Распорядительство или оперативное руководство

Почему эта функция носит такое название?Менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов, с помощью команды к непосредственно подчиненным менеджерам, которые будут доводить эти распоряжения в той или иной форме до персонала и его мотивировать. Распоряжения должны быть направлены на персонал, готовый воспринимать эти распоряжения, т.е. лояльный к фирме и руководителю, компетентный достаточно, чтобы выполнить соответствующую работу или алгоритм действий, мотивированный, т.е. желающий выполнить хорошо данное ему распоряжение, и понимающий само распоряжение в тех терминах и формулировках задач, в которых его предлагает менеджер.

С одной стороны, менеджер выступает как специалист по определенной технологии, по определенному бизнесу и т.д., хотя здесь следует отметить, что Питер Друкер писал: "чем больше он управляющий, тем меньше он специалист в какой-то конкретной области,…он просто не может им быть". Чем сложнее технология и производство, тем менеджер – меньший специалист в частностях этой технологии.

Таким образом, у менеджера возникает целый ряд консультантов и тех бизнес-переводчиков, которые переводят с одного языка на другой, перекладывают задачи и цели бизнеса на технологические и производственные возможности и серьезно влияют на принятие решений управленцев. Но нужно понимать, что эти консультанты влияют на решение, не будучи членами ЛПР (лицо, принимающее решение может быть представлено рядом физических лиц). Здесь важна их мотивированность и лояльность по отношению к коллективу и руководителю.

В самом простом изложении видами управленческого воздействия являются следующие:

Приказ предполагает увековечить требования руководителя с обозначенными требованиями по отношению к конкретным исполнителям с указанием сроков действий и иногда возможных полномочий, если таковые не оговорены в должностной инструкции. Приказ по фирме может выдавать только первое лицо или его непосредственный заместитель, когда известно, что эта сфера деятельности полностью перепоручена этому заместителю.

Распоряжение – устное или письменное указание, определяющее задачи, обязанности и порядок работы исполнителя. Оно такое же категоричное, как и приказ, но на уровне менеджеров другого порядка.

Рекомендации– изложение мнения о рациональном пути решения задачи, носящие характер предложений. Очень часто они могут издаваться как на уровне middle manager, так и на уровне low manager. Если это происходит на уровне менеджеров и специалистов более низкого уровня, то это тот уровень, который предполагает, что специалист разбирается лучше в этой области. И решение опирается на рекомендации исполнителей. В случае неуспеха карается, а в случае успеха – нет. С другой стороны, они могут исходить от первого лица, если последнее не считает нужным афишировать какой-то приказ.

Демонстрация личного опыта (чаще всего на уровне low managers).

Убеждение полностью направлено на логические центры человека. Оно часто основывается на аргументации.

Внушение может аргументироваться авторитетами, но на самом деле это психологическое воздействие. Всегда руководителю приходится выбирать: что лучше убеждение или внушение? Человеку спокойному, хладнокровному подходит убеждение, а человеку в состоянии стресса, нервному – внушение.

На хорошем предприятии все больше переходят на командно-проектный менеджмент, когда руководитель является не изготовителем приказов, распоряжений и рекомендаций, а дирижером высококвалифицированной команды, которая представляет собой коллективный орган управления и сама вырабатывает решения.

Этот курс предполагает серьезное психологическое тестирование и параллельный подбор на функциональные и психологические роли, детерминированные личностью работника. Например: проблематизатор, контролер, специалист, принимающий решение – это психологические роли, хотя при этом у него может быть любая другая должностная роль по функциям, которую он выполняет по своей работе. Причем следует отметить, что роли чреваты своими последствиями. Так, например, проблематизатор вскоре надоедает своим коллегам и шефу, т.к. по роли он все видит как проблему.

Командный менеджмент эффективнее, и все инжиниринговые фирмы действуют по законам этого менеджмента и по гибким должностным обязанностям.

КООРДИНАЦИЯ

Координировать – значит, прежде всего, согласовывать все операции на предприятии таким образом, чтобы облегчить функционирование и успех, предать материальному и социальному организму каждого подразделения надлежащие пропорции, четко выверить все по времени, надежно все застраховать.

В какой-то степени мы касались вопросов координации, когда в планировании говорили о законах компенсации, упомянув о том, что стратегический менеджмент легко преодолевает узкие места, а оперативное планирование не всегда может их преодолеть.

В хорошо скоординированном предприятии обычно замечают следующее.

Каждая служба работает в согласии с остальными: служба снабжения четко знает, что и в какое время она должна доставить, служба производства точно знает, какой объем продукции и к какому сроку нужно выпустить, не опаздывает и не перепроизводит.

Наши рекомендации