Формальные и неформальные бизнес-культуры
Многие перспективные деловые контакты не получают своего развития потому, что деловые партнеры, придерживающиеся неформальной культуры, не высказывают необходимого уважения партнерам, принадлежащим к формальным деловым культурам.
Формальные культуры обладают ярко выраженной иерархичностью, базирующейся на обладании властью и статусом. В противоположность им неформальные культуры ценят ЭГАЛИТАРИЗМ, т.е. равенство, в котором власть и статус не являются такими важными для возникновения поведенческих различий.
Рисунок 31. Страны с неформальными и формальными культурами
Непонимание того факта, что партнер по переговорам относится к представителям формальной культуры, может отрицательно сказаться на результатах переговоров. С одной стороны, деловые люди из формальных, иерархических культур могут чувствовать себя оскорбленными из-за неформального раскованного поведения своих неформальных партнеров по переговорам. С другой стороны, бизнесмены из стран с неформальными культурами воспринимают своих собеседников, предпочитающих формальный стиль общения, как людей, сохраняющих дистанцию, высокомерных и несовременных снобов. Такие недоразумения можно избежать, если обе стороны осознают, что варианты делового поведения основываются на различающихся ценностных ориентациях, а не на личных качествах.
Формальность тесно связана со статусом, иерархией, властью и уважением. Неформальные культуры предпочитают статусное равенство, формальные, напротив, – иерархию и статусные различия. Различия в формальных и иерархических культурах больше и значительнее, чем в эгалитарных и неформальных культурах. Формальное обращение является важным средством высказывания уважения к высокопоставленным людям. Формальное поведение принято как в большинстве стран Европы, так и в Азии.
Формальное поведение предполагает правильное вербальное и невербальное поведение. Это подразумевает использование вежливых форм обращения только на "Вы", с применением академического титула, если таковой имеется. Если учесть, что в Германии около 60% менеджеров высшего звена защитили диссертации, то это автоматически означает использование обращения типа "Вы, господин доктор Шмидт". Невербальные знаки должны также указывать на то, что по отношению к деловому партнеру выражается должное уважение. Наличие галстука, пиджака в жаркое время года являются необходимыми знаками уважения. Кроме того, сдержанные манеры и правильно выбранные формы обращения могут во многом поспособствовать позитивному протеканию встречи.
Возраст, пол и социальный статус также могут оказывать влияние на ожидаемый уровень проявления формальности. В таких культурах, как японская и корейская культуры, уровень формализма распространяется даже на выбор используемых слов и, в особенности, на интонацию, с которой эти слова произносятся.
Статусные барьеры
Существуют четыре категории деловых людей международного мира бизнеса, которые имеют еще большие сложности при общении с людьми иерархических культур, когда они хотят продать им свой товар. К ним относятся:
1) служащие, находящиеся на начальной ступени своей карьерной лестницы;
2) молодежь;
3) женщины;
4) женщины и мужчины, работающие в отделе сбыта.
Причиной такого положения вещей является то, что формальные культуры обращают особое внимание на статус, возраст, служебное положение, пол своего партнера, а также работает ли он в отделе продаж или отделе закупок.
Можно с уверенностью предположить, что молодая женщина, начинающая свою карьеру в экспортном отделе какой-либо фирмы, посланная в командировку в страны с такими формальными культурами, как, например, Япония, арабские страны, страны Юго-Восточной Азии будет испытывать значительные затруднения при общении с партнером-мужчиной, занимающим к тому же высокую ступеньку в иерархии своей фирмы, где принят формальный стиль общения.
Помимо возраста, пола, служебного положения и вопроса, является ли партер продавцом или заказчиком, в иерархических культурах обращают внимание также и на другие факторы, к которым относятся происхождение, образование и культурный горизонт вашего партнера. В Латинской Америке и некоторых странах Европы, в которых обращают особое внимание на налаживание межличностных отношений, необходимо поэтому показать познания в искусстве, музыке, литературе, истории, философии и т.д. Беседы на такие, казалось бы, отвлеченные темы во многом помогают завоевать доверие партнера. Деловые люди, желающие получить признание, должны быть эрудированными собеседниками.
Во многих азиатских культурах с возрастом предоставляется статус. В культурах, высоко ценящих возраст, считается, что чем старше деловой человек, тем больше доверия он к себе вызывает. И с точки зрения таких культур молодые "вундеркинды" от бизнеса, т.е. молодые люди, обладающие выдающимися техническими способностями или деловой хваткой, должны были бы считаться нежеланными.
В других культурах возраст не важен. Например, в США прежде всего принимается в расчет компетентность, поэтому молодой возраст сотрудника не считается преимуществом или недостатком, также не важен и пол. Нередко на руководящих должностях американских фирм можно встретить молодых энергичных женщин.
Существуют культуры, в которых возраст считается недостатком, а иногда рассматривается доказательством бесполезности, и поэтому люди старше пятидесяти могут столкнуться с трудностями, а иногда и невозможностью найти новую работу, невзирая на все их способности. Такой подход к пожилым сотрудникам характерен для многих стран Западной Европы и России.
При создании совместных предприятий, объединяющих людей, представляющих культуры с различным отношением к возрасту, вопросы продвижения по службе и назначение на руководящие должности следует особенно тщательно продумывать. Даже обращение к человеку и глубина поклона должны соответствовать возрасту человека, которому они адресованы.
Устранение барьеров в отношениях с представителями других культур является одним из наиболее продуктивных путей в достижении положительных результатов переговоров. Умение взглянуть на свою культуру со стороны во многом облегчает преодоление невидимых барьеров в сознании в виде стереотипов и предубеждений и избавляет деловых людей или просто путешествующих от излишней робости при столкновении с новой реальностью.
Формирование ЭМПАТИИ, т.е. признания культурных различий между странами и строительство на этой основе позитивных отношений, является одной из важных целей кросскультурных исследований. Глубокое знакомство с особенностями других культур позволяет также взглянуть и на собственную культуру под новым углом зрения.
Возможность осуществления успешного делового сотрудничества, делового общения возрастает при стремлении к правильному восприятию черт других культур или даже перенимании некоторых из них. Такой подход является гораздо более перспективным, нежели попытки нивелировать культурные различия. Только на пути постоянного проникновения в особенности других культур возможно плодотворное сотрудничество бизнес-сообществ в новых исторических условиях: конкуренции, глобализации, интернационализации бизнеса и бурного роста информационных технологий.
ТЕСТЫ
Тест 1: ЛОВКИЙ КОММУНИКАТОР
1. Обычным началом беседы в США является вопрос "Чем Вы занимаетесь?". Работа в значительной степени определяет человека. Да или нет: американские граждане часто волнуются о том, как их работа воздействует на их здоровье.
2. Боливийцы покупают продукт потому что:
a. Это – лучшая технология;
b. Их семьям этот продукт понравится;
c. Это самая выгодная цена.
3. Да или нет: в Германии отличная технология – обычно самое главное для потребителя.
4. Вы живете в Саудовской Аравии и хотите купить очень дорогую машину. Это настолько дорого, что вы нуждаетесь в ссуде. Но почему это желание не взывает никакого интереса?
a. Поскольку Ислам запрещает давать деньги под проценты;
b. Поскольку вы имеете банк;
c. Из-за вашей внешности.
5. У вас серьезные проблемы с рабочими на вашей фабрике в Швеции. Вы устраняете их путем предоставления рабочим:
a. Дополнительных оплачиваемых дней отпуска;
b. Свидетельств о заслугах;
c. Грантов на обучение.
6. Вы разработали детали очередной встречи с вашими азиатскими партнерами. Однако они, кажется, знают о вас все, решение всех проблем в их руках и результат встречи уже известен прежде, чем вы войдете в дверь. Почему вы должны все же постараться прилететь на встречу?
a. Поскольку они настаивают;
b. Получить согласие партнеров;
c. Получить мили часто летающего пассажира.
7. В Швейцарии и США "время – деньги", но такое отношение ко времени не будет понято всеми ниже приведенными этническими группами кроме:
a. Аборигенов Южной Африки;
b. Арабов;
c. Жителей Полинезии;
d. Латиноамериканцев;
e. Белых жителей Южной Африки.
8. Да или нет: Австралийцы ценят статус и престиж и имеют особое пристрастие к этикету.
9. Да или нет: В большинстве азиатских культур важно самопожертвование и оно ожидается от каждого.
10. Да или нет: Если вы хотите впечатлить американского менеджера, то необходимо иметь нужное образование.
Тест 2: РЫНОК, РЫНОК
1. Оказание давления на продажи и обман контрпроизводительны во многих странах. Да или нет: Австралийцы отчаянно сопротивляются тактике давления.
2. Вкусы немецких и бразильских потребителей в рекламных объявлениях противоположны, потому что немцы в своей рекламе предпочитают:
a. Много данных;
b. Меньше фактов и более сексуальности;
c. Фантастические образы.
3. Да или нет: Рекламирование во многих центрально-американских газетах эквивалентно принятию политической точки зрения.
4. Почему заказы товаров по почте не завоевало популярность в Чили?
a. Это слишком безлично.
b. Чилийцы имеют тенденцию не доверять гарантиям и гарантийному обслуживанию;
c. Чилийцам нравится рассматривать витрины и цены;
d. Все вышеупомянутое.
5. Да или нет: Продажи товаров по почте затруднены в Коста-Рике, потому что многие дома не имеют уличных адресов.
6. Маркетинг в Саудовской Аравии должен соблюдать местные традиции, поэтому запрещается:
a. Использование детей в рекламных объявлениях;
b. Изображение собак в рекламе;
c. Прямой маркетинг.
7. Местные законы часто защищают своих граждан от увольнения из иностранных фирм. Какая страна не будет отдавать предпочтение при приеме на работу или увольнении местным гражданам?
a. Япония;
b. Объединенные Арабские Эмираты;
c. Эквадор;
d. США.
8. Да или нет: Если японец говорит "Да", то в большинстве случаев он высказывает согласие.
9. Да или нет: Большинство шведов любят риск и мало готовы к коллективной деятельности.
10. Да или нет: В малазийской культуре благополучие группы менее важно, чем благополучие отдельного человека.
Тест 3: СЧИТАЙТЕ С МОИХ ГУБ!
1. "Без улыбки вы одеты не полностью", в США эту фразу можно услышать повсюду. Да или нет: улыбка – универсальное средство выражения испытываемого удовольствия.
2. Япония – страна культуры высокого контекста, где даже незначительная жестикуляция много значит. Какое поведение соответствует японским нормам?
a. Прикрыть рот рукой при смехе;
b. Подмигнуть в знак согласия;
c. Громкая, энергичная речь.
3. Да или нет: В Германии не держат левую руку в кармане при рукопожатии правой рукой.
4. Во многих странах плевки считаются вульгарными, но где это к тому же и противозаконно?
a. Сан-Томас;
b. Сан-Мартин;
c. Сингапур.
5. Вы – единственный пассажир автобуса в Бахрейне. Входит еще один пассажир и выбирает место рядом с вами. Да или нет: Он намеревается начать с вами беседу.
6. Вы приветствуете нового партнера во Франции. Он выглядит немного смущенным, поскольку вы твердо сжимаете его руку и сердечно трясете ее. Его смущение объясняется тем, что:
a. Его освободили от необходимости выдерживать ваши поцелуи;
b. Французское рукопожатие – больше рукокасание, без крепкого пожатия и трясения рук;
c. Ему хотелось бы, чтобы вы его поцеловали.
7. В Соединенных Штатах мужчины иногда хлопают друг друга по спине, рукам или плечам. Да или нет: В Нидерландах это тоже приемлемо.
8. Да или нет: Прежде чем руководители-женщины предпримут путешествие по Бразилии, они должны убедиться в том, что на их ногтях хороший маникюр.
9. У вас хорошее настроение после поступления большого коммерческого запроса из Стокгольма. Для вас удивительно, что спустя некоторое время шведы прекращают переговоры по сделке. Такое развитие событий связанно, возможно, с тем, что во время встречи вы:
a. Сидели, откинувшись на спинку стула, и скрестили руки на груди;
b. Все время переговоров ваша лодыжка лежала на вашем колене;
c. Громко смеялись;
d. Все вышеуказанное.
10. Да или нет: Резкий хлопок рукой по направлению вниз часто используется в Испании для подчеркивания точки зрения.
Тест 4: СЛЕДИТЕ ЗА ВАШИМИ РУКАМИ!
1. Два жеста – знак "OK" (соединенные вместе большой и указательный пальцы) и поднятый большой палец – очень популярны в России, США и многих других странах. Однако эти же жесты считаются очень грубыми в других странах. Отметьте те страны, в которых один или оба жеста являются оскорбительным.
a. Бразилия;
b. Австралия;
c. Испания;
d. Страны Ближнего Востока;
e. Все эти страны.
2. Да или нет: Азиаты могут показывать несогласие путем всасывания воздуха через зубы.
3. Никогда не демонстрируйте в Латинской Америке как велик или мал какой-либо объект, измеряя расстояние двумя вытянутыми указательными пальцами. Это только часть мужской анатомии, к которой относится этот жест. Правильный способ проиллюстрировать длину в Латинской Америке:
a. Указать рукой на соответствующую высоту от пола;
b. Протянуть свою правую руку и измерить от кончика пальца до необходимого расстояния вдоль правой руки с помощью левой руки;
c. Использовать мерную ленту или линейку.
4. Да или нет: В Чили ударить правым кулаком по левой ладони считается оскорбительным, а открытая ладонь с растопыренными пальцами означает "дурак".
5. В США обычное расстояние между говорящими сотрудниками составляет около 1,2 метра. Да или нет: Обычное расстояние между говорящими людьми в Латинской Америке менее метра.
6. Вы опоздали на встречу с вашим новым шефом – немцем, затем вы называете его по имени и пододвигаете свое кресло ближе к его столу. Что из нижеприведенного может успокоить его:
a. Спросить его о семье;
b. Согбенный вид;
c. Засунуть руки в карманы;
d. Извиниться за опоздание и сразу перейти к делу.
7. Да или нет: Легкие повторяющиеся удары пальцем по столу означают согласие или поддержку высказыванию выступающего в Японии.
8. Люди различных культур указывают на предметы различными частями тела: подбородком, большим пальцем или ладонью. Да или нет: Англичанин, как правило, указывает на что-либо головой.
9. Английский профессор выступал в качестве приглашенного лектора в университете мусульманской страны. Во время своего выступления он необдуманно оскорбил аудиторию показом части своего тела. Какую часть тела он продемонстрировал аудитории?
a. Зубы;
b. Свою левую руку;
c. Подошву ботинка.
10. Жест – ладонь, сложенная в "фигу" – в России достаточно груб и означает, что человек, для которого он предназначен, ничего не получит. Что значит этот жест в Бразилии:
a. Намек на сексуальный контакт;
b. Пожелание удачи;
c. Прощание.
Тест 5: ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?
1. Испанский менеджер знатного происхождения вручает свою визитную карточку, на которой написано "Miguel Eduardo Sela y Banderas". Как вы должны обращаться к нему:
a. Сеньор Eduardo;
b. Сеньор Sela;
c. Сеньор Banderas;
d. Сеньор у.
2. Правящий монарх Саудовской Аравии – король Фахд бен-Абдул Азис ас-Сауд. Какое имя было у его отца?
a. Фахд;
b. Бен;
c. Абдул Азис.
3. Да или нет. К королю Саудовской Аравии обращаются "Король Фахд".
4. Вы представлены французскому сотруднику, который называет свое имя: "Роберт Пьер". Что вы предпримите?
a. Извинитесь за незнание французского языка и спросите его о том, какая у него фамилия Роберт или Пьер;
b. Точно установите его фамилию;
c. Будете избегать американскую манеру крепкого сжатия руки при ее пожатии;
d. Все вышеперечисленное.
5. Вы готовитесь произнести речь в Германии. Доктор Ханс Шмидт, председатель собрания, ваш личный друг. Перед началом речи вы говорите:
a. Спасибо, Ханс, за это лестное представление;
b. Спасибо господин доктор Шмидт за то, что представили меня;
c. Спасибо, господин Шмидт;
d. Спасибо, Шмидти.
6. Многие китайцы из Гонконга переселились в Западную Канаду, Австралию и другие страны, т. к. после 1997 года Гонконг не долго оставался британской колонией. Правильно или нет: Существует только около 400 различных китайских фамилий.
7. Американцы всегда просят незнакомых людей использовать их имена или прозвища. Например, во время президентской компании в 1992 году выигравшая партия использовала одну из кратких форм обращения, чтобы побудить избирателей чувствовать себя комфортно с кандидатом в вице-президенты. Этой формой обращения была:
a. Вы можете звать меня Эл;
b. Мое имя Альберт;
c. Зовите меня Гор.
Тест 6: НАЧИНАЙ И ЗАВОЮЙ СИМПАТИЮ!
Что мотивирует людей при покупке? Почему они принимают то или иное решение. Вот некоторые из приоритетов, которых придерживаются люди:
1. Какие вопросы будут, на ваш взгляд, считаться бестактными в Катаре, Франции и Англии?
a. Где вы живете? | 1. Катар | |
b. Как поживает ваша жена? | 2. Франция | |
c. Сколько это стоило? | 3. Англия |
2. Вы организуете встречу для китайских руководителей. Что не является ошибкой?
a. Проведение встречи в комнате 444;
b. Раздача зеленых шапочек;
c. Оставаться допоздна, развлекая ваших гостей;
d. Подача сыра к каждому приему пищи.
3. Да или нет: Чилийцы думают, что оправленные в золото бриллианты на мужчинах признак дурного вкуса.
4. Да или нет: Прийти вовремя на званный обед в Мехико это оплошность.
5. Как коммерческий директор российской фирмы вы регулярно путешествуете по миру. Сегодня вы и ваша команда направляетесь в Сеул. После предварительного обзора стратегии заказчика вы достигаете вашей первой договоренности. Хорошие отношения с этой корейской фирмой являются ключевыми, потому что вы хотите начать бизнес в этой стране. К вашему недоумению, корейские управляющие в основном игнорируют ваше присутствие, никогда не отвечают на ваши вопросы, и направляют все свои запросы вашим подчиненным. Что происходит?
a. У вас что-то между зубами;
b. Вы – женщина;
c. Это – эпизод из фильма "Секретные материалы".
6. Страдая от ужасного холода, вы путешествуете по Японии. Правильно или нет: во время встреч по возможности осторожно использовать носовой платок?
7. Какие из следующих поступков будут считаться проявлением невоспитанности во Франции?
a. Поход в ванную комнату в течение встречи;
b. Выяснение, за кого был отдан голос на последних выборах;
c. Кормежка вашей собаки рядом со стулом в ресторане.
8. Грубые ошибки в переводе часто происходят даже среди англоговорящих людей. Да или нет: название фильма компании "Уорнер Бразерс", выпущенного в 1993 г., "Free Willy" очень рассмешил многих лондонцев.
9. Ваша изящная визитная карточка, содержащая много деталей красного цвета, привлечет особое внимание некоторых зарубежных клиентов. Причиной этого является то, что:
a. Буддисты пишут красным имя умершего;
b. Некоторые мексиканцы находят вызывающим написание имени красным цветом;
c. Красный – цвет траура в некоторых частях Африки;
d. Все вышеупомянутое.
10. Да или нет: Большинство латиноамериканцев предпочитает заниматься бизнесом с людьми, которых они знают, которые им симпатичны или являются родственниками.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
Ответы на тест 1: ЛОВКИЙ КОММУНИКАТОР
1. Нет: Если американцы заболели, то они, вероятно, волнуются о том, как это повлияет на их работу.
2. b: Семья – самый высокий приоритет.
3. Да.
4. a: Саудовская Аравия – теократия. Банки, как люди, подчиняются предписаниям Ислама.
5. a: Свидетельства не слишком много значат, а обучение в Швеции – бесплатно, таким образом, самым ценным для рабочих является качество жизни, то есть большой отпуск.
6. b: Многие встречи в Азии могут казаться церемониальными, но часто главной целью является польза группы и достижение согласия.
7. е: Многие культуры относятся ко времени гибко, но белые жители Южной Африки унаследовали стремление к точности, полученное от их английских и голландских предков.
8. Нет: Для французов это важно, для австралийцев – нет.
9. Да: Интересы группы важнее интересов личности.
10. Нет: Важнее иметь соответствующие профессиональные навыки и опыт.
Ответы на тест 2: РЫНОК, РЫНОК
1. Да: Будьте честны, прямы и кратки с австралийцами.
2. a: Чем больше данных, особенно технических, упоминается в немецкой рекламе, тем лучше.
3. Да: Газеты в Центральной Америке часто связаны с политикой. Например, самые крупные газеты Белиза поддерживают различные политические партии.
4. d.
5. Да: Это делает создание списков адресатов фактически невозможным.
6. b: Собак считают грязными.
7. d.
8. Нет: Японцам трудно дается произносить слова с отказом. У людей западной культуры создается впечатление, что японцы с ними согласны.
9. Нет: Шведская культура относится к культурам с выраженным стремлением избегать неопределенности, в ней распространен коллективизм.
10. Да: В азиатских культурах господствует коллективизм.
Ответы на тест 3: СЧИТАЙТЕ С МОИХ ГУБ!
1. Нет: В большинстве азиатских стран улыбка может скрывать затруднение, шок или гнев.
2. а: В Японии не принято показывать внутреннюю часть рта.
3. Да: Даже не начинайте разговора с немцем, если ваши руки находятся в кармане!
4. c. В Сингапуре также запрещается жевать резинку, бродить без цели и курить в общественных местах.
5. Нет: Чувство одиночества во многих странах Ближнего Востока очень неестественно. Полностью незнакомые люди автоматически усаживаются вблизи друг от друга.
6. b: Французы настоятельно не рекомендуют сильно жать и трясти им руку при пожатии.
7. Нет: Голландские мужчины формальны и обычно не демонстрируют свои чувства оживленным похлопыванием частей тела друг друга.
8. Да: Маникюр на ногтях – неотъемлемая часть имиджа деловой женщины в Бразилии.
9. d: Неформальные жесты и громкий смех шведов не впечатлят.
10. Да: Резкий хлопок рукой по направлению вниз – распространенный жест в большей части Латинской Америки
Ответы на тест 4: СЛЕДИТЕ ЗА ВАШИМИ РУКАМИ!
1. e: Российским и американским бизнесменам и политикам нужно очень осмотрительно использовать эти жесты в других странах.
2. Да: Действительно, для многих азиатов трудно сказать слово "нет", и поэтому более комфортным для них продемонстрировать свое неудовольствие или несогласие жестами.
3. b.
4. Да.
5. Да: В Бразилии многие сотрудники стоят при разговоре на расстоянии полуметра друг от друга.
6. d: Если вы действительно подготовились и сидите, выпрямившись в своем кресле, и беседуете до тех пор, пока ваш шеф не отпустит вас, то вы останетесь на работе.
7. Да: Этот вариант "мини-аплодисментов" был введен в обращение одного из императорских дворов Японии.
8. Да: Настоящий британец никогда не будет указывать на что-либо пальцем.
9. b: Профессорское незнание мусульманского этикета вызвал протест студентов и появление заголовков в местных газетах, где осуждалось британское высокомерие.
10. b: В Германии этот жест означает намек на сексуальный контакт, а в Бразилии является жестом, приносящим счастье.
Ответы на тест 5: ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?
1. b: Многие испанцы имеют две фамилии: одна – от их отца, и она стоит впереди, а за ней идет имя матери. Иногда эти две фамилии отделены "y", что означает "и" по-испански. Отцом Мигеля Эдуардо Села-и-Бандераса (Miguel Eduardo Sela y Banderas) был сеньор Села, и поэтому сеньором Села зовется и сын.
2. с: Есть много стран, где имя отца является частью имени сына. В этом случае "бен-Абдул Азиз" является патронимом (имя происходит от первого имени отца) и означает "сын Абдул Азиза."
3. Да.
4. d.
5. b: В деловых отношениях немцы – формалисты. Поэтому никогда не зовите в официальной ситуации вашего друга по имени.
6. Да: Однако когда эти 400 фамилий или названий кланов были переведены на английский язык, то появились всевозможные варианты их написаний и произношения. Например, Wong, Wang и Huang – английские версии одного и того же названия китайского клана.
7. a.
Ответы на тест 6: НАЧИНАЙ И ЗАВОЮЙ СИМПАТИЮ!
1. a-3; b-1; c-2. Дом англичан – их крепость. В исламских странах жены – не тема для беседы. Обсуждения денег – но не секса! – неудобная тема для французов.
2. c: Цифра 4 является зловещей для китайцев (это походит на конец). Зеленая шляпа означает, что вы – рогоносец. Многие китайцы не переносят лактозу
3. Да: Чилийцы интерпретируют демонстрацию человеком драгоценностей как доказательство того, что он занимается бизнесом для обогащения и имеет неосмотрительность это продемонстрировать.
4. Да: Гости обычно приходят на обед на час позже.
5. b: Южнокорейская деловая культура рассматривается многими исследователями как очевидный женофоб. Гендерные неравенства в оплате и карьерных возможностях столь сильны, что некоторые корейцы хотят посмотреть на руководителя-женщину просто из любопытства – только чтобы увидеть этот феномен живьем. В конфуцианских культурах роль женщины традиционно заключается в проявлении уважения к мужчинам. В этом отношении азиатские традиции, философия, системы ценностей и культурное наполнение расходятся с западными представлениями.
6. Нет: Японцы находят, что традиция сохранения слизистых выделений в тщательно свернутом носовом платке является гротеском. Используйте одноразовые платки.
7. c: Собаки приветствуются во многих французских заведениях.
8. Да: В Англии слово willy – сленговое выражение для пениса.
9. d.
10. Да: Большинство латиноамериканцев предпочитает занимается коммерцией с людьми, которых они знают, которым симпатизируют или с которыми связаны семейными узами.