Детская субкультура как социокультуральная система характ-я след.особенностями.
1. Она явл. самост. частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка суб‑, указывающая на подчиненность, в слове «субкультура»).
2. Д.С. отлич. консерватизмом (игры, шалости,). При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно‑детские культуральные структуры.
3. Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально‑психологических проблем.
4. Д.С. явл. продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах.
5. Психоло.предпосылки для передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих на определенных возрастных этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается трансляция традиции у детей по вертикали: от старших к младшим.
Термин "детская субкультура" происходит от лат. sub – под, cultura – возделывание, воспитание, развитие. Ее изучению посвятили свои исследования детские писатели (К. И. Чуковский, М. Носов, Д. Драгунский и др.) и психологи (Е. В. Субботский, М. В. Осорина, Н. Иванова, В. Кудрявцева, Т. Алиева и др.).
два основных значения:
– в широком смысле – под ним подразумевается все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
– в более узком – он подразумевает смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
6.Основные виды деят-ти детей раннего и дошко. возраста: предметная, познав., игр, труд., худ.о-эстет-я и общение. Их особенности, взаимосвязь, орг-я и рук-во.
Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство
Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей познавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего возраста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.
Характер педаг.воздействий взрослогоизменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:
- вначале это непосредственное эмоц. взаимодействие в сочетании с предоставлением возм-ти ребенку действовать с игрушками и предметами;
- с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;
- первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;
- с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со словесными пояснениями.
Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста. От 1 до 2 лет; развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидак. материалом, музык. занятия, игры и развлечения. От 2 до 3 лет: физкул. занятия, занятия по сенсор.развитию, развитие речи и ознак-е с окружающим, развитие элементарных математических пре-й, изо.деяте-ь, конст-ие из строит. материала, музыкальные занятия. Все виды занятий требуют от детей опред. усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.
Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на занятиях закл-ся в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидак. игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.
Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуманный подбор педагогом методов и приемов обучения не только обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение знаний детьми.
7. Характеристика цели и задач дошк. воспитания в современных норма-ных документах (Концепция дошк. воспитания, ФГОС ДО и др.).
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование.
Очевидные недостатки - в качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указываласьавторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач ДО определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка,
3. Признание уникальности дошк. детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоц. благополучии кажд. ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деят-и (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.
4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка.Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей ДО явл-я, прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самост-сти, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры,который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности
Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, ДУ призваны решать комплекс задач:
· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
· приобщать к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения.
Стандарт преследует следующие цели:
● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошк.образ-я;
● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образованияна основе единства обяз. требований к условиям реализации основных обр.программ, их структуре и результатам их освоения;
● сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе и эмоц.благополучия);
● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития ин. способностей и творч. потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эст.качеств, иниц-сти, самост-и и отв-ти, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обесп-я вариативности и разно-зия содержания образ. программ и организ-х форм
● фор-я социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
● обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошк. детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
● обеспечения преемственности основных образ.программ
8. Цель и задачи социал.-нравств.воспитания дошкольников. Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова и др.).
Методы соц.-нрав.воспитания в ДОУ В дошк. учебных заведениях социально-нравственное воспитание детей осуществляется по специальным педагогическим программам и направлениям. Педагогические программы состоят из наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют социально-развитую и нравственную личность.
К основным средствам социально-нравственного воспитания в ДОУ можно отнести:
Художественные средства, воздействующие на эмоциональную и духовную стороны ребенка (литературные произведения, искусство, музыка, театр и кино);
Природные средства, которые формируют у ребенка гуманность, сопереживание, бережное отношение к окружающему миру и гражданскую позицию;
Деятельностные средства, которые развивают способности ребенка, его ответственность, трудолюбие и целеустремленность (труд, творчество, игра и т.д.);
Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: 1) методы организации практического опыта общественного поведения; 2) методы формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И. Логиновой, в три группы:
1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство деятельностью);
2) методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этическая беседа);
3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).
Отрицательную оценку и наказание нельзя использовать как обязательный метод воздействия. Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказания лишение ребенка прогулки, приема пищи, сна; применять физические наказания; а также резкие отрицательные оценки, унижающие достоинство ребенка.
9. Цель, задачи, содержание худ.-эстет. восп-я детей (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.). Методы и формы организации э.в.
Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус - способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от
Цели худ.-эст. воспитания:развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Исходя из его целей выделяются задачи эстетического воспитания дошкольников:
- развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;
- формирование элементарного эстетического сознания;
- формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
- развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
Содержание эстетического воспитаниядошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в «Программе воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: художественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).
При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности.
практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность. Выбор форм, методов и средств худ.-эстет. воспитания опреде.целями, задачами, возрастными и индиви.особенностями детей.
10.Гражданско-патр. восп-е дош-ов: цель, задачи, содержание. Концепции и программы патр. воспитания (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова и др.). Методы, приемы и формы орг-и гражданско-патр. воспитания детей. Технологии патр. воспитания.
Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Гражда-сть - это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстет.чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.
Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого,про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская.
Основы патри.вос. отражены в современных программах В ДОО.
Средства патр. восп-я: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и др. Важной составной частью патр.воспитания яв.приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриот. воспитания: чтение художественной литературы, рассказы, беседы с детьми, этические беседы, рассматривание иллюстраций и картин, объяснение, экскурсии в природу, по достопримечательностям родного города или поселка, наблюдение, примеры из художественных произведений и личный пример воспитателя, методы стимулирования. Перечисленные методы повышают познав. активность, эмоци.восприятие дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
….В.Г.Белинского, Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического 9 воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д.Маханёва, Г.А.Ковалева, Н.В.Алёшина, М.Ю.Новицкая, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям
11.Воспитание культуры поведения в дош.возр.: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и др.). Содержание, формы и методы работы по воспитанию основ этикета у дошкольников.
с ранних лет у детей необх. воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравст. обычаев, традиций и привычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным, постоянным.
Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет -это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека
Способы педагогического воздействияна детей разнообразны. Среди тех, что используются при обучении детей правилам этикета, выделим основные: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание.
В упражнениимногократно повторяется то или иное действие, например правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
Воспитывающие ситуациивозн. тогда, когда мы создаем условия, в которых ребенок стоит перед выбором, например уступить свой стул девочке или нет, использовать за столом вилку и нож или одну вилку, привести в порядок игрушечный уголок после игры или нет.
Дошкольнику необходим пример для подражания, являющийся своеобразным наглядным образцом. Им может стать воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой.
Поощрение осуществляется различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. Важным условием воспитания этикетного поведения является разумность поощрения, т.е. его адекватность совершенному поступку.
Этическая беседа с детьми
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Содержание культуры поведениявключает в себя три компонента: культура деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.
Культура деятельностипроявляется у ребенка в различных видах деятельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.
Культура общенияпредусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соответствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих.
Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.
Выделяют следующие особенности формирования культуры поведения у дошкольников:
- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения;
- форми-е культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка;
- необходимо сфор-ть у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребенок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразвитости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сразу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого;
- для успешного формирования потребности поступать определенным образом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые мотивы, побуждающие ребенка к определенному поведению;
- при формировании норм культуры поведения воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер;
- волевые проявления ребенка для достижения определенного результата необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой.
Методы воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, показ действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение, поощрение, положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за поведением ребенка.