Нейтральная/эмоциональная культуры
Параметр НЕЙТРАЛЬНАЯ/ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРЫрассматривается Тромпенарсом на уровне артефактов, т.е. его интересует степень выражения эмоций, принятая в обществе (культуре). Эмоциями в данном случае являются не те эмоциональные всплески, уместные для экстремального выражения чувств, а повседневные поведенческие реакции, такие как смех, улыбки, жестикуляция, выражения лиц и т.д.
Фактически эта пара категорий является основополагающей для определения отношения культуры к сущности совместного человеческого существования, поскольку в них содержится ответ на вопрос, является ли для общества первостепенным решение деловых задач или же деловые отношения нераздельны с проявлением человеческих чувств.
Рисунок 22. Проявление эмоций на рабочем месте / Процент опрошенных, не демонстрирующих эмоции на рабочем месте (18, с.70)
На рисунке 22 есть некоторые страны, в которых не принято открыто проявлять свои эмоции на рабочем месте. Не вызывает удивление то, что второе место в списке занимает Япония с ее культурой, ориентированной на чрезвычайно сдержанное проявление эмоций. В Европе существует весьма значительный разброс в выражении чувств: от наиболее нейтральной степени в Австрии (59%) до наиболее эмоциональной – в Испании (19%), России (24%), Италии и Франции (33% и 30%). С удивлением устанавливаешь тот факт, что принятая на российских предприятиях эмоциональность намного превосходит уровень проявления чувств таких, с русской точки зрения, "темпераментных" культур, как итальянская и французская.
Диффузный/специфицированный
В параметре ДИФФУЗНЫЙ / СПЕЦИФИЦИРОВАННЫЙ Тромпенарс дает ответ на вопрос, насколько сильно диффузны и специфицированы (разделены) личностные и профессиональные отношения между людьми. Если в специфицированных отношениях совместное человеческое существование, а также границы обоюдных прав и обязанностей, прежде всего в профессиональной сфере, подробно описываются рабочим контрактом, то в диффузных культурах эти отношения описываются только в общих чертах и могут ситуативно модифицироваться. Существенно и то, что в диффузных культурах намного проще происходит смешение личностных и деловых аспектов. Это не может не иметь значение для деловой трансакции, поскольку тесное переплетение личного и профессионального затрудняет профессиональную критику, т.к. критика дела в диффузной культуре означает непременный ее перенос на занимающегося этим делом индивида.
Американский психолог немецкого происхождения Курт Левин (Kurt Lewin) изобразил личность в виде кругов, включающих в себя жизненные сферы индивида (17, с. 110). Частная сфера находится в центре круга, а на его периферии – различные области, ориентированные на общественную сферу. Как еврейский беженец из гитлеровской Германии, живущий в Америке, он хорошо знает культуру обоих стран. Левин указывает на различия между жизненными сферами U-типа (US – США) и G-типом (German – Германия) (см. рис. 23).
Рисунок 23. Круги Левина
Сфера U-типа указывает на обладание личностью большой общественной сферы, разделенной на специфицированные сегменты, в которых могут, например, находится мебель, автомобиль, холодильник и общество вообще. Американцы могут иметь общественный вес и пользоваться уважением в различных сферах, в гольф-клубе, родительском совете или клубе собаководства и т.д. Люди, общающиеся в таких местах, необязательно являются близкими друзьями. Их объединяет только общность интересов в данной сфере, и доступ в нее других людей, как правило, не затруднен, что также означает и невысокий уровень связанной с этой сферой обязательств (поэтому сегменты отделены друг от друга прерывистой линией).
В Америке, в которой люди живут мобильно, предметы домашнего обихода – мебель, холодильник, машина – принадлежат к полуобщественной сфере. В случае приглашения гостя в дом, он может без разрешения хозяев открывать их холодильник, поскольку в США такие предметы принадлежат к общественной сфере хозяев. Не так обстоит дело в Европе. В Германии, например, если гость будет приглашен на обед в частный дом, то это приглашение распространяется только на обеденный зал, и посещение других комнат будет восприниматься как невежливое вторжение в частную сферу хозяев.
Кроме того, в диффузных культурах общественная сфера относительна, невелика, частная сфера больше по объему и диффузна. Общественный статус и уважение, приобретенные в профессиональной сфере, сопровождают индивида почти во всех сегментах его общественной жизни. Поэтому господин доктор Мюллер остается господином доктором Мюллером не только в своем университете, но и в мясной лавке, и на заправочной станции. Социальный статус человека переносится в такой стране как Австрия даже на супругу владельца титула, которую также будут называть фрау доктор Мюллер (17, с. 111).
Диффузный и специфицированный параметры особенно явственно выявляют национальные различия между культурами. Тромпенарс задал вопрос представителям различных культур, готовы ли они помочь своему непосредственному начальнику в покраске его дома, хотя эта помощь естественно не является частью их профессиональных обязанностей. В специфицированных культурах, где работа и частная жизнь имеют четкое различие, большая часть менеджеров не станет помогать своему шефу. Рисунок 24 (17, с. 88) показывает долю опрошенных, которые не станут оказывать помощь.
На графике видно, что доля менеджеров, отказывающихся красить дом в США, Англии или Швейцарии составляет около или более 80%, а в Скандинавии она еще выше. Однако в диффузных культурах Китая, Непала или Нигерии большинство сотрудников стали бы выполнять эту работу.
Рисунок 24. Помощь в окраске дома / Процент опрошенных, отказывающихся помогать шефу
Не удивительно, что при ведении бизнеса партнерами, которые по этому параметру принадлежат к противоположным культурам, следует обращать внимание на многие факторы. В культурах, которые придают большое значение статусу или происхождению, переговоры, хотя могут и вестись экспертами, но на них будет оказывать влияние, находящееся в тени могущественное лицо. Оно может даже не присутствовать на переговорах, но, в конечном счете, именно этот человек будет принимать решение. Если же такой индивид с высоким статусом участвует во встречах с зарубежными партнерами, то им стоит позаботиться о наличии в их делегации представителя, обладающего сходным статусом и возрастом.