Обучение, построенное на видах деятельности
Обучение обучающихся с наиболее серьезными нарушениями развития может быть построено на обучении различным видам деятельности, а не предметам [84] . Организация обучения по видам деятельности может оказаться оправданной в случае некоторых видов инвалидности или серьезных заболеваний[85]. Организация обучения по видам деятельности, а не по предметам, регламентируется решением об оказании особой поддержки[86]. Обучение может осуществляться по видам деятельности только в том случае, если обучающийся не может изучать предметы по индивидуальной учебной программе. Различают следующие виды деятельности: моторные навыки, языковые и коммуникативные навыки, социальные навыки, навыки повседневной деятельности и когнитивные навыки.
Целью организации обучения по видам деятельности является обеспечение обучающихся знаниями и навыками, которые помогут им вести как можно более самостоятельный образ жизни. Планирование образования начинается с выявления сильных сторон обучающегося. Используются различные повседневные ситуации из школьной жизни, и образовательная среда моделируется таким образом, чтобы она была функциональна и способствовала повышению мотивации обучающихся. Индивидуальные цели обучающегося, ключевое содержание обучения и оценка успеваемости обучающегося описаны в индивидуальном плане образования для каждого вида деятельности. Поставленные цели должны быть достижимыми и должны иметь значение для обучающегося.
Виды деятельности могут включать цели и содержание отдельного предмета, если у обучающегося есть способности, связанные с этим предметом. В ходе обучения, элементы содержания, относящегося к различным видам деятельности, могут быть скомбинированы. Организация обучения по видам деятельности способствует всестороннему развитию обучающихся, а также укрепляет и поддерживает их способность действовать. Планирование и реализация обучения осуществляется в условиях взаимодействия с обучающимся и законным представителем. Также необходима совместная работа учителей, других сотрудников школы и специалистов. Целью обучения моторным навыкам является углубление понимания обучающимся собственного тела, стимуляция развития навыков общей и мелкой моторики и обеспечение возможности для разносторонней тренировки навыков, связанных с различными повседневными ситуациями. Обучение моторным навыкам должно включать планирование и методическую помощь при развитии двигательных функций, равновесия, координации, ритма, выносливости и мышечной силы.
Предпосылкой для обучения коммуникативным навыкам является вовлечение в ситуацию взаимодействия и, на основании этого, практика навыка понимания и осуществления общения. Целью является научить обучающегося взаимодействовать с окружающей средой, понимать других обучающихся и взрослых в классе, а также научить его общаться таким образом, чтобы его понимали окружающие. Обучающемуся гарантируется предоставление возможности использования подходящего для него способа взаимодействия. В случае необходимости, обучающемуся могут быть предложены альтернативные средства общения и обеспечен доступ к ним. Обучение языковым и коммуникативным навыкам включает развитие навыка языкового восприятия и выражения, расширение словарного запаса и понятийного аппарата, развитие навыков узнавания и использования знаков, символов, букв и слов, а также овладение составными элементами процесса мышления. Коммуникативные навыки практикуются в различных ситуациях в течение учебного дня.
При обучении социальным навыкам целью является развитие навыков, необходимых для групповой деятельности, и чувства причастности. Обучение должно включать деятельность в различных условиях и элементы, обеспечивающие отработку навыков взаимодействия и эмоциональных навыков. Самопознание обучающегося и его мотивация к обучению поддерживаются путем обеспечения обстановки, позволяющий испытать чувство успеха и создающей позитивную атмосферу социального обучения. Цель обучения когнитивным навыкам – научить обучающегося быть более активным и использовать свое сознание для восприятия окружающей реальности. Обучение должно обеспечивать развитие процессов, связанных с учением, запоминанием и мышлением. Обучение когнитивным навыкам должно включать сенсорную стимуляцию и практическую отработку, а также упражнения, которые помогут научиться делать выбор, классифицировать, решать задачи, принимать решения и понимать причинно-следственную связь. Целью обучения является развитие базовых навыков чтения, письма и математики. Содержание предметов может быть использовано в качестве материала для обучения когнитивным навыкам.
Целью обучения навыкам повседневной деятельности является увеличение объема активного участия в различных формах деятельности, характерных для среды обучающегося, и развитие его самостоятельности и инициативности. Обучение объединяет элементы, связанные со здоровьем и безопасностью, навыками повседневной деятельности, ведением домашнего хозяйства, перемещением в рамках окружающей среды и проведением свободного времени. Отработка навыков повседневной жизни создает возможности для развития моторных навыков, языковых и коммуникативных навыков, навыков использования информационно-
коммуникационных технологий, а также социальных и когнитивных навыков. Это, в свою очередь, способствует успешному овладению навыками повседневной деятельности.
Если обучение организованно по видам деятельности, оценивание также осуществляется по видам деятельности. Оценивание в таком случае всегда осуществляется в словесной форме. Если вид деятельности включает в себя цели и содержание отдельного предмета, это может быть включено в словесную оценку в приложении к ведомости или аттестату.
7.5 Формы поддержки, установленные Законом о базовом образовании
Корригирующее обучение
Обучающийся, который временно отстает в обучении или нуждается в иной краткосрочной поддержке в обучении, имеет право на корригирующее обучение[87]. Корригирующее обучение начинает применяться, как только у обучающегося обнаруживаются трудности, связанные с обучением или посещаемостью, для того, чтобы предотвратить его постоянное отставание в обучении. Корригирующее обучение может служить мерой профилактики для предотвращения возникновения трудностей. Такое обучение должно предоставляться систематически и так часто, как это необходимо.
Типичными составляющими элементами корригирующего обучения являются индивидуально спланированные задания и распределение времени, а также методическая помощь. В рамках корригирующего обучения должны быть использованы вариативные методы и материалы, которые могут помочь найти новые подходы к подлежащему освоению содержанию обучения. При превентивном корригирующем обучении, обучающийся будет ознакомлен с новыми учебными темами заранее. Корригирующее обучение также может удовлетворять потребности в поддержке, возникающие в результате пропусков занятий.
При планировании школьной работы необходимо учитывать, что каждый обучающийся должен иметь возможность принять участие в корригирующем обучении при необходимости. Корригирующее обучение осуществляется либо во время уроков в рамках расписания по тем предметам, для которых потребность обучающегося в поддержке является актуальной, либо вне уроков. В рамках корригирующего обучения может быть также организовано гибкое педагогическое сопровождение.
Инициатива об организации корригирующего обучения для обучающегося, как правило, исходит от учителя, но она также может исходить от самого обучающегося или его законного представителя. В обязанности каждого учителя входит контроль за обучением и прогрессом обучающегося, он также должен отслеживать признаки, свидетельствующие о потребности обучающегося в поддержке. Корригирующее обучение должно осуществляться при условии взаимопонимания со стороны школы, обучающихся и законных представителей. Они должны быть проинформированы об организации корригирующего обучения, а также о его значении для обучения и посещения школы. Они также ставятся в известность о том, что посещение занятий в рамках организованного для обучающегося корригирующего обучения является обязательным.
Корригирующее обучение может быть предоставлено на всех уровнях поддержки. Достаточность и эффективность проводимого корригирующего обучения, а также дальнейшая потребность в нем обучающегося оценивается в рамках педагогической оценки и педагогического заключения. Цели и условия корригирующего обучения также фиксируются в учебном плане и индивидуальном плане образования.