Позиционирование предприятия в различных сегментах
В основную задачу руководства, наряду с максимизацией прибыли, входит задача обеспечения дальнейшего эффективного функционирования компании, то есть здесь речь идет о будущем фирмы. Диверсифицированное предприятие с обширным портфелем деятельности должно создать такие условия работы, при которых оно будет защищено от постоянно существующих рисков. Фирма должна постоянно осуществлять позиционирование в своих сегментах бизнеса для определения своей конкурентной позиции и перспектив развития в данной области деятельности. Позиционирование показывает правильность выбранной стратегии и индексирует возможные отклонениях от нее. Таким образом, для компании с широким спектром деятельности можно достичь баланса развития фирмы в целом, то есть сбалансировать бизнес компании на всех сегментах её деятельности. Рассмотрим модель позиционирования фирмы в её сегментах деятельности, предложенную Бостонской консалтинговой группой. На основе важности сегмента для предприятия (оценивающуюся через темпы роста области деятельности) и позиции фирмы в сегменте, Бостонская консалтинговая группа строит решетку анализа, которая позволяет уточнить позицию фирмы в различных сегментах (позиционировать её портфель деятельности). Для этого строится следующая диаграмма:
- по оси абсцисс конкурентная позиция предприятия, выражающаяся через отношение между аккумулированным объемом производства предприятия и лидирующего конкурента ( если предприятие само является лидером, то берется ближайший преследователь);
- по оси ординат темпы роста сегмента.
Прямая, параллельная оси абсцисс, исходящая из точки роста в 10%, и прямая, параллельная оси ординат, исходящая из точки соответствующей конкурентной позиции в 1,5%, разграничивают четыре зоны[Hedley B., "Strategy and the Business Portfolio", Long Range Planning, Februar, 1977, стр. 12–13]:
Дойные коровы.
- Сильная конкурентная позиция > 1,5%;
- Слабые темпы роста сегмента < 10%,
- Доминирующая позиция на рынке и как следствие хорошая рентабельность.
- Избыточные денежные потоки, которые могут быть инвестированы в другую область деятельности, мало способствуют росту, но являются источником денежных средств.
Как правило, к "дойным коровам" относятся те основные сегменты деятельности компании, в которых она уже длительное время обладает конкурентными преимуществами. Такие виды деятельности приносят фирме наибольший доход, и, как правило, именно эти сегменты являются основным источником финансирования концерна.
Звезды.
- Сильная конкурентная позиция > 1,5%;
- Высокие темпы роста > 10%,
- Доминирующая позиция с удовлетворительной рентабельностью,
- Большая потребность в финансировании, это способствует росту и самофинансированию.
За счет высоких темпов роста сегмента фирма использует свою сильную конкурентную позицию и пытается завоевывать лидерство на рынке. При сокращении темпов роста сегмента и при наличии сильных конкурентных преимуществ "звезды" превращаются в "дойных коров".
Дилеммы.
- Слабая конкурентная позиция < 1,5 %;
- Высокие темпы роста сегмента,
- Слабая рентабельность (нет эффекта опыта),
- Дефицит денежных средств, это способствует росту, но требует инвестиций.
В данном сегменте для предприятия существует несколько стратегических возможностей. Так, компания может дополнительно финансировать данный вид деятельности, стараясь достичь высокой конкурентной позиции в сегменте. В случае успеха "дилеммы" могут быть превращены в "звезды". Однако на рынке существуют другие компании, которые в этом виде деятельности могут обладать большими конкурентными преимуществами и тоже хотят превратить его в "звезды".
Здесь вопрос для компании состоит в том, окупятся ли вложенные деньги и сможет ли она достичь больших конкурентных преимуществ, чем основные конкуренты. Поэтому важно решить, будет ли фирма инвестировать в "дилеммы" или же она стратегически сосредоточится на других своих видах деятельности, где конкурентная позиция более сильная, или там, где её можно реально усилить.
Мертвый вес.
- Слабая конкурентная позиция < 1,5 %;
- Слабые темпы роста < 10%,
- Низкая рентабельность,
- Слабые денежные потоки, не способствуют росту и не приносят прибыли.