Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Место в системе социально-гуманитарных наук -философия человека.
План
1. Понятия “свобода” и ”ответственность”
2. Виды свобод:
2.1. экономическая;
2.2. политическая;
2.3. духовная;
2.4. гносеологическая.
3. Свобода как познанная необходимость. Понятие необходимости.
4. Отражение относительного характера свободы – ответственность.
4.1. наличие долга и совести
4.2. умение осуществлять самоконтроль
4.3. самоуправление
5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.
6. Виды ответственности:
6.1. индивидуальная (персональная), групповая, коллективная
6.2. историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д
7. Социальные условия реализации свободы:
7.1. социальные нормы (правовые, моральные и др.);
7.2. место человека в обществе;
7.3. формы общественной деятельности;
7.4. уровень развития общества;
7.5. освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
8. Ответственность — важнейший регулятор деятельности человека:
8.1. сознательное следование установленным нормам;
8.2. оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;
8.3. принципы и убеждения.
9. Свобода и ответственность в свободном обществе.
Понятия
Свобода - это возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества.
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
Мораль – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения индивида в обществе.
Моральная оценка – одобрение или осуждение деятельности личности с позиций моральных требований, которые господствуют в данном обществе в конкретный исторический период времени.
Моральные ценности – наиболее общие, фундаментальные принципы и идеалы, из которых состоит мораль
Необходимость - надобность, потребность.
Принцип - 1) основное исходное положение какой либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации, 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.
Убеждения - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.
Схема
Практикум.
1.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
| |||||||||||||
| |||||||||||||
2.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
| |||||||||||||
| |||||||||||||
3.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
| ||||||||||||
|
4.Верны ли следующие суждения о свободе личности?
| ||||||||||||
|
5.Верны ли следующие суждения о свободе человека?
| ||||||||||||
|
6.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.
Эссе: «Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)
«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).
«Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты». (М. Малерб).