которого является со­здание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Организация воспитательного процесса как созидание и под­держание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

Как отмечает Е. В.Бондаревская, в теории воспитания это тре­бование выражается через личностно-ориентированный подход,

при котором воспитанник признается полноправным партнером в условиях взаимодействия-сотрудничества. Этот подход позволя­ет реализовать идеи гуманистической педагогики при организа­ции воспитательно-образовательного процесса в современных ус­ловиях.

Б. П. Битинас считает, что по своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непре­рывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуа­ций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.

Результативность воспитательного процесса зависит от мастер­ства педагога, от его способности грамотно анализировать педаго­гическую ситуацию и решать возникающие педагогические зада­чи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и тех­нологий воспитательного процесса (см. рис. 3).

Организация воспитательного процесса на основе идей гума­нистической педагогики — сложная задача, ибо от педагогов тре­буется не только знание этих идей, но и принятие их как соб­ственных убеждений, на которых базируется мастерство организа­ции взаимодействия с воспитанниками.

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализа­ции целого комплекса следующих принципов:

• безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положитель­ное отношение к нему;

• проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

• осознание и признание права личности быть не похожей на других;

• предоставление права на свободный выбор;

• оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

• владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенно­сти восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, по­требности, мотивы, направленность, статус в коллективе, само­оценка, сформированность положительной Я-концепции, актив­ность и т.д.).

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в шко­ле — задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками

воспитательный процесс, его цель и сущность - student2.ru

и технологиями воспитательно-образовательного процесса, во­влекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореа­лизацию.

Рекомендуемая литература

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М., 1994.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического про­цесса. Минск, 1990.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.

Антология педагогической мысли: В 3 т. — М.,1989.

Арнольдов А. И. Введение в культурологию. — М., 1993.

Ахматов А. Ф. Педагогика гуманизма. — М., 1992.

Байкова Л. А., Орлова Е.А. Гуманизация школы: Теория и опыт. — Ря­зань, 1999. - Ч. 1.

Бездухов В. П. Теоретические проблемы становления гуманистическо­го стиля педагогической деятельности будущего учителя. — Самара, 1992.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Берулава М. Н. Общепедагогические основы гуманизации образова­ния // Педагогика. — 1994. — № 5.

Берулава М. Н. Основные направления гуманизации образования // Гуманизация образования. — 2001. — № 1.

Битинас Б. П. Структура процесса воспитания. — Каунас, 1984.

Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. — Ростов н/Д, 1991.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — №4. — С. 29-36.

Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — № 4.

Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: Опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. — Казань, 1996.

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени. — М., 1990.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л.Селивановой. — М., 1998.

Гуманистические традиции русской философии / Сост. В.А.Алексеев, В.Н. Лысенко. — М., 1991.

Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984.

Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993.

Лихачев Б. Т. Философия воспитания. — М., 1996.

Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. — Псков, 1995.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе: Книга для учите­ля-воспитателя. — М.,1999.

Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. — М., 1994.

Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.

Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 1995.

Педагогика школы / Под ред. Г.И.Щукиной. — М., 1978.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.АСластенина. — М., 2002.

Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.— М., 1998.


Наши рекомендации