Психологические аспекты изучения педагогической анимации
Психологические особенности анимации раскрываются, прежде всего, в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Одной из ведущих потребностей человека А. Маслоу считал раскрытие потенциала личности, ее самоактуализацию, когда «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует». Психологическая специфика анимации связана с эмоциональной притягательностью досуговой деятельности, ценность которой заключается не в ее результате, а в самом процессе. В этом смысле очень важен потребностно-мотивационный контекст всех видов досуговой деятельности и взаимодействия в указанной сфере. Психологическая логика анимации основана на современных представлениях об основных потребностях личности, которые удовлетворяются ею в сфере свободного времени. Наиболее полно такую логику анимации отражает интенсивно развивающийся в последние десятилетия в психологии «ассертивный подход к проблеме досуга личности» (С. Степанов).
Под ассертивностью в современной психологической науке чаще всего понимают независимость личности от внешних влияний и оценок, ее поведение в соответствии с настроениями, побуждениями и интересами. Другими словами, ассертивность и ассертивное поведение личности – это особая интегральная характеристика человека, проявляющаяся в его отношениях с другими людьми. Е. В. Андриенко, отмечает, что психологический смысл ассертивности заключается в способности человека отстаивать и защищать свои интересы, добиваться своих целей, не причиняя вреда окружающим. Ассертивность предполагает, что реализация интересов индивида является условием реализации интересов других людей на основе стратегии сотрудничества и компромисса. Данная форма поведения является одной из наиболее сложных форм, но достаточно распространенной особенно в сфере досуга. В действительности такое поведение обеспечивает полноценное взаимодействие с окружающими. Более того, оно способствует развитию тех, с кем взаимодействует ассертивный человек. Весьма важным является тот факт, что ассертивный человек при взаимодействии с другими людьми, позволяет им оставаться самими собой.
В этом смысле сфера свободного времени представляет личности гораздо более широкие возможности для самореализации. Польский ученый Р. Костецки проанализировав основные группы потребностей человека, которые он стремится удовлетворить в свободное время, выделил девять групп таких потребностей: потребность в отдыхе и хорошем самочувствии; потребность к компенсированию, как временное освобождение от психической нагрузки и от выполнения распоряжений и общественных правил; потребность познания и переживания бытового опыта, освоения новых типов личной активности и совместной работы с другими людьми; потребность покоя, познания самого себя, рефлексия, освобождение от стресса; потребность межличностных контактов, усиление собственных переживаний через общение с другими людьми; потребность общественной интеграции, ориентация на поиск групповой атмосферы, эмоциональной безопасности; потребность участия в совместной деятельности, в организации групповых явлений; потребность в приобщении к культуре на основе спонтанности, фантазии, творчества, собственной культурной активности.
В отечественной науке подобный взгляд на проблему досуга личности отражен в исследовании Э. В. Соколова, который структурирует досуг, выделяя шесть его уровней: «отдых, служащий для восстановления жизненных сил; развлечения, выполняющие роль психической разгрузки; просвещение, служащее средством развития разума, воображения, физических и нравственных чувств, открывающих путь к ценностям культуры; творчество, отличающееся глубиной и универсальностью потребностей человека; созерцание природы; праздники, связывающие прошлое и настоящее и пр.».
С данных позиций досуг представляется самоценной деятельностью личности, связанной с удовлетворением ее избирательных потребностей, которые самими условиями жизнедеятельности человека культурно-исторически и психологически отнесены к сфере свободного времени. Можно предположить, что анимация, как ассертивно-ориентированная педагогика досуга, должна находить пути и средства удовлетворения дифференцированных потребностей людей, прежде всего тех, которые направлены на самореализацию и духовное саморазвитие личности в контексте развития их полноценного взаимодействия и эмоционально-благоприятных отношений с другими людьми.
Психологическая природа анимации, как профессиональной деятельности, заключается в соединении формального и неформального влияний на отдельного человека, определенную группу людей, где формальное влияние связано с управленческими и организаторскими возможностями аниматора, а неформальное влияние определяется его личностными особенностями. В основе последнего – высокие коммуникативные способности аниматора: он располагает людей к себе, вдохновляет их, настраивает на активное участие в общем действии. Ведущая роль в таком влиянии принадлежит механизму социальной фасилитации, как процессу облегчения, помощи, способствования успешности личности и (или) группы. Фасилитирующее влияние анимации заключается: в психолого-педагогической поддержке личности и (или) группы; в акцентировании на ее досуговых интересах; в установлении психологически благоприятной атмосферы взаимодействия; в создании условий для формирования у человека «способности к самоодобрению» (Р. Бернс). Главная цель развития «Я-концепции», по мнению Р. Бернса, заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, способствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного самовосприятия. Человек с детства должен развивать у себя навыки самоодобрения, становиться самому себе источником оценки. Это означает связать слово «успех» со словом «я» в единое понятие. Чем более положительные высказывания, имеющие своими источником реальные успехи и оценки личность может отнести к себе, тем большей силой они обладают в плане формирования у него позитивной «Я-концепции». Воспитывая личность способной к самоодобрению, нужно не только создавать условия для подкрепления соответствующего поведения и связанных с этим чувств, но и обучать человека новому набору понятий, характеризующих его личностное «Я». Р. Бернс отмечает, что способность к самоодобрению является фундаментом позитивной «Я-концепции» личности, в том числе и в профессии. Другими словами, такая способность к самоодобрению изначально формируется у самого аниматора как эмоционально положительное переживание процесса осуществления собственной деятельности, вне которой он не может проявить себя во всех своих сущностных силах, в своем «предназначении».
По мнению М.-Ж. Паризе, аниматор – это человек, который «не может не быть аниматором», что «лишившись вдруг анимации, он лишится и главной движущей силы своего личностного развития». В основе такого понимания личности аниматора лежит идея «самости» (К. Юнг). «Самость», или «голос нутра», по К. Юнгу, это голос более полной жизни, более полного и объемного сознания, более совершенное исполнение своих коллективных предназначений, реализация своего своеобразия. Анимация представляет собой ценность для профессионала как процесс, который он воспринимает как акт творческой самоактуализации, а не как изнурительный труд. По мнению К. Роджерса, самоактуализирующийся человек является в своем деле настолько хорошим, насколько он может. Важнейшей чертой самоактуализации является способность и потребность человека реализовать свои уникальные задатки. Самоактуализирующийся профессионал, по замечанию А. Маслоу, подходит к своей работе, как «ключ к замку», испытывает к ней непреодолимую тягу и способен выполнить ее наилучшим образом.
В отечественной психологической науке также развиваются идеи, необходимые для осмысления психологической сущности анимации. Это идеи субъектности, саморазвития, самореализации личности и ее жизненной стратегии (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.). Проявление содержательной активной формы человеческого бытия рассматривается в науке через социально-психолого-педагогическую категорию «субъект жизнедеятельности». В основе этого бытия лежат такие свойства человека как интерес, потребность, цель. А. Н. Леонтьев утверждал, что предпосылкой всякой деятельности является субъект, обладающий потребностями. На уровне психологического осмысления этого понятия отмечается активность, которая понимается как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной жизни. Субъекта, в таком понимании, отличает, с одной стороны, сознательный характер проявления своей активности, а с другой стороны, свободноеосуществлениесвоей активности. Психологический смысл понятия «субъект», по мнению К. А. Абульхановой-Славской заключается в передаче и мере активности, направленности, социальной сущности сознания, действий, отношений индивида.
По отношению к субъекту деятельности употребляется понятие «способ осуществления» (C. Л. Рубинштейн), что подразумевает активность действия и реализуемый субъектом социальный и творческий потенциал. Развивая идею «осуществления себя», К. А. Абульханова-Славская отмечает, что деятельность отдельной личности редко создает новые ценности в науке и искусстве. Примечательным для каждого субъекта оказывается приобщение к деятельности общества. «Возможность выразить себя в деятельности, в профессии – основная потребность личности как субъекта». Таким образом, «осуществление себя», как необходимое условие развития личности, рассматривается в психологии через сочетание внутренней и внешней самореализации личности, как стремление раскрыть свои возможности и способности в гармонии с миром, с другими людьми.
К. А. Абульханова-Славская отмечает, что реализация человеческой сущностной природы, объективно предшествует личностному бытию и нередко противостоит реальному индивиду в качестве идеала. Она представляет собой практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом. Она носит индивидуальный характер, ей присущи уникальность, неповторимость и своеобразие: «Самореализация – это социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека». Но самореализация не должна исчерпывать личность. С каждой реализацией поток возможностей должен нарастать, увеличиваться потенциальность личности. Личность должна переживать себя как «бытие-в-возможностях». Л. В. Тарасов отмечает, что анимация, представляя собой процесс одухотворения, включает в себя «выявление внутренних способностей» и склонностей, реализацию своего духовного призвания и достижения социальной гармонии. В этом смысле анимация в полной мере оправдывает свое терминологическое обозначение, которое связано с одухотворением досуга. По мнению В. Франкла, свобода, ответственность, духовность – это три основные характеристики, которые и отличают «человека в человеке». Ученый отмечает, что духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное – это то, что отличает человека, что присуще только ему. «Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно также человек начинает вести себя как человек лишь, когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе, необязательно противостоя самому себе». В. Франкл полагает, что связующей нитью между субъектом и миром является свободная деятельность, в процессе которой человек сотворяет себя самого.
Методологической основой исследования анимации является также психологическое учение о сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере и роли в развитии личности как ее субъекта. Категория деятельности, деятельностный подход к развитию личности, основательно разработан в трудах Е. А. Ануфриева, Л. П. Буевой, Н. К. Глотова, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева и др. В работах этих и других авторов раскрыты сущность, структура, категории деятельности, определены состояния различных форм и видов деятельности, которая трактуется как единственно социально-значимый способ существования человека. На сегодняшний день в философии и психологии отсутствует общепринятое понятие деятельности. В трактовке этой категории можно выделить два основных подхода. Первый из них в отечественной науке представляют П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., которые полагают, что ядром психологической теории деятельности является принцип предметности. Так, А. Н. Леонтьев под деятельностью понимает процесс, побуждаемый и направляемый мотивом – тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Другой подход мы находим в трудах Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. Они рассматривают деятельность в контексте человеческих отношений. Как отмечал Б. Г. Ананьев, любая деятельность человека осуществляется в системе субъект-субъектных отношений, т. е. социальных связей и взаимоотношений, которые образуют человека как общественное существо – личность.
Очевидный интерес представляет предложенная М. С. Каганом классификация видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная. Все эти виды в большей или меньшей степени представлены в досуговой деятельности, которая представляет собой организуемую в условиях свободного времени специфическую коллективную форму самодеятельной реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Одним из интегративных признаков человеческой деятельности как фактора развития личности, является ее созидательный совместный характер. Методологическая, содержательная и технологическая характеристики этого признака основательно исследованы в работах К. А. Абульхановой-Славской, Г. Н. Андреевой, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского и др. В частности, следует отметить, что самореализация личности осуществляется не только посредством ее собственных усилий, а также посредством со-деятельности, со-творчества с другими людьми.
Можно предположить, что педагогическая деятельность в сфере свободного времени детей и подростков как совместная досуговая деятельность педагогов и воспитанников на основе общей заинтересованности в предмете, процессе и результате деятельности способствует формированию системы ценностей и отношений личности в конкретных социальных условиях. Чтобы грамотно осуществлять выбор содержания совместной деятельности, целенаправленно моделировать и профессионально управлять воспитательным процессом в сфере свободного времени детей и подростков, необходимо знать интересы, потребности, склонности, индивидуальный опыт и социальные установки воспитанников, их творческие способности и личностные качества.
Таким образом, психологический смысл анимации заключается в становлении и развитии личности на основе процесса индивидуализации и актуализации ее духовных потребностей в сфере свободного времени, реализовать которые вне заинтересованного окружения достаточно сложно. Это длительный и сложный процесс, при котором могут происходить нарушения адаптивных функций личности, изменения в личностной системе ценностей, психологические и духовные кризисы. Однако только такой путь индивидуального развития личности представляется необходимым для духовно полноценной жизни человека. На содействие процессу индивидуализации личности направлена деятельность аниматора, так как благодаря особой способности благотворно влиять на окружающих его людей он осуществляет социализацию и интеграцию личности в культуру, а также способствует раскрытию ее духовно-нравственного потенциала.
В целом психолого-социальный подход для рассмотрения анимации представляется достаточно перспективным, так как последние десятилетия характеризуются бурными темпами развития психологической науки в целом, появлением новых направлений исследования, а также выделением интегративных научно-прикладных областей психологии. Именно в этой сфере психолого-социально-педагогических исследований возможно развитие идеи педагогической анимации.