Цели обучения курсу «Светская этика» для 1–2 классов
Цели обучения | Компетенции в зависимости от целей | Перекрестные компетенции |
О1 направлять учащегося к пониманию точки зрения других учащихся | С1-С4 | Т1, Т2, Т4 |
О2 поощрять учащегося выражать свое мнение и чувства различными способами | С2 | Т1, Т2, Т7 |
О3 направлять учащегося к пониманию собственной точки зрения и мнения других людей | С1 | Т1, Т2, Т7 |
О4 поддерживать развитие способности задавать вопросы и приводить обоснованные аргументы | С1-С4 | Т1, Т2, Т7 |
О5 направлять учащегося к осознанию причин и следствий, а также этического аспекта происходящих событий в его или ее жизни | С1-С4 | Т1, Т3, Т4 |
О6 поощрять учащегося к размышлениям о добродетели и различиях между добром и злом | С1-С4 | Т1, Т3, Т7 |
О7 поощрять изучение местных традиций | С2 | Т2, Т4 |
О8 направлять учащегося к пониманию оснований жизни в обществе | С1-С4 | Т2, Т3, Т7 |
О9 направлять учащегося к уважению природы и окружающей среды | С4 | Т3, Т5, Т7 |
Ключевые тематические разделы в соответствии с целями преподавания курса «Светская этика» для 1–2 классов
Учебная программа рассчитана на достижение поставленных целей при учёте учебных возможностей конкретной школы. Содержание программы направлено на развитие учебных навыков на каждой ступени. Имеющийся багаж знаний учитывается при отборе тематического содержания и при более углублённом изучении дисциплины.
C1 Определение добродетели: учащиеся практикуют свои навыки общения, учась с уважением прислушиваться к другим, и учатся ясно выражать свои мысли. В процессе обучения учащиеся рассуждают о значении хорошего, правильного и неправильного, выявляют различия между ними, размышляют о человеческой добродетели. Учащиеся также задумываются о том, что означает дружба в их собственной жизни.
C2 Различия в образе жизни: учащиеся размышляют над вопросом «Кто я?», над различиями в образе жизни и мышлении различных людей. Ученики узнают о разных подходах к жизни, особенно в связи с их собственными семьями и культурным происхождением.
C3 Основы жизни в обществе: учащиеся узнают об основах социальной жизни; размышляют, например, о значении правил, доверия, честности и справедливости в различных повседневных ситуациях и обстановке. Учащиеся получают предварительное представление о правах и статусе ребенка в разных сообществах.
C4 Природа и уверенность в завтрашнем дне: ученики исследуют различные формы жизни на Земле, задумываются о конечности жизни. Учащиеся знакомятся с различными теориями создания мира. Учащиеся изучают свое окружение и исследуют влияние на него своего собственного выбора и действий. Учащиеся придают значение событиям, связанным с природой.
Принципы выбора учебной среды и методов преподавания курса «Светская этика» для 1–2 классов
Для достижения целей дисциплины важно выбрать такие методы работы, которые создают безопасную и открытую психологическую и социальную образовательную среду, в которой каждый учащийся чувствует, что его или ее слышат и ценят. Поддерживается развитие навыков саморегуляции. Разработана гибкая образовательная среда, обеспечивающая различные способы обучения и работы. Проблемно-ориентированные групповые дискуссии под руководством учителя обогащаются функциональными мероприятиями, сказками, историями, играми, музыкой, изобразительным искусством и театральными постановками. В процессе осуществления данных видов деятельности принимается во внимание технологизация жизни учащегося.
Методическая помощь, дифференцирование и сопровождение при преподавании курса «Светская этика» для 1–2 классов
С позиций реализации целей курса «Светская этика», развитие сопричастности и самоэффективности есть необходимый аспект методического сопровождения. Как изучаемая дисциплина «Светская этика» способствует развитию, научению и воспитанию ученика посредством предоставления возможностей и инструментов для анализа, структурирования и формулирования собственных взглядов и идентичности, наряду с мировоззрением других людей. Помощь и сопровождение особенно актуальны для развития мыслительных и коммуникативных навыков. При отборе методов работы и содержания дисциплины потребности учащихся в личностноориентированном подходе, возможностях работать спокойно и в собственном ритме наиболее релевантны.