Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Место в системе социально-гуманитарных наук -философия человека.

План

1. Понятия “свобода” и ”ответственность”

2. Виды свобод:

2.1. экономическая;

2.2. политическая;

2.3. духовная;

2.4. гносеологическая.

3. Свобода как познанная необходимость. Понятие необходимости.

4. Отражение относительного характера свободы – ответственность.

4.1. наличие долга и совести

4.2. умение осуществлять самоконтроль

4.3. самоуправление

5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.

6. Виды ответственности:

6.1. индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная

6.2. историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д

7. Социальные условия реализации свободы:

7.1. социальные нормы (правовые, моральные и др.);

7.2. место человека в обществе;

7.3. формы общественной деятельности;

7.4. уровень развития общества;

7.5. освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

8. От­вет­ствен­ность — важ­ней­ший ре­гу­ля­тор де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка:

8.1. со­зна­тель­ное сле­до­ва­ние уста­нов­лен­ным нор­мам;

8.2. оце­ни­ва­ние своих по­ступ­ков с точки зре­ния их по­след­ствий для окру­жа­ю­щих;

8.3. прин­ци­пы и убеж­де­ния.

9. Сво­бо­да и от­вет­ствен­ность в сво­бод­ном об­ще­стве.

Понятия

Свобода - это возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества.

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Мораль – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения индивида в обществе.

Моральная оценка – одобрение или осуждение деятельности личности с позиций моральных требований, которые господствуют в данном обществе в конкретный исторический период времени.

Моральные ценности – наиболее общие, фундаментальные принципы и идеалы, из которых состоит мораль

Необходимость - надобность, потребность.

Принцип - 1) основное исходное положение какой либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации, 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.

Убеждения - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.

Схема Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность - student2.ru

Практикум.

1.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека – это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.


 
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
 
  2.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
 
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
     
3.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
4.Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
5.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений.
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

6.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.

Эссе: «Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

«Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты». (М. Малерб).


Наши рекомендации