Методы, побуждающие к определенным действиям (убеждение и побуждение)
Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять. Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:
1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.
2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда — рутсоводитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.
4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:
а) показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;
б) ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;
в) подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;
г) вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;
д) не выставлять напоказ свою заботу, доброту, внимание к другим людям.
Метод побуждения. С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение
— важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.
Билет 12. Функции, задачи, основные направления деятельности классного руководителя (педагога-воспитателя).
Функции классного руководителя:
· Диагностическая
· Прогностическая
· Организаторская
· Коммуникативная
· Коррекционная
· Психотерапевтическая
· Функция защиты ребенка
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
Педагогическая диагностика - это выявление характеристик развивающейся личности с помощью специально подобранных методик, позволяющих получить показатели характеристик одновременно.
Диагностическая функция - изначальная и особенно важная в деятельности воспитателя: каждому классному руководителю необходимо
Изучать воспитанника —> чтобы знать, знать —> чтобы понять, понять —> чтобы помочь!
Классный руководитель периодически отслеживает динамику личностного развития каждого школьника и воспитательного коллектива.
Работая совместно с психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками, классный руководитель изучает, выявляет, определяет:
- индивидуально-психологические особенности учащихся (в том числе половозрастные, физиологические), направленность личности, самооценку, тип темперамента, форму личности, восприятие образа «Я», интересы, мотивы, потребности, идеалы, ценности, стремления, намерения ребенка, особенности характера;
- социальный статус в семье, среде неформального общения, классе, отношение воспитаннику к статусу; достоинства личности, референтных (авторитетных) лиц;
- состояние здоровья (физического, психического и социального), особенности памяти, внимания, мышления;
- особенности и ситуацию семейного воспитания и микросоциума;
- одаренность детей;
- детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития и др.;
- проблемное поле учащегося и причины его появления.
Реализация диагностической функции предполагает использование разнообразных психологических и педагогических методик.
Педагогические методики отличаются от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследуемых, в то время как первые «определяют тенденции формирующихся характеристик» (76).
Прогностическая функция
Планово–прогностическая функция включает определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д. Цели можно условно разделить на: образовательные (обучающие), воспитывающие и развивающие. Определив цели, классный руководитель составляет план своей работы, прогнозируя возможные результаты.
Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное - они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для использования, являться рабочими, а не формальными документами. На практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.
Коммуникативная функция классного руководителя:
Помогает учащимся установить отношения с окружающими людьми, социумом.
Содействует формированию и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива в целом и для каждого учащегося класса.
Обеспечивает оптимальные взаимоотношения “учитель-ученик”; “учитель-родители”; “родители- ученик”.
Помогает развивать навыки общения, адаптироваться каждому ученику в коллективе.
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Коррекционная функция классного руководителя
Коррекционная функция классного руководителя это изменение отдельных свойств характера, отношений, психологического состояния, сознания, чувств и поведения личности и коллектива с целью максимального развития личности и возможной эффективной и успешной ее самореализации.
Коррекция поведения и адаптация с помощью психологических приемов воздействия, занимая промежуточное место между клинической психотерапией и индивидуализированным воспитанием, имеет более широкую сферу и показана всем детям, в психическом развитии и поведении которых отмечаются какие-то отклонения. Целью психокоррекции детей и подростков является исправление нарушений, гармонизация формирующейся личности и профилактика нервно-психических расстройств и как следствие отклоняющегося поведения.
Психотерапевтическая функция классного руководителя
Психотерапевтическая функция педагога состоит в снятии неблагоприятного состояния ребенка (апатии, злости, раздражительности), в достижении психического равновесия, в снижении психическою «накала» (гиперактивности или безразличия) во имя его личностного развития.
Неблагоприятное состояние дает человеку ощущение дискомфорта. Неблагополучие личности препятствует личностному развитию включению его в продуктивную деятельность. Основные его признаки: нарушение координации движений (чрезмерная двигательная активность или, наоборот, заторможенность), сбивчивая речь, бледность, волнение, безразличие.
Характеристики неблагоприятного состояния: эмоциональная отстраненность и разрыв межличностных отношений, усиление эмоций и значимости внутренних переживаний, психическая неуравновешенность, когда любой объект воспринимается как раздражитель (Н.Е. Щуркова).
Задача педагога поддерживать положительное состояние воспитанника (уверенность, радость, вдохновение) и способствовать его постепенному закреплению. Резкое слово, жест, мимика, взгляд, неверная интонация, чрезмерная ирония могут стать внешним стимулом для изменения психического состояния воспитанника.
В отличие от деятельности врача-психотерапевта, имеющего дело с психическим нездоровьем, психотерапевтическая функция педагога по мнению Н.Е. Щурковой, может иметь три разновидности:
- непосредственное воздействие на личность (убеждение, внушение, включение в деятельность, переключение на другой вид деятельности, другую проблему, изменение акцентов в ситуации) с целью коррекции поведения и ценностно-социальных отношений ребенка;
- личностно-опосредованное влияние (через родителей, друзей и других референтных лиц, т.е. включение в систему взаимоотношений с ребенком третьего лица);
- предметно-опосредованное воздействие (через книгу, музыку, картину, слайд, рисунок, через то, что получило название арттерапии).