Индивидуальная социальная защита обучающихся
Индивидуальная социальная защита обучающихся включает медицинское обслуживание обучающихся в школе, услуги школьного психолога и школьного социального работника, предоставляемые обучающемуся в рамках школьной социальной защиты, а также работу специалистов разных профессиональных областей по обеспечению социальной защиты в отношении отдельного обучающегося [111] . Расширенные медицинские обследования, проводимые в рамках медицинского обслуживания обучающихся, и другие регулярные медицинские осмотры входят в состав индивидуальной социальной защиты обучающихся. Обзоры результатов расширенных медосмотров являются источником важной информации для реализации коллективной социальной защиты обучающихся.
Целью индивидуальной социальной защиты обучающихся является контроль и содействие таким аспектам как всестороннее развитие обучающегося, охрана здоровья, благополучие и обучение. Гарантия своевременного оказания поддержки и предотвращение проблем также являются крайне важными аспектами. Индивидуальные способности обучающегося, его ресурсы и потребности принимаются в расчет как при формировании системы поддержки, предлагаемой социальной защитой обучающихся, так и в повседневной школьной жизни.
Индивидуальная социальная защита обучающихся всегда осуществляется при согласии обучающегося и, если это необходимо, его законного представителя[112]. Вовлеченность обучающегося, личные предпочтения и мнение о касающихся его мерах и способах решения задач принимаются во внимание с учетом возраста обучающегося, уровня развития и личных способностей131. Взаимодействие должно быть основано на принципах открытости, уважения и конфиденциальности. Работа должна быть организована таким образом, чтобы обучающийся воспринял ситуацию как мирную и мог почувствовать, что его мнение выслушали. При осуществлении мер по обеспечению социальной защиты необходимо соблюдать предписания относительно раскрытия информации и секретности.
Обсуждение вопроса в экспертной группе, собранной для оказания поддержки конкретному обучающемуся, и состав группы также согласуется с обучающимся и, если это необходимо, с его законным представителем. При условии наличия детализированного письменного согласия обучающегося или законного представителя, специалисты по осуществлению мер социальной защиты, или члены семьи обучающегося, или другие близкие взрослые могут участвовать в обсуждении[113]. Члены группы также имеют право обратиться за консультацией к специалистам, если они сочтут это необходимым в сложившейся ситуации[114]. Экспертная группа составляет отчет о социальной защите относительно проработки вопроса, связанного с конкретным обучающимся. Руководитель группы вносит в отчет любую необходимую информацию, требуемую для организации и осуществления индивидуальной социальной защиты обучающихся. Информация также может быть зафиксирована в отчетах других членов экспертной группы. Отчетность ведется непрерывно, информация фиксируется в хронологическом порядке. Согласно Закону о социальной защите обучающихся, отчет должен включать следующее[115]:
• имя обучающегося, личный идентификационный код, район проживания и контактную информацию, а также, если обучающийся является несовершеннолетним, имя и контактную информацию законного представителя или иного уполномоченного лица;
• дату записи, профессию или должность автора или авторов записи;
• список присутствующих на собрании лиц с указанием их должностей;
• описание ситуации, информация о том, кто поднял вопрос о ее рассмотрении;
• меры, предпринятые для выяснения обстоятельств ситуации, включая оценки и заключения;
• предпринятые меры, включая взаимодействие между различными сторонами и меры поддержки, применяемые ранее или на текущий момент;
• детали обсуждения ситуации на собраниях группы, принятые решения и план их реализации;
• стороны, ответственные за реализацию плана и ее контроль.
Если информация, содержащаяся в отчете о социальной защите обучающегося, была раскрыта постороннему лицу, необходимо указать в отчете, какая информация была раскрыта, кому и на каком основании[116].
Отчеты о социальной защите обучающихся и другая документация, касающаяся отдельных обучающихся, составленная или полученная в ходе решения задач социальной защиты, регистрируется в журнале социальной защиты обучающихся. Образовательная организация несет ответственность за обработку персональных данных и выступает по отношению к этим данным в качестве администратора. Информация, зафиксированная в журнале социальной защиты обучающихся, которая касается отдельного обучающегося или другого частного лица, является конфиденциальной[117].
Школьные медицинские работники и психологи фиксируют сведения о мерах по обеспечению индивидуальной социальной защиты обучающихся в медицинских картах или иной медицинской документации согласно нормативным предписаниям.
Сходным образом, школьные социальные работники, задействованные в обеспечении социальной защиты обучающихся, фиксируют информацию о своих клиентах в отчетах социальных работников о работе с клиентами[118].
Те сотрудники, которые принимают участие в организации и реализации социальной защиты отдельных обучающихся, несмотря на обязанность соблюдать конфиденциальность, имеют право получать друг от друга и раскрывать друг другу и ответственным за социальную защиту лицам информацию, которая необходима для организации и реализации индивидуальной социальной защиты обучающихся138. Они также имеют право получать и раскрывать друг другу, учителю, директору и представителям образовательной организации информацию, необходимую для надлежащей организации преподавания[119]. Лицо, раскрывающее информацию, должно проанализировать, является ли информация необходимой для обеспечения безопасности обучающегося или других обучающихся. Раскрываемая информация может быть связана с заболеванием обучающегося, которое необходимо учитывать при его обучении. Даже если существуют основания для раскрытия информации, обозначенной в тексте Закона, как указано выше, для обеспечения взаимодействия и доверия необходимо сначала сделать попытку получить разрешение обучающегося или законного представителя на раскрытие конфиденциальной информации.
При переводе обучающегося в другое образовательное учреждение, где образование реализуется другой образовательной организацией, предыдущая организация запросит у обучающегося и, при необходимости, у законного представителя согласие на раскрытие представителям новой образовательной организации конфиденциальной информации, содержащейся в журнале социальной защиты, которая необходима для продолжения оказания социальной защиты обучающегося [120] . С другой стороны, информация, необходимая с точки зрения организации обучения, должна, несмотря на секретность, быть немедленно предоставлена сотрудникам другой образовательной организации или организации, предоставляющей услуги среднего профессионального образования. Эта информация также может быть предоставлена по запросу новой образовательной организации[121].
Планы относительно социальной защиты обучающихся
Разделы образовательной программы, касающиеся социальной защиты обучающихся, должны быть разработаны в условиях взаимодействия с официальными лицами, отвечающими за задачи социальной защиты и медицинского обслуживания на территории муниципального района[122][123]. Обучающимся должна быть предоставлена возможность принять участие в разработке образовательной программы и соответствующих планов, а также школьных правил. Необходимо выслушать мнение школьного ученического совета, прежде чем утверждать такие планы и правила143. Подготовка этих планов производится в условиях взаимодействия с законными представителями и, если это необходимо, с другими уполномоченными лицами и сторонами.
На местном уровне структура планов социальной защиты обучающихся представляет собой совокупность трех планов, которые совместно регулируют планирование и реализацию социальной защиты. Это следующие планы, разработанные в условиях коллективного взаимодействия специалистов разных профессиональных областей:
• план обеспечения благополучия детей и молодежи, который включает раздел о социальной защите[124];
• описание мер социальной защиты обучающихся, включенное в местную образовательную программу[125];
• школьный план социальной защиты обучающихся[126][127].
План обеспечения благополучия детей и молодежи и другие системы мер, применяемые местными органами власти для обеспечения социальной защиты и безопасности детей и молодежи, учитываются при подготовке соответствующего раздела местной образовательной программы и школьных планов социальной защиты.
8.5 Решения, принимаемые внутри образовательной организации, и подготовка школьных планов социальной защиты
Описание социальной защиты обучающихся в тексте образовательной программы
Образовательная программа описывает цели и практические методы реализации социальной защиты обучающихся на местном уровне в рамках базового образования. В ней определяются связи между образовательной программой и планом обеспечения благополучия детей и молодежи, а также стратегия разработки школьных планов социальной защиты. Чтобы убедиться, что школьные планы в достаточной мере согласованы, целесообразно включить в описание стратегии разработки школьных планов социальной защиты описание базовой структуры плана и вопросы, общие для всех планов. Отдельные школы должны затем специфицировать и дополнить общие разделы.
Школьный план социальной защиты147
Сотрудники образовательной организации должны убедиться, что школьный план социальной защиты подготовлен таким образом, чтобы служить рекомендациями по реализации, оценке и развитию социальной защиты обучающихся. Этот план должен быть подготовлен в условиях взаимодействия сотрудников школы, обучающихся и их законных представителей. Две и более школы могут иметь общий план. Этот план пересматривается в течение года после пересмотра плана обеспечения благополучия детей и молодежи. План обеспечения благополучия детей и молодежи принимается местным советом каждого муниципалитета и пересматривается как минимум один раз в четыре года[128].
При подготовке школьного плана социальной защиты согласовываются процедуры ознакомления с этим планом сотрудников школы, детей и их законных
представителей и, в необходимом объеме, других сторон. В то же время согласовываются действия по информированию всех сторон, которых касается этот план.
Школьный план социальной защиты включает следующее:
1. Общая потребность в социальной защите обучающихся и доступные услуги социальной защиты[129]
Школьный план социальной защиты содержит оценку общей потребности в социальной защите обучающихся и доступные услуги социальной защиты для того, чтобы убедиться, что эти услуги одинаково доступны для всех, и запланировать деятельность по обеспечению социальной защиты надлежащим образом. В плане указывается актуальная на момент составления плана информация об общей потребности в социальной защите обучающихся и доступных услугах социальной защиты. При изменении потребностей оценка может быть скорректирована.
Оценка общей потребности в социальной защите обучающихся способствует надлежащему распределению доступных школе ресурсов для реализации мер по обеспечению индивидуальной и коллективной социальной защиты обучающихся, а также содействует сотрудничеству в области обеспечения социальной защиты. Оценка подразумевает вклад учительского состава и специалистов по оказанию услуг социальной защиты в контроль, развитие и обеспечение социальной защиты обучающихся. При подготовке оценки используется дополнительная разносторонняя информация о здоровье, благополучии и условиях жизни детей и молодежи. Во внимание также принимаются потребности школьного сообщества и среды, особые характеристики жилого района и количество обучающихся, которым необходима усиленная и особая поддержка. Кроме того, при подготовке оценки учитываются сведения, полученные от обучающихся и их законных представителей, а также от учителей и сотрудников, отвечающих за благополучие и социальную защищенность обучающихся.
Оценка услуг по оказанию социальной защиты, состоящих в школьном медицинском обслуживании и услугах школьного психолога и школьного социального работника, включена в школьный план социальной защиты обучающихся. Кроме того, в плане описаны:
• организация услуг по оказанию социальной защиты обучающимся, распределение работы и обязанностей; взаимодействие, необходимое для оказания услуг;
• направленность услуг по оказанию социальной защиты на конкретных обучающихся, на школьное сообщество в целом и на задачи взаимодействия, а также на развитие и контроль социальной защиты обучающихся.
2. Коллективная социальная защита обучающихся в рамках школьного сообщества и практические методы ее реализации150
Школьный план социальной защиты обучающихся описывает коллективную социальную защиту обучающихся в рамках школьного сообщества в целом, включая
150 1
• организацию коллективной социальной защиты обучающихся в рамках школьного сообщества и практические методы ее реализации, имеющие целью содействие здравоохранению и обеспечению безопасности и благополучия в рамках школьного сообщества и школьной среды.
В школьном плане социальной защиты также описываются:
• методы и порядок работы школьной группы специалистов по обеспечению социальной защиты;
• взаимодействие со сторонами вне школы, чья работа также направлена на обеспечение благополучия детей и молодежи, с целью развития коллективной социальной защиты обучающихся в рамках школьного сообщества;
• взаимодействие в ходе профориентационной работы, во время переходных этапов и планирования дальнейшего обучения;
• взаимодействие и порядок работы при проверке безопасности школьной среды и благополучия школьного сообщества;
• взаимосвязь между проведением медицинских консультаций и воспитанием сознательного отношения к здоровью и санитарным просвещением;
• школьные правила;
• контроль, отчетность и вмешательство в случае пропусков занятий;
• предотвращение несчастных случаев, организация оказания первой помощи и направление на лечение;
• предотвращение употребления табачной продукции, алкоголя и иных опьяняющих веществ и вмешательство в случае их употребления;
• инструкции, связанные с периодом ожидания школьного транспорта и безопасностью в этот период времени;
• план защиты обучающихся от насилия, жестокого отношения сверстников и притеснений;
• порядок действий в случае острой кризисной ситуации, угрозы или опасности. В следующих разделах более подробно приведено содержание последних двух планов:
а) План защиты обучающихся от насилия, жестокого отношения сверстников и притеснений151
Должен быть разработан план защиты обучающихся от насилия, жестокого отношения сверстников и притеснений. Этот план должен учитывать взаимоотношения между обучающимися, а также между обучающимися и взрослыми сотрудниками школы. В этом плане описываются:
• меры предотвращения насилия, жестокого отношения сверстников, притеснений и вмешательство в случае обнаружения этих явлений;
• как эти вопросы решаются на уровне отдельного обучающегося, класса и школьного сообщества;
• индивидуальная поддержка, необходимое внимание, иные меры и контроль, а также соблюдение их выполнения как для нарушителя, так и для жертвы;
• взаимодействие с законными представителями;
• взаимодействие с соответствующими уполномоченными лицами;
• организация ознакомления с планом для сотрудников, обучающихся, их законных представителей и задействованных сторон;
151 4 и Статья 29(3) Закона о базовом образовании (1267/2013)
• обновление, контроль и оценка плана.
б) Порядок действий в случае острой кризисной ситуации, угрозы или опасности. Школьный план социальной защиты детально описывает порядок действий в случае неожиданной кризисной ситуации, угрозы или опасности. Кризисный план разрабатывается совместно с соответствующими уполномоченными лицами с учетом других инструкций на случай угрозы, опасности или кризисной ситуации, включая план действий в чрезвычайной ситуации[130]. В этом плане описываются:
• предотвращение кризисных ситуаций, подготовка к ним и меры, которые необходимо предпринять в случае непредвиденной кризисной ситуации;
• принципы управления, взаимодействия и распределения работы и обязанностей во время кризисных ситуаций и подготовки к ним;
• принципы внешней и внутренней информационной деятельности и коммуникации, а также передача информации между школой и образовательной организацией;
• организация оказания психологической поддержки и последующее наблюдение; • организация ознакомления с планом сотрудников, обучающихся, их законных представителей и задействованных сторон;
• тренировка для поддержания оперативной готовности;
• оценка и дальнейшая доработка плана.
3. Организация индивидуальной социальной защиты обучающихся153
План индивидуальной социальной защиты обучающихся определяет такую защиту в целом, включая
• организацию индивидуальной социальной защиты обучающихся, имеющую целью отслеживать и способствовать развитию, благополучию и обучению детей и молодежи и обеспечить индивидуальную поддержку.
В школьном плане социальной защиты также описывается следующее:
• взаимодействие в связи с расширенными медицинскими обследованиями, проводимыми в рамках школьного медицинского обслуживания;
• организация лечения, диетического питания или применения лекарственных препаратов в школе в случае заболевания обучающегося;
• взаимодействие в контексте усиленной и особой поддержки, адаптированной системы базового образования и обучения в школе при больнице;
• содействие социальной защите обучающихся в связи с дисциплинарным наказанием или отказом в праве посещения обучения;
• процедуры созыва экспертной группы и получения согласия обучающегося и законного представителя, соответствующие методы работы группы при решении вопросов, касающихся конкретного обучающегося;
• подготовка и регистрация отчетов о социальной защите обучающихся;
• взаимодействие со службами и партнерами вне школы, включая службы по работе с молодежью, по социальной защите детей, службы специального медицинского обслуживания и полицию.
4. Организация социальной защиты обучающихся, взаимодействие с обучающимися и их законными представителями154
153 1
Социальная[131] защита обучающихся осуществляется в условиях взаимодействия с обучающимися и их законными представителями. Школьный план социальной защиты описывает методы работы при оказании социальной защиты, имеющие целью привлечение к участию обучающихся и их законных представителей и организацию взаимодействия. В этом плане описывается:
• участие обучающихся и их законных представителей в планировании, реализации и оценке индивидуальной и коллективной социальной защиты обучающихся;
• информирование обучающихся, их законных представителей и партнеров о принципах и методах работы индивидуальной и коллективной социальной защиты обучающихся. 5. Реализация и контроль выполнения школьного плана социальной защиты[132]Образовательная организация должна контролировать реализацию школьного плана социальной защиты[133].
Школьный план социальной защиты описывает меры, которые необходимо предпринять с целью реализации и контроля выполнения плана[134]. Это включает указание лица, ответственного за контроль ведущейся в школе работы, вопросы, подлежащие контролю, методы сбора сведений и график проведения контроля. Также описывается, каким образом данные контроля обрабатываются и используются для развития социальной защиты обучающихся, и как обучающиеся, их законные представители и необходимые партнеры оповещаются о ключевых результатах. Реализация и контроль выполнения школьного плана социальной защиты входит в обязанности по самоконтролю образовательной организации. Совместно с уполномоченными административными работниками образования, социальной защиты и здравоохранения, отвечающими за услуги социальной защиты обучающихся, образовательная организация несет ответственность за реализацию самоконтроля социальной защиты обучающихся в целом[135][136].
9 Особые вопросы языка и культуры
Общие цели и принципы, установленные основной образовательной программой базового образования, соблюдаются при обучении всех обучающихся. В ходе обучения по программе базового образования принимаются во внимание культурное происхождение обучающегося и его языковые возможности. Языковая и культурная принадлежность каждого обучающегося всесторонне поддерживается. Обучающиеся воспитываются так, чтобы осознавать, понимать и уважать защищаемое Конституцией право каждого гражданина на свой язык и культуру159.
Цель такого подхода – сформировать у обучающихся умение ценить различные языки и культуры и поддержать такие явления как билингвизм и полилингвизм, таким образом, развивая у обучающихся сознательный подход к языку и металингвистические навыки. Учебная деятельность в школе может включать многоязычные обучающие ситуации, в которых учителя и обучающиеся используют все языки, на которых они говорят. Обучение опирается на знания, которые обучающиеся, их законные представители и их окружение имеют о характере, образе жизни, истории, языках и культуре своего языкового и культурного региона. Культурная мультиграмотность может повышаться при помощи медийного воспитания, а также благодаря тому, что во внимание принимается медиакультура обучающихся и их семей.
При необходимости для обучающегося может быть разработан учебный план. В соответствующих разделах этот план содержит сходные элементы с учебным планом, разработанным для оказания усиленной поддержки, как описано в разделе 7.3.2.
Согласно Закону о базовом образовании обучение проводится на финском или шведском языке. Также, в качестве языка обучения могут быть использованы языки саами, цыганский и язык жестов. Кроме того, обучение может проводиться и на других языках, если это не ставит под угрозу достижение целей, установленных основной образовательной программой[137].