Обучение с расширенным изучением языков

В данном документе термин «обучение с расширенным изучением языков» используется для обозначения такой программы обучения, в рамках которой менее 25% содержания обучения преподается на языке, отличном от языка обучения в школе. При обучении с расширенным изучением языков это процентное соотношение высчитывается на основании общего количества учебных часов для каждого класса. Преподавание по программе обучения с расширенным изучением языков может быть начато в период дошкольного образования и продолжаться в течение всего периода получения базового образования или на протяжении какой-либо части этого периода. Цели обучения с расширенным изучением языков в отношении различных предметов и результаты обучения по окончании курса базового образования совпадают с целями и результатами базового образования без расширенного изучения языков. Обучение с расширенным изучением языков стимулирует и способствует использованию обучающимися целевого языка не только на уроках изучения этого языка. Цели изучения языков устанавливаются пропорционально доле обучения с расширенным изучением языков.

10.2 Решения, принимаемые внутри образовательной организации

Если образовательная организация предлагает билингвальное обучение в той или иной форме, на уровне образовательной организации должны быть приняты соответствующие решения, и следующие аспекты должны быть отражены в образовательной программе:

• на кого рассчитано билингвальное обучение, и принципы получения доступа к нему;

• каково распределение учебных часов для изучения языка погружения / целевого языка и языка обучения в школе;

• какие предметы или аспекты содержания обучения преподаются на языке обучения в школе, и какие – на языке погружения / целевом языке;

• если ситуация требует отдельного пересмотра для каждого учебного года, образовательная программа должна содержать сведения о том, каким образом осуществляется пересмотр и как текущее положение фиксируется в годовом плане;

• каковы ключевые языковые цели для предметов, преподаваемых на языке погружения / целевом языке;

• каковы цели и содержание изучения языка погружения / целевого языка в каждом классе.

Для раннего полного погружения в язык образовательная программа также должна описывать следующее:

• какая часть содержания предмета «родной язык и родная литература» преподается на языке обучения в школе, и какая – на языке погружения.

При составлении образовательной программы развернутого билингвального обучения должны быть приняты соответствующие решения; в программе должны быть отражены следующие аспекты:

• как организовано обучение обучающихся, проживающих в Финляндии на протяжении короткого периода времени и не имеющих возможности учиться на языке обучения или целевом языке;

• используется ли тестирование для допуска обучающихся к обучению по этой программе, и каким образом результаты тестирования влияют на получение допуска.

11 Базовое образование, основанное на специфической философской или педагогической системе

11.1 Принципы предоставления образовательных услуг

Правительство может дать зарегистрированной ассоциации или учреждению разрешение на оказание услуг базового образования. В рамках этого разрешения перед образовательной организацией может быть поставлена особая образовательная задача на основании специфической философской или педагогической системы.

В рамках базового образования, основанного на особой философской или педагогической системе, обучение и вся школьная деятельность должны соответствовать целям, установленным для базового образования. Образовательные услуги должны предоставляться в соответствии с Национальной основной образовательной программой базового образования, и обучающиеся не должны быть обязаны подтверждать свою приверженность какой-либо философии, ценностям или педагогической системе, на которой может быть основано обучение. Любые исключения или особые условия устанавливаются разрешением на оказание образовательных услуг или Постановлением Правительства[146].

11.2 Решения, принимаемые внутри образовательной организацииМестная образовательная программа базового образования может быть специфичной для образовательной организации или какого-либо блока, или совмещать в себе то и другое, по решению образовательной организации. Местная образовательная программа, основанная на особой философской или педагогической системе, может варьироваться в пределах, установленных разрешением на оказание образовательных услуг и Постановлением Правительства. Программа должна соответствовать Закону и Указу об основном общем (базовом) образовании, Постановлениям Правительства о целях и распределении учебных часов в рамках базового образования или основной образовательной программе базового образования.

В дополнение к условиям, установленным в других главах основной образовательной программы, на уровне образовательной организации должны быть приняты соответствующие решения, и в образовательной программе должны быть отражены следующие аспекты:

• Для базового образования, основанного на специфической философской системе:

o какие концепции, основанные на специфической философской системе, могут дополнить основополагающие ценности, цели и ключевое содержание базового образования;

o как эти концепции выражаются в школьной культуре и подходу к работе; o каким образом обучение, акцентированное на ценностях, знаниях, навыках и способностях, связанных с этой философской системой, реализуется на междисциплинарном уровне в преподавании различных предметов и учебных модулей.

• Для базового образования, основанного на специфической педагогической системе:

o какие педагогические принципы и решения, основанные на специфической педагогической системе, могут дополнить педагогические принципы и методику, установленные данной основной образовательной программой; o каким образом эти принципы и решения отражены в школьной культуре, подходах к работе и в преподавании различных предметов и учебных модулей.

12 Факультативные занятия в рамках базового образования

Общей целью факультативных занятий в рамках базового образования является углубление знаний, расширение диапазона обучения и развитие способностей обучающихся для дальнейшего обучения. Факультативные занятия предлагают обучающимся возможность развивать свои компетенции в соответствии со своими интересами. Факультативные предметы повышают мотивацию к обучению и формируют навыки, необходимые для того, чтобы уметь делать выбор.

Наши рекомендации