Дидактическая игра «Прятки».
Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и·просит ребенка назвать группы животных.
- Это лисята.
- Это ежата. И т. д.
Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза.
Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.).
Критерии оценки
1 балл-ребенок не справляется с заданиями.
2 балла-затрудняется самостоятельно образовывать новые слова(сахар-сахарница),Осмысливает причинно–следственные отношения,преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчиненные предложения. Допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих животных.
3 балла-ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми.Понимает и употребляет предлоги в речи.Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
III. Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».
Материал: сюжетные картинки «Времена года».
Содержание диагностического задания:
В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.
Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко. - Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
- Что произошло с петушком?
- Как ты думаешь, почему петушок подавился?
- К кому сначала побежала курочка за помощью?
- Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.
Критерии оценки
1 балл-ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки.Не способен по образцу описать игрушку.
Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.
2 балла-ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов.Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности вописании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.
3 балла-ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки,последовательно составляет рассказ об игрушке.Умеетдраматизировать отрывки из знакомой сказки.
IV. Звуковая культура речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.
ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.
При повторе слов просит назвать первый звук.
Критерии оценки
1 балл-большое количество звуков произносит с искажением,затрудняется в выделении первого звука.
2 балла-не все звуки произносит чисто,выделяет первый звук.
3 балла-осмысленно работает над собственным произношением,выделяет первый звук в слове.
Высокий уровень-10-12баллов.
Средний уровень- 6-9баллов.
Низкий уровень- 4-5баллов.
Образовательная область «Познание»:
Формирование элементарных математических представлений.