Формальные и неформальные бизнес-культуры

Многие перспективные деловые контакты не получают своего развития потому, что деловые партнеры, придерживающиеся неформальной культуры, не высказывают необходимого уважения партнерам, принадлежащим к формальным деловым культурам.

Формальные культуры обладают ярко выраженной иерархичностью, базирующейся на обладании властью и статусом. В противоположность им неформальные культуры ценят ЭГАЛИТАРИЗМ, т.е. равенство, в котором власть и статус не являются такими важными для возникновения поведенческих различий.

Рисунок 31. Страны с неформальными и формальными культурами

Формальные и неформальные бизнес-культуры - student2.ru

Непонимание того факта, что партнер по переговорам относится к представителям формальной культуры, может отрицательно сказаться на результатах переговоров. С одной стороны, деловые люди из формальных, иерархических культур могут чувствовать себя оскорбленными из-за неформального раскованного поведения своих неформальных партнеров по переговорам. С другой стороны, бизнесмены из стран с неформальными культурами воспринимают своих собеседников, предпочитающих формальный стиль общения, как людей, сохраняющих дистанцию, высокомерных и несовременных снобов. Такие недоразумения можно избежать, если обе стороны осознают, что варианты делового поведения основываются на различающихся ценностных ориентациях, а не на личных качествах.

Формальность тесно связана со статусом, иерархией, властью и уважением. Неформальные культуры предпочитают статусное равенство, формальные, напротив, – иерархию и статусные различия. Различия в формальных и иерархических культурах больше и значительнее, чем в эгалитарных и неформальных культурах. Формальное обращение является важным средством высказывания уважения к высокопоставленным людям. Формальное поведение принято как в большинстве стран Европы, так и в Азии.

Формальное поведение предполагает правильное вербальное и невербальное поведение. Это подразумевает использование вежливых форм обращения только на "Вы", с применением академического титула, если таковой имеется. Если учесть, что в Германии около 60% менеджеров высшего звена защитили диссертации, то это автоматически означает использование обращения типа "Вы, господин доктор Шмидт". Невербальные знаки должны также указывать на то, что по отношению к деловому партнеру выражается должное уважение. Наличие галстука, пиджака в жаркое время года являются необходимыми знаками уважения. Кроме того, сдержанные манеры и правильно выбранные формы обращения могут во многом поспособствовать позитивному протеканию встречи.

Возраст, пол и социальный статус также могут оказывать влияние на ожидаемый уровень проявления формальности. В таких культурах, как японская и корейская культуры, уровень формализма распространяется даже на выбор используемых слов и, в особенности, на интонацию, с которой эти слова произносятся.

Статусные барьеры

Существуют четыре категории деловых людей международного мира бизнеса, которые имеют еще большие сложности при общении с людьми иерархических культур, когда они хотят продать им свой товар. К ним относятся:

1) служащие, находящиеся на начальной ступени своей карьерной лестницы;

2) молодежь;

3) женщины;

4) женщины и мужчины, работающие в отделе сбыта.

Причиной такого положения вещей является то, что формальные культуры обращают особое внимание на статус, возраст, служебное положение, пол своего партнера, а также работает ли он в отделе продаж или отделе закупок.

Можно с уверенностью предположить, что молодая женщина, начинающая свою карьеру в экспортном отделе какой-либо фирмы, посланная в командировку в страны с такими формальными культурами, как, например, Япония, арабские страны, страны Юго-Восточной Азии будет испытывать значительные затруднения при общении с партнером-мужчиной, занимающим к тому же высокую ступеньку в иерархии своей фирмы, где принят формальный стиль общения.

Помимо возраста, пола, служебного положения и вопроса, является ли партер продавцом или заказчиком, в иерархических культурах обращают внимание также и на другие факторы, к которым относятся происхождение, образование и культурный горизонт вашего партнера. В Латинской Америке и некоторых странах Европы, в которых обращают особое внимание на налаживание межличностных отношений, необходимо поэтому показать познания в искусстве, музыке, литературе, истории, философии и т.д. Беседы на такие, казалось бы, отвлеченные темы во многом помогают завоевать доверие партнера. Деловые люди, желающие получить признание, должны быть эрудированными собеседниками.

Во многих азиатских культурах с возрастом предоставляется статус. В культурах, высоко ценящих возраст, считается, что чем старше деловой человек, тем больше доверия он к себе вызывает. И с точки зрения таких культур молодые "вундеркинды" от бизнеса, т.е. молодые люди, обладающие выдающимися техническими способностями или деловой хваткой, должны были бы считаться нежеланными.

В других культурах возраст не важен. Например, в США прежде всего принимается в расчет компетентность, поэтому молодой возраст сотрудника не считается преимуществом или недостатком, также не важен и пол. Нередко на руководящих должностях американских фирм можно встретить молодых энергичных женщин.

Существуют культуры, в которых возраст считается недостатком, а иногда рассматривается доказательством бесполезности, и поэтому люди старше пятидесяти могут столкнуться с трудностями, а иногда и невозможностью найти новую работу, невзирая на все их способности. Такой подход к пожилым сотрудникам характерен для многих стран Западной Европы и России.

При создании совместных предприятий, объединяющих людей, представляющих культуры с различным отношением к возрасту, вопросы продвижения по службе и назначение на руководящие должности следует особенно тщательно продумывать. Даже обращение к человеку и глубина поклона должны соответствовать возрасту человека, которому они адресованы.

Устранение барьеров в отношениях с представителями других культур является одним из наиболее продуктивных путей в достижении положительных результатов переговоров. Умение взглянуть на свою культуру со стороны во многом облегчает преодоление невидимых барьеров в сознании в виде стереотипов и предубеждений и избавляет деловых людей или просто путешествующих от излишней робости при столкновении с новой реальностью.

Формирование ЭМПАТИИ, т.е. признания культурных различий между странами и строительство на этой основе позитивных отношений, является одной из важных целей кросскультурных исследований. Глубокое знакомство с особенностями других культур позволяет также взглянуть и на собственную культуру под новым углом зрения.

Возможность осуществления успешного делового сотрудничества, делового общения возрастает при стремлении к правильному восприятию черт других культур или даже перенимании некоторых из них. Такой подход является гораздо более перспективным, нежели попытки нивелировать культурные различия. Только на пути постоянного проникновения в особенности других культур возможно плодотворное сотрудничество бизнес-сообществ в новых исторических условиях: конкуренции, глобализации, интернационализации бизнеса и бурного роста информационных технологий.

ТЕСТЫ

Тест 1: ЛОВКИЙ КОММУНИКАТОР

1. Обычным началом беседы в США является вопрос "Чем Вы занимаетесь?". Работа в значительной степени определяет человека. Да или нет: американские граждане часто волнуются о том, как их работа воздействует на их здоровье.

2. Боливийцы покупают продукт потому что:
a. Это – лучшая технология;
b. Их семьям этот продукт понравится;
c. Это самая выгодная цена.

3. Да или нет: в Германии отличная технология – обычно самое главное для потребителя.

4. Вы живете в Саудовской Аравии и хотите купить очень дорогую машину. Это настолько дорого, что вы нуждаетесь в ссуде. Но почему это желание не взывает никакого интереса?
a. Поскольку Ислам запрещает давать деньги под проценты;
b. Поскольку вы имеете банк;
c. Из-за вашей внешности.

5. У вас серьезные проблемы с рабочими на вашей фабрике в Швеции. Вы устраняете их путем предоставления рабочим:
a. Дополнительных оплачиваемых дней отпуска;
b. Свидетельств о заслугах;
c. Грантов на обучение.

6. Вы разработали детали очередной встречи с вашими азиатскими партнерами. Однако они, кажется, знают о вас все, решение всех проблем в их руках и результат встречи уже известен прежде, чем вы войдете в дверь. Почему вы должны все же постараться прилететь на встречу?
a. Поскольку они настаивают;
b. Получить согласие партнеров;
c. Получить мили часто летающего пассажира.

7. В Швейцарии и США "время – деньги", но такое отношение ко времени не будет понято всеми ниже приведенными этническими группами кроме:
a. Аборигенов Южной Африки;
b. Арабов;
c. Жителей Полинезии;
d. Латиноамериканцев;
e. Белых жителей Южной Африки.

8. Да или нет: Австралийцы ценят статус и престиж и имеют особое пристрастие к этикету.

9. Да или нет: В большинстве азиатских культур важно самопожертвование и оно ожидается от каждого.

10. Да или нет: Если вы хотите впечатлить американского менеджера, то необходимо иметь нужное образование.

Тест 2: РЫНОК, РЫНОК

1. Оказание давления на продажи и обман контрпроизводительны во многих странах. Да или нет: Австралийцы отчаянно сопротивляются тактике давления.

2. Вкусы немецких и бразильских потребителей в рекламных объявлениях противоположны, потому что немцы в своей рекламе предпочитают:
a. Много данных;
b. Меньше фактов и более сексуальности;
c. Фантастические образы.

3. Да или нет: Рекламирование во многих центрально-американских газетах эквивалентно принятию политической точки зрения.

4. Почему заказы товаров по почте не завоевало популярность в Чили?
a. Это слишком безлично.
b. Чилийцы имеют тенденцию не доверять гарантиям и гарантийному обслуживанию;
c. Чилийцам нравится рассматривать витрины и цены;
d. Все вышеупомянутое.

5. Да или нет: Продажи товаров по почте затруднены в Коста-Рике, потому что многие дома не имеют уличных адресов.

6. Маркетинг в Саудовской Аравии должен соблюдать местные традиции, поэтому запрещается:
a. Использование детей в рекламных объявлениях;
b. Изображение собак в рекламе;
c. Прямой маркетинг.

7. Местные законы часто защищают своих граждан от увольнения из иностранных фирм. Какая страна не будет отдавать предпочтение при приеме на работу или увольнении местным гражданам?
a. Япония;
b. Объединенные Арабские Эмираты;
c. Эквадор;
d. США.

8. Да или нет: Если японец говорит "Да", то в большинстве случаев он высказывает согласие.

9. Да или нет: Большинство шведов любят риск и мало готовы к коллективной деятельности.

10. Да или нет: В малазийской культуре благополучие группы менее важно, чем благополучие отдельного человека.

Тест 3: СЧИТАЙТЕ С МОИХ ГУБ!

1. "Без улыбки вы одеты не полностью", в США эту фразу можно услышать повсюду. Да или нет: улыбка – универсальное средство выражения испытываемого удовольствия.

2. Япония – страна культуры высокого контекста, где даже незначительная жестикуляция много значит. Какое поведение соответствует японским нормам?
a. Прикрыть рот рукой при смехе;
b. Подмигнуть в знак согласия;
c. Громкая, энергичная речь.

3. Да или нет: В Германии не держат левую руку в кармане при рукопожатии правой рукой.

4. Во многих странах плевки считаются вульгарными, но где это к тому же и противозаконно?
a. Сан-Томас;
b. Сан-Мартин;
c. Сингапур.

5. Вы – единственный пассажир автобуса в Бахрейне. Входит еще один пассажир и выбирает место рядом с вами. Да или нет: Он намеревается начать с вами беседу.

6. Вы приветствуете нового партнера во Франции. Он выглядит немного смущенным, поскольку вы твердо сжимаете его руку и сердечно трясете ее. Его смущение объясняется тем, что:
a. Его освободили от необходимости выдерживать ваши поцелуи;
b. Французское рукопожатие – больше рукокасание, без крепкого пожатия и трясения рук;
c. Ему хотелось бы, чтобы вы его поцеловали.

7. В Соединенных Штатах мужчины иногда хлопают друг друга по спине, рукам или плечам. Да или нет: В Нидерландах это тоже приемлемо.

8. Да или нет: Прежде чем руководители-женщины предпримут путешествие по Бразилии, они должны убедиться в том, что на их ногтях хороший маникюр.

9. У вас хорошее настроение после поступления большого коммерческого запроса из Стокгольма. Для вас удивительно, что спустя некоторое время шведы прекращают переговоры по сделке. Такое развитие событий связанно, возможно, с тем, что во время встречи вы:
a. Сидели, откинувшись на спинку стула, и скрестили руки на груди;
b. Все время переговоров ваша лодыжка лежала на вашем колене;
c. Громко смеялись;
d. Все вышеуказанное.

10. Да или нет: Резкий хлопок рукой по направлению вниз часто используется в Испании для подчеркивания точки зрения.

Тест 4: СЛЕДИТЕ ЗА ВАШИМИ РУКАМИ!

1. Два жеста – знак "OK" (соединенные вместе большой и указательный пальцы) и поднятый большой палец – очень популярны в России, США и многих других странах. Однако эти же жесты считаются очень грубыми в других странах. Отметьте те страны, в которых один или оба жеста являются оскорбительным.
a. Бразилия;
b. Австралия;
c. Испания;
d. Страны Ближнего Востока;
e. Все эти страны.

2. Да или нет: Азиаты могут показывать несогласие путем всасывания воздуха через зубы.

3. Никогда не демонстрируйте в Латинской Америке как велик или мал какой-либо объект, измеряя расстояние двумя вытянутыми указательными пальцами. Это только часть мужской анатомии, к которой относится этот жест. Правильный способ проиллюстрировать длину в Латинской Америке:
a. Указать рукой на соответствующую высоту от пола;
b. Протянуть свою правую руку и измерить от кончика пальца до необходимого расстояния вдоль правой руки с помощью левой руки;
c. Использовать мерную ленту или линейку.

4. Да или нет: В Чили ударить правым кулаком по левой ладони считается оскорбительным, а открытая ладонь с растопыренными пальцами означает "дурак".

5. В США обычное расстояние между говорящими сотрудниками составляет около 1,2 метра. Да или нет: Обычное расстояние между говорящими людьми в Латинской Америке менее метра.

6. Вы опоздали на встречу с вашим новым шефом – немцем, затем вы называете его по имени и пододвигаете свое кресло ближе к его столу. Что из нижеприведенного может успокоить его:
a. Спросить его о семье;
b. Согбенный вид;
c. Засунуть руки в карманы;
d. Извиниться за опоздание и сразу перейти к делу.

7. Да или нет: Легкие повторяющиеся удары пальцем по столу означают согласие или поддержку высказыванию выступающего в Японии.

8. Люди различных культур указывают на предметы различными частями тела: подбородком, большим пальцем или ладонью. Да или нет: Англичанин, как правило, указывает на что-либо головой.

9. Английский профессор выступал в качестве приглашенного лектора в университете мусульманской страны. Во время своего выступления он необдуманно оскорбил аудиторию показом части своего тела. Какую часть тела он продемонстрировал аудитории?
a. Зубы;
b. Свою левую руку;
c. Подошву ботинка.

10. Жест – ладонь, сложенная в "фигу" – в России достаточно груб и означает, что человек, для которого он предназначен, ничего не получит. Что значит этот жест в Бразилии:
a. Намек на сексуальный контакт;
b. Пожелание удачи;
c. Прощание.

Тест 5: ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

1. Испанский менеджер знатного происхождения вручает свою визитную карточку, на которой написано "Miguel Eduardo Sela y Banderas". Как вы должны обращаться к нему:
a. Сеньор Eduardo;
b. Сеньор Sela;
c. Сеньор Banderas;
d. Сеньор у.

2. Правящий монарх Саудовской Аравии – король Фахд бен-Абдул Азис ас-Сауд. Какое имя было у его отца?
a. Фахд;
b. Бен;
c. Абдул Азис.

3. Да или нет. К королю Саудовской Аравии обращаются "Король Фахд".

4. Вы представлены французскому сотруднику, который называет свое имя: "Роберт Пьер". Что вы предпримите?
a. Извинитесь за незнание французского языка и спросите его о том, какая у него фамилия Роберт или Пьер;
b. Точно установите его фамилию;
c. Будете избегать американскую манеру крепкого сжатия руки при ее пожатии;
d. Все вышеперечисленное.

5. Вы готовитесь произнести речь в Германии. Доктор Ханс Шмидт, председатель собрания, ваш личный друг. Перед началом речи вы говорите:
a. Спасибо, Ханс, за это лестное представление;
b. Спасибо господин доктор Шмидт за то, что представили меня;
c. Спасибо, господин Шмидт;
d. Спасибо, Шмидти.

6. Многие китайцы из Гонконга переселились в Западную Канаду, Австралию и другие страны, т. к. после 1997 года Гонконг не долго оставался британской колонией. Правильно или нет: Существует только около 400 различных китайских фамилий.

7. Американцы всегда просят незнакомых людей использовать их имена или прозвища. Например, во время президентской компании в 1992 году выигравшая партия использовала одну из кратких форм обращения, чтобы побудить избирателей чувствовать себя комфортно с кандидатом в вице-президенты. Этой формой обращения была:
a. Вы можете звать меня Эл;
b. Мое имя Альберт;
c. Зовите меня Гор.

Тест 6: НАЧИНАЙ И ЗАВОЮЙ СИМПАТИЮ!

Что мотивирует людей при покупке? Почему они принимают то или иное решение. Вот некоторые из приоритетов, которых придерживаются люди:

1. Какие вопросы будут, на ваш взгляд, считаться бестактными в Катаре, Франции и Англии?

a. Где вы живете?   1. Катар
b. Как поживает ваша жена?   2. Франция
c. Сколько это стоило?   3. Англия

2. Вы организуете встречу для китайских руководителей. Что не является ошибкой?
a. Проведение встречи в комнате 444;
b. Раздача зеленых шапочек;
c. Оставаться допоздна, развлекая ваших гостей;
d. Подача сыра к каждому приему пищи.

3. Да или нет: Чилийцы думают, что оправленные в золото бриллианты на мужчинах признак дурного вкуса.

4. Да или нет: Прийти вовремя на званный обед в Мехико это оплошность.

5. Как коммерческий директор российской фирмы вы регулярно путешествуете по миру. Сегодня вы и ваша команда направляетесь в Сеул. После предварительного обзора стратегии заказчика вы достигаете вашей первой договоренности. Хорошие отношения с этой корейской фирмой являются ключевыми, потому что вы хотите начать бизнес в этой стране. К вашему недоумению, корейские управляющие в основном игнорируют ваше присутствие, никогда не отвечают на ваши вопросы, и направляют все свои запросы вашим подчиненным. Что происходит?
a. У вас что-то между зубами;
b. Вы – женщина;
c. Это – эпизод из фильма "Секретные материалы".

6. Страдая от ужасного холода, вы путешествуете по Японии. Правильно или нет: во время встреч по возможности осторожно использовать носовой платок?

7. Какие из следующих поступков будут считаться проявлением невоспитанности во Франции?
a. Поход в ванную комнату в течение встречи;
b. Выяснение, за кого был отдан голос на последних выборах;
c. Кормежка вашей собаки рядом со стулом в ресторане.

8. Грубые ошибки в переводе часто происходят даже среди англоговорящих людей. Да или нет: название фильма компании "Уорнер Бразерс", выпущенного в 1993 г., "Free Willy" очень рассмешил многих лондонцев.

9. Ваша изящная визитная карточка, содержащая много деталей красного цвета, привлечет особое внимание некоторых зарубежных клиентов. Причиной этого является то, что:
a. Буддисты пишут красным имя умершего;
b. Некоторые мексиканцы находят вызывающим написание имени красным цветом;
c. Красный – цвет траура в некоторых частях Африки;
d. Все вышеупомянутое.

10. Да или нет: Большинство латиноамериканцев предпочитает заниматься бизнесом с людьми, которых они знают, которые им симпатичны или являются родственниками.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

Ответы на тест 1: ЛОВКИЙ КОММУНИКАТОР

1. Нет: Если американцы заболели, то они, вероятно, волнуются о том, как это повлияет на их работу.

2. b: Семья – самый высокий приоритет.

3. Да.

4. a: Саудовская Аравия – теократия. Банки, как люди, подчиняются предписаниям Ислама.

5. a: Свидетельства не слишком много значат, а обучение в Швеции – бесплатно, таким образом, самым ценным для рабочих является качество жизни, то есть большой отпуск.

6. b: Многие встречи в Азии могут казаться церемониальными, но часто главной целью является польза группы и достижение согласия.

7. е: Многие культуры относятся ко времени гибко, но белые жители Южной Африки унаследовали стремление к точности, полученное от их английских и голландских предков.

8. Нет: Для французов это важно, для австралийцев – нет.

9. Да: Интересы группы важнее интересов личности.

10. Нет: Важнее иметь соответствующие профессиональные навыки и опыт.

Ответы на тест 2: РЫНОК, РЫНОК

1. Да: Будьте честны, прямы и кратки с австралийцами.

2. a: Чем больше данных, особенно технических, упоминается в немецкой рекламе, тем лучше.

3. Да: Газеты в Центральной Америке часто связаны с политикой. Например, самые крупные газеты Белиза поддерживают различные политические партии.

4. d.

5. Да: Это делает создание списков адресатов фактически невозможным.

6. b: Собак считают грязными.

7. d.

8. Нет: Японцам трудно дается произносить слова с отказом. У людей западной культуры создается впечатление, что японцы с ними согласны.

9. Нет: Шведская культура относится к культурам с выраженным стремлением избегать неопределенности, в ней распространен коллективизм.

10. Да: В азиатских культурах господствует коллективизм.

Ответы на тест 3: СЧИТАЙТЕ С МОИХ ГУБ!

1. Нет: В большинстве азиатских стран улыбка может скрывать затруднение, шок или гнев.

2. а: В Японии не принято показывать внутреннюю часть рта.

3. Да: Даже не начинайте разговора с немцем, если ваши руки находятся в кармане!

4. c. В Сингапуре также запрещается жевать резинку, бродить без цели и курить в общественных местах.

5. Нет: Чувство одиночества во многих странах Ближнего Востока очень неестественно. Полностью незнакомые люди автоматически усаживаются вблизи друг от друга.

6. b: Французы настоятельно не рекомендуют сильно жать и трясти им руку при пожатии.

7. Нет: Голландские мужчины формальны и обычно не демонстрируют свои чувства оживленным похлопыванием частей тела друг друга.

8. Да: Маникюр на ногтях – неотъемлемая часть имиджа деловой женщины в Бразилии.

9. d: Неформальные жесты и громкий смех шведов не впечатлят.

10. Да: Резкий хлопок рукой по направлению вниз – распространенный жест в большей части Латинской Америки

Ответы на тест 4: СЛЕДИТЕ ЗА ВАШИМИ РУКАМИ!

1. e: Российским и американским бизнесменам и политикам нужно очень осмотрительно использовать эти жесты в других странах.

2. Да: Действительно, для многих азиатов трудно сказать слово "нет", и поэтому более комфортным для них продемонстрировать свое неудовольствие или несогласие жестами.

3. b.

4. Да.

5. Да: В Бразилии многие сотрудники стоят при разговоре на расстоянии полуметра друг от друга.

6. d: Если вы действительно подготовились и сидите, выпрямившись в своем кресле, и беседуете до тех пор, пока ваш шеф не отпустит вас, то вы останетесь на работе.

7. Да: Этот вариант "мини-аплодисментов" был введен в обращение одного из императорских дворов Японии.

8. Да: Настоящий британец никогда не будет указывать на что-либо пальцем.

9. b: Профессорское незнание мусульманского этикета вызвал протест студентов и появление заголовков в местных газетах, где осуждалось британское высокомерие.

10. b: В Германии этот жест означает намек на сексуальный контакт, а в Бразилии является жестом, приносящим счастье.

Ответы на тест 5: ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

1. b: Многие испанцы имеют две фамилии: одна – от их отца, и она стоит впереди, а за ней идет имя матери. Иногда эти две фамилии отделены "y", что означает "и" по-испански. Отцом Мигеля Эдуардо Села-и-Бандераса (Miguel Eduardo Sela y Banderas) был сеньор Села, и поэтому сеньором Села зовется и сын.

2. с: Есть много стран, где имя отца является частью имени сына. В этом случае "бен-Абдул Азиз" является патронимом (имя происходит от первого имени отца) и означает "сын Абдул Азиза."

3. Да.

4. d.

5. b: В деловых отношениях немцы – формалисты. Поэтому никогда не зовите в официальной ситуации вашего друга по имени.

6. Да: Однако когда эти 400 фамилий или названий кланов были переведены на английский язык, то появились всевозможные варианты их написаний и произношения. Например, Wong, Wang и Huang – английские версии одного и того же названия китайского клана.

7. a.

Ответы на тест 6: НАЧИНАЙ И ЗАВОЮЙ СИМПАТИЮ!

1. a-3; b-1; c-2. Дом англичан – их крепость. В исламских странах жены – не тема для беседы. Обсуждения денег – но не секса! – неудобная тема для французов.

2. c: Цифра 4 является зловещей для китайцев (это походит на конец). Зеленая шляпа означает, что вы – рогоносец. Многие китайцы не переносят лактозу

3. Да: Чилийцы интерпретируют демонстрацию человеком драгоценностей как доказательство того, что он занимается бизнесом для обогащения и имеет неосмотрительность это продемонстрировать.

4. Да: Гости обычно приходят на обед на час позже.

5. b: Южнокорейская деловая культура рассматривается многими исследователями как очевидный женофоб. Гендерные неравенства в оплате и карьерных возможностях столь сильны, что некоторые корейцы хотят посмотреть на руководителя-женщину просто из любопытства – только чтобы увидеть этот феномен живьем. В конфуцианских культурах роль женщины традиционно заключается в проявлении уважения к мужчинам. В этом отношении азиатские традиции, философия, системы ценностей и культурное наполнение расходятся с западными представлениями.

6. Нет: Японцы находят, что традиция сохранения слизистых выделений в тщательно свернутом носовом платке является гротеском. Используйте одноразовые платки.

7. c: Собаки приветствуются во многих французских заведениях.

8. Да: В Англии слово willy – сленговое выражение для пениса.

9. d.

10. Да: Большинство латиноамериканцев предпочитает занимается коммерцией с людьми, которых они знают, которым симпатизируют или с которыми связаны семейными узами.

Наши рекомендации