Внутреннее взаимодействие и взаимодействие с другими сторонами
Тесное взаимодействие между персоналом школы способствует достижению целей, установленных в школьном образовании. Школьная работа должна быть организована разумно и гибко, что подразумевает совместную работу коллектива и разделение рабочей нагрузки. Взаимодействие между взрослыми участниками образовательного процесса, включая совместное преподавание, является для учащихся примером работы школы как школьного сообщества. Взаимодействие, в частности, необходимо при планировании и применении многопрофильных учебных модулей, при оценке и поддержке обучения, а также при реализации принципов обеспечения благополучия учащихся.
С целью содействия развитию, единообразию и согласованности преподавания, а также повышения компетентности персонала, школы обязаны сотрудничать друг с другом. Такое взаимодействие особенно необходимо в переходных точках получения общего среднего (базового) образования и при переходе учащегося из одной школы в другую. Хорошее взаимодействие между школами способствует равномерному протеканию процесса обучения в различных языковых и культурных группах, обеспечению поддержки в обучении и благополучия ученика. Активность школ на местном уровне и их участие в национальных и международных сообществах способствуют развитию педагогики как науки.
Для обеспечения непрерывности учебного процесса, школы сотрудничают с учреждениями раннего детского и дошкольного образования, учреждениями (полного) среднего образования старшей ступени и профессиональными учебными заведениями. Благополучие учащихся также укрепляет взаимодействие школы с кружками, а также специальные занятия утром и во второй половине дня. Взаимодействие с молодежью, библиотеками, спортивными и культурными организациями, полицией и приходами, различными предприятиями, компаниями и другими действующими лицами на местном уровне, включая школы естествознания, музеи и молодежные центры, добавляют образовательным средам многообразия и помогают школе выполнять образовательные задачи.
5.3 Дисциплинарные воспитательные беседы и дисциплинарные меры
Учащиеся, посещающие занятия, имеют право на безопасную образовательную среду, в которой гарантируется хороший дисциплинарный климат и бесперебойный процесс обучения. В школе существует множество способов поддержания дружелюбной рабочей атмосферы, ключевыми из которых являются
руководство и обратная связь, обеспечиваемые преподавателями, взаимодействие, общая ответственность и забота друг о друге. С помощью разработки педагогических решений и укрепления атмосферы доверия и заботы, создаются предпосылки для спокойной и миролюбивой школьной работы. Для сохранения хорошего дисциплинарного климата и для возможности вмешательства в неподобающее поведение, организатор образовательных услуг имеет право использовать дисциплинарные воспитательные беседы и различные дисциплинарные меры. Процедуры, которым необходимо следовать при проведении дисциплинарных воспитательных бесед и в других дисциплинарных вопросах, изложены в Законе об общем среднем (базовом) образовании[35].
Дисциплинарные воспитательные беседы являются основным способом вмешательства в неподобающее поведение учащегося. Целью беседы является совместная работа с учеником для определения действия или проступка, которые повлекли за собой применение данной меры, возможность услышать мнение ученика, более подробно выяснить причины и последствия такого поведения и рассмотреть меры для исправления ситуации. Целью данной процедуры является поиск позитивных способов улучшения поведения ученика в школе и поддержания его благополучия. Организатор образовательных услуг принимает решение о перечне типов ситуаций, в которых используются дисциплинарные воспитательные беседы.
Дисциплинарные меры, предусмотренные в Законе об общем среднем (базовом) образовании включают в себя оставление учащегося в школе после уроков, письменное предупреждение и отстранение от учебы на определенный срок. Учащийся, мешающий обучению других, может быть удален из класса или другого учебного помещения, а также может получить приказ покинуть помещение школы. Кроме этого, для обеспечения спокойной обстановки в школе, если существует риск того, что насильственное или агрессивное поведение ученика будет угрожать безопасности другого ученика или лица, или если разрушительное поведение ученика будет чрезмерно осложнять преподавание или деятельность, связанную с ним, то ученику может быть запрещено участвовать в образовательном процессе максимум до конца учебного дня[36][37].
Закон об общем среднем (базовом) образовании устанавливает обязанность организатора образовательных услуг в подготовке плана и указаний для использования дисциплинарных воспитательных бесед, принятия дисциплинарных мер и связанных с ними процедур44. Целью планирования является обеспечение законности и неизменность процедуры и того, что со всеми учащимися поступают одинаковым образом. Также планирование способствует соблюдению школьных правил.
Организатор образовательных услуг должен обеспечить наличие в каждой школе плана по проведению дисциплинарных воспитательных бесед и использованию дисциплинарных мер. План может быть подготовлен как часть программы обучения или отдельно от нее. Документ может применяться ко всем школам или структурам, или же общими для всех школ будут только ключевые рабочие стратегии плана, и каждая отдельная школа может добавить свои дополнительные детали.
При подготовке плана необходимо принимать во внимание тот факт, что для обеспечения хорошего дисциплинарного климата, в качестве применяемых дисциплинарных мер могут использоваться только средства, упомянутые в законодательстве, и что при использовании этих мер должны соблюдаться основные административные принципы законной защиты. Использование дисциплинарных мер должно быть основано на уместности их применения, общей приемлемости таких мер и наличии объективных причин для их применения. К совершившим одинаковые действия учащимся должны применяться одинаковые санкции, однако повторное совершение проступка может быть принято во внимание как отягчающее обстоятельство. Дисциплинарные последствия должны быть пропорциональны совершенному действию. Также во внимание должны приниматься возраст учащегося и уровень его или ее развития. Дисциплинарные меры не могут быть использованы каким-либо оскорбляющим или унижающим учащегося способом.
Решение о подготовке плана или об указании сторон, принимающих участие в его подготовке, должны приниматься организатором образовательных услуг. В соответствие с Законом об общем среднем (базовом) образовании, учащимся также должна быть дана возможность принять участие в подготовке плана45. Выполнению плана способствует взаимодействие с родителями (законными представителями) и, например, с социальными работниками и представителями системы здравоохранения. До того, как план будет принят или изменен, необходимо выслушать мнения школьного персонала и совета учащихся школы.
5.4 Формы предоставления образования
При предоставлении образования, во внимание должны приниматься потребности учащихся, географическое местоположение школы и местные возможности. Таким образом, могут быть приложены усилия для поиска решений, оптимально способствующих обучению и благополучию школьников.
Бесступенчатое обучение (обучение вне ступенчатой системы образования)Бесступенчатое обучение (т.е. обучение, не предполагающее деление процесса обучения на классы) представляет собой гибкий механизм, облегчающий достижение индивидуальных успехов при обучении. Этот механизм может быть использован для организации работы школы в целом, некоторых классов или отдельных учащихся. Например, он может быть использован как средство поддержки одаренных учеников или для предотвращения случаев, когда учащиеся бросают школу.
Если в школе реализуется бесступенчатое обучение, решение об этом должно быть включено в программу обучения. В таком случае программа обучения устанавливает, что учащиеся могут изучать различные дисциплины в соответствие
45 47 обобщем (базовом) образовании (1267/2013)
с личным планом обучения, а не с учебным планом для какого-либо класса[38]. Личный план обучения состоит из модулей, определенных в программе обучения. Модули планируются на основании установленных целей и содержания, определенного для различных учебных предметов. Удовлетворительное прохождение этих модулей является необходимым условием для успеваемости по соответствующему предмету и в обучении в целом. Программа обучения должна устанавливать, какие учебные модули являются для ученика обязательными, а какие факультативными. Успеваемость учащегося и завершение учебных модулей должны регулярно проверяться. Критерии проведения оценивания обучения в случаях, когда учащийся следует личному плану обучения, указаны в Разделе 6.
Если выбрано бесступенчатое обучение, то распределение учебных часов, установленные цели и соответствующее содержание обучения по различным учебным предметам определяется модулями. Модули по каждому учебному предмету создаются с учетом этапов обучения, сформированных в пределах распределения учебных часов между переходными точками, определенными в Правительственном Указе[39]. Этапы обучения могут быть разделены на два и более модуля. Содержание модулей также может быть сформулировано на основе целей и содержания различных учебных предметов для какого-либо этапа обучения (класса) или, если необходимо, пересекать переходные точки распределения учебных часов и включать некоторое содержание двух этапов обучения.
Если необходимо, решение об обучении в соответствие с личным планом обучения может быть принято как административное решение для отдельного ученика, согласно Разделу 18 Закона об общем среднем (базовом) образовании48. Административное решение такого типа может быть принято в случае, если местная программа обучения была подготовлена без учета бесступенчатого обучения. Для такого учащегося должен быть составлен учебный план. Он должен включать в себя модули, содержащиеся в плане обучения учащегося, и должен определять порядок, в котором они должны быть закончены, их очередность и другие особые цели.
Многоуровневое обучение
Многоуровневые классы представляют собой учебные группы, включающие учащихся разных этапов обучения (классов) или, при обучении без разделения на классы, разных возрастов. Многоуровневые классы могут создаваться вследствие малого количества учащихся в школе, либо по педагогическим причинам. Обучение в многоуровневом классе может проводиться в полном соответствии с этапами (классами), к которым относятся учащиеся, или частично следовать принципам альтернативных курсов. Если используются альтернативные курсы, необходимо обеспечить непрерывность и логическую последовательность изучаемого содержания. Особое внимание необходимо уделять развитию у учащихся навыков обучения. Если различные «классы» в многоуровневом классе имеют разное количество уроков в неделю по некоторым учебным предметам, то
количество внутригодовых еженедельных уроков по этим предметам можно поделить так, чтобы количество уроков по предмету в том или ином классе сравнялось. При выравнивании количества еженедельных учебных часов по учебным предметам всегда нужно соблюдать право учащихся на общее количество учебных часов, определенное в программе обучения. Если учащийся переходит от обучения, организованного вокруг альтернативных курсов, в учебную группу с переходом из класса в класс, то обучение ученика должно быть организовано индивидуально, пока он или она не завершит какие-либо недостающие части учебного плана.
Многоуровневое обучение также может быть реализовано в форме бесступенчатого обучения, как изложено в Законе об общем среднем (базовом) образовании[40]. В этом случае учебный план составляется из учебных модулей в соответствии с программой обучения, но без деления на этапы (классы). Бесступенчатое обучение может применяться ко всем учащимся в школе, в нескольких многоуровневых классах или для отдельных учащихся.
Многоуровневое обучение предлагает хорошие возможности для продвижения интегративного обучения и использует многопрофильные учебные модули. В частности, в многоуровневом обучении могут использоваться возможности для взаимообучения и моделирования. В многоуровневых классах обучение в классе может быть дополнено использованием дистанционного обучения.
Дистанционное обучение
В рамках общего среднего (базового) образования дистанционное обучение может быть использовано как дополнительное обучение и для получения разнообразных возможностей для изучения различных дисциплин. Ответственность за предоставляемое дистанционное обучение всегда лежит на организаторе образовательных услуг, который имеет разрешение на предоставление образования. Применимость этого способа обучения следует рассматривать, в частности, с точки зрения возраста учащихся и их способностей.
Дистанционное обучение может быть использовано для обучения на менее распространенных языках, для преподавания малораспространенных религий и факультативных предметов. Дистанционное образование способствует равному доступу учащихся к разнообразному общему среднему (базовому) образованию высокого качества, независимо от размера или расположения школы. Использование дистанционного образования способствует экологической устойчивости работы школы.
Дистанционное обучение может использоваться при дифференцированном и интегративном обучении. Оно применяется в ответ на индивидуальные потребности учащихся и может предложить обучение, которое поддерживает развитие особого таланта, оказать больше поддержки в обучении и с посещением школы и обеспечить обучение в некоторых исключительных ситуациях, например, во время длительных периодов болезни. Использование телекоммуникационных и различных обучающих технологий позволяет разнообразить образовательную среду. Компетенция различных преподавателей может опираться как на знания партнеров школы и каких-либо международных сообществ, так и на определенные потребности учащихся и цели обучения.
Безопасность образовательной среды, контроль и помощь учащимся обеспечивается с помощью тех же принципов, которые действуют в других видах обучения. В учебную группу должен быть назначен преподаватель, отвечающий за ее безопасность и благополучие и обеспечивающий учащимся возможности для взаимодействия, которое способствует обучению. Качественное преподнесение материала обеспечивается за счет методов педагогического планирования, которое принимает во внимание потребности учащихся и использует возможности обучающих технологий. Особое внимание уделяется соблюдению авторских прав.
Адаптированная система общего образования
Согласно Закону об общем среднем (базовом) образовании, местные органы могут проводить деятельность по предоставлению так называемого гибкого общего среднего (базового) образования в классах с 7 по 9[41]. В настоящем документе, деятельность по предоставлению гибкого общего среднего (базового) образования обозначается как адаптированная система общего среднего образования. Образование предоставляется в соответствие с положениями, применяемыми в общем среднем (базовом) образовании и в Государственной обязательной программе обучения.
Адаптированная система общего среднего образования (или гибкое общее среднее (базовое) образование) применяется в целях сокращения и предотвращения случаев, когда учащиеся прекращают получать общее среднее (базовое) образование, бросают школу или исключаются из нее51. Целью гибкого базового образования является укрепление у учащихся мотивации к обучению и управлению своей жизнью. В дополнение к завершению программы обучения общего среднего (базового) образования, учащиеся получают поддержку при переходе к следующему этапу образования (полное среднее образование, старшие классы школы) или к профессиональному обучению, а также у них развиваются способности к успешному обучению.
Гибкое общее среднее (базовое) образование предназначено для тех учащихся 7 - 9 классов, которые демонстрируют признаки неуспеваемости и слабую мотивацию к обучению, а также для тех учащихся, для которых существует риск исключения из дальнейшего обучения и трудовой деятельности. Особое внимание при обучении уделяется взаимодействию между профессиональными коллективами и различными ветвями администрации и организациями. Профессиональные учреждения, школы общего среднего образования старшей ступени, образовательные учреждения гуманитарной направленности для взрослых и практические семинары для молодежи также могут быть сторонами такого взаимодействия. Для планирования и организации гибкого общего среднего (базового) образования может быть сформирована координационная группа.
Школьные методы работы и преподавания должны быть разработаны так, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям учащихся, допущенных к гибкому общему среднему (базовому) образованию. Особое внимание уделяется формам работы, которые усиливают у учащихся чувства причастности и близости по отношению к школьному сообществу, и которые поддерживают совместную образовательную работу родителей (законных представителей) со всеми, кто работает в адаптированной системе общего среднего (базового) образования. При обучении выделяются функциональные и рабоче-ориентированные методы обучения.
Гибкое общее среднее (базовое) образование организуется в небольших учебных группах в школах, на рабочих местах и в других образовательных средах, опирающихся на межотраслевое сотрудничество, поддержку и консультативные услуги [42] . Кроме назначенного организатором образовательных услуг преподавателя, который имеет специальную компетенцию в поддержании социального роста молодых людей, при осуществлении данной образовательной деятельности имеет место взаимодействие с семьями, консультативная работа и другая поддержка. При необходимости, обучение может частично предоставляться в сотрудничестве с другой учебной группой.
Обучение предоставляется в виде очного обучения в школах, а также в виде курируемого обучения на рабочих местах и других образовательных средах. Обучение за пределами школы является важной частью гибкого общего среднего (базового) образования. Во время таких периодов учащиеся имеют право на руководство и обучение, предоставляемое преподавателем. Учащимся даются учебные задания, определенные в программе обучения. То, как они справляются с такими заданиями, принимается во внимание при оценивании учащихся. Сотрудники, работающие с учащимися на рабочих местах и в других образовательных средах, должны быть ознакомлены с положениями техники безопасности, средствами защиты, соблюдением секретности и другими необходимыми составляющими.
Учащиеся включаются в систему адаптированного общего среднего (базового) образования по собственной заявке или заявкам своих родителей (законных представителей). При приеме к учащимся должны применяться равные критерии. Решения о причинах приема ученика и процедурах приема должны приниматься организатором образовательных услуг53 . О допуске учащегося принимается административное решение, подготовленное межведомственным способом. Если отдельный учащийся покидает систему адаптированного общего среднего (базового) образования до завершения получения общего среднего (базового) образования, принимается административное решение о прекращении предоставления гибкого общего среднего (базового) образования.
Учащийся, получающий гибкое общее среднее (базовое) образование, имеет право на поддержку в обучении и с посещением школы, на руководство со стороны преподавателя и обеспечение своего благополучия, о которых говорится в положениях. При необходимости, ученик может получать общую или усиленную поддержку. В исключительных случаях к гибкому общему среднему (базовому) образованию также могут быть допущены учащиеся, получающие специальную поддержку, но при условии, что они способны освоить используемую программу обучения, и что такое решение принимается из соображений получения учеником наибольшей пользы.[43]
Для учащегося, получающего гибкое общее среднее (базовое) образование, составляется учебный план, или же может быть пересмотрен учебный план, подготовленный для него или ее ранее. План составляется во взаимодействии с учащимся и его родителями (законными представителями). Если такое возможно, некоторые элементы этого плана соответствуют элементам, содержащимся в учебном плане, который подготовлен для предоставления усиленной поддержки. Кроме этого, учебный план описывает некоторые особенные характеристики гибкого общего среднего образования учащегося, включая организацию обучения в образовательных средах за пределами школы. Если ученик получает специальную поддержку, гибкое общее среднее (базовое) образование описывается таким же образом, как и в индивидуальном учебном плане (IEP).