С точки зрения функционализма, семья - стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым.

Т. Парсонс считал, что все социальные системы, включая семью, обладают набором из четырех основных функций. Первая – адаптационная. Любая социальная система приспосабливается или адаптируется к изменениям как внутреннего, так и внешнего порядка. Вторая универсальная функция связана с достижением цели. Система определяет и достигает поставленные цели. Эта функция обеспечивает саморазвитие системы, ее дееспособность. Третья функция интеграционная, она связывает все свои компоненты и функции между собой в систему. Последняя функция – удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурной традиции, обычаев от поколения к поколению, обеспечивая их преемственность. Семья как социальная система должна быть так организована, чтобы совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонса одно из первых мест занимают система родства, контроль сексуальных отношений и социализация.

Основные функции института семьи

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

1. Половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

2. Воспроизводство населения.

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем, чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

3. Социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

4. Удовлетворение эмоциональных и духовных потребностей человека

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матеры, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется, ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

5. Экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

6.Передача статуса

В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.

Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землей и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремеслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

Революции, происходившие в XIX и XX вв., осуществлялись с целью уничтожения привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе и в США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона. Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти тоже ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи все еще имеют преимущества, когда встает вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которые обеспечивают высокий статус. Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать «знакомства», способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили свое значение, став менее устойчивыми и надежными, чем прежде.

7.Социальное благосостояние

В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию «благосостояния» людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению ликвидировали необходимость для семьи полностью брать на себя помощь ее членам в периоды экономических трудностей. Точно так же социальные пособия, больницы и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

Большинство сторонников функционализма согласны, что эти перемены произошли в течение двух веков, но их значение является предметом споров. Некоторые, например Ог-борн и Нимкофф (1955), считают, что такого рода перемены способствуют разрушению семьи. Они говорят о многих социальных пороках, например о возрастании преступности среди молодежи, увеличении числа разводов, ослаблении власти родителей, что свидетельствует о распаде семьи как социальной силы. Другие исследователи, в частности Парсонс и Бейлз (1955), утверждают, что семья, частично утратившая присущие ей функции и ставшая более специализированным институтом, осуществляющим главным образом социализацию детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение, играет более эффективную роль, чем прежде, в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых в современном промышленном обществе.

Критика функционализма

Функционалистская концепция семьи господствовала в американской социологии в 50-е и 60-е годы. Однако с тех пор по многим причинам она поставлена под сомнение, и постепенно доминирующее положение стала занимать теория конфликта. Критики функциональной теории обращали внимание на ее однобокость, абсолютизацию солидарности внутрисемейных отношений. Функционализм критикуют главным образом за то, что для него части общества — элементы отлаженного механизма, постоянно приспосабливающиеся друг к другу. П.Харт-манн осмелилась высказать иные критические замечания. Она утверждает, что с точки зрения функционализма семья — «социальная сила» наравне с экономической переменой, социальным классом и т.п. Вследствие этого «предполагается, что среди членов семьи существует единство интересов; подчеркивается роль семьи как единого целого и обычно не учитываются различия интересов или конфликты

25. Изменение форм семьи в современном обществе.

Семья за всю свою историю существования прошла и продолжает проходить глобальные процессы изменений. В современной науке усиливается интерес к изучению семейных и брачных отношений. Это во многом обусловлено тем, что современные изменения семьи грандиозны по своим историческим последствиям.

Существуют разные точки зрения насчет изменений, происходящих в институтах семьи и брака. Согласно функционалистскому подходу современное состояние и динамика семьи и брака расцениваются как кризис, упадок, разрушение, деградация. Сторонники эволюционистского подхода убеждены, что семья и брак развиваются в русле общеэволюционных процессов. Интересной представляется точка зрения А. И. Антонова (отечественный социолог), который считает, что институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что «вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института. С другой стороны, факты невыполнения основных функций семьи, фиксируемые статистикой и данными социальных, в том числе социологических исследований, могут и не свидетельствовать о кризисе семьи, если процесс семейной дезорганизации не затрагивает ценности семьи, не связан с девальвацией ценности детей и ценности родительства».

Исследования в данной области показывают, что в современном обществе происходит трансформация, изменение семейно-брачных установок и ориентаций. Это доказывает наличие множества негативных тенденций в развитии института семьи на данном этапе: уходят в прошлое ориентации на многодетную семью; идет распространение различных альтернативных форм брака; растет число разводов; сама ценность семьи и брака в современном мире ослабевает на фоне ценности личной свободы, карьеры, материального успеха, образования. Существуют различия в установках относительно модели семьи среди представителей обоих полов, а также между различными поколениями.

Развитие семьи и брака в России, как и во всех других странах, связано с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества. Так как институт семьи обеспечивает трансляцию социальных ценностей от поколения к поколению, весьма актуальным представляется исследования ценностных ориентаций современной молодежи, играющей главную роль в социально-демографическом развитии страны и общества целом. Данные социологических исследований констатируют о наличии негативных тенденций развития современных семейных отношений, о конфликте современной и традиционной форм семьи. Исследователи считают, что многие молодые люди вступают в брак неподготовленными к сложностям семейной жизни.

Несмотря на то, что институт семьи и брака не исчезает с лица современного общества, многие исследователи оценивают нынешнее его состояние как кризисное. По мнению многих исследователей данной тематики, под угрозой распада находятся сами устои нашего общества, основой которых является семья, что создает нестабильность самого общества, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, физически и нравственно здоровым.

Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным, авторы выделяют следующие:

1) для "традиционализма" характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над экономической эффективностью семьи, тогда как в современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида;

2) аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная же модель семьи связана с разделением дома и работы, появлением наемного труда на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда. Семейное производство не исчезает вообще, а перестает быть главным элементом экономики.

3) в условиях модернизации на место незначительному приходит резкое размежевание дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении;

4) социальная и географическая мобильность в традиционной семье (связанные с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации;

5) система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, в индустриальном обществе уступает место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма";

6) происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида;

7) происходит переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов;

8) переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты;

9) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, (т.е. к предупреждению и прерыванию беременности);

10) происходит переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводимости и падения брачности.

12. Социально-экономическая и культурная обусловленность социальных форм семьи

Жизнь семьи характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, психологическими, эстетическими) процессами.

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей, ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой — субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Социально-экономическая роль семьи заключается в обеспечении материальных условий жизни семьи, обеспечении своих родных средствами к существованию, а так же в участии в общественном производстве, ведении домашнего хозяйства, формировании семейного бюджета, организации потребительской деятельности. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены.

В зависимости от форм:

Патриархальная семья. Все экономические вопросы решает исключительно глава семьи - вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами.

Матриархальная семья - Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни.

Эгалитарная семья. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость мужчины и женщины в хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности.

В классификации субъектов социально-культурной деятельности семья представлена как ведущий социально-культурный институт общества, главными функциями которого являются: социализация личности, приобщение к культурным ценностям и традициям, развитие личности в целом, воспитание подрастающего поколения, решение межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия и многое другое.

В современной практике существует различные типы семьи. Есть семьи полные и неполные, бездетные, многодетные, одно-, двухдетные; молодые и «патриархальные», которые включают несколько поколений. Есть неблагополучные, нездоровые, маргинальные; межнациональные, моноэтнические и другие типы семей. Независимо от типа семейного устройства, перед этой социально-культурной ячейкой общества стоит актуальная задача – формирование и воспитание личности.

В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит процессом становления личности, заботясь о её здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Огромную роль играет семья в ходе приобщения детей к культурным ценностям. Семья включает подрастающее поколение в различные виды деятельности: познавательной предметной, коммуникативной, игровой, трудовой,

учебной, досуговой. Семья, будучи первостепенной воспитательной и культуроформирующей средой, принимает на себя основной труд, обеспечивая определённый уровень развития.

Все социально-культурные функции семьи усиливаются в ходе взаимодействия с субъектами социально-культурной деятельности, в частности с учреждениями культурно-досугового типа. Через многообразный спектр досуговых занятий в жизнь семьи входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения других видов и жанров искусства и художественного творчества.

16. Семья и дети. Деторождение и воспитание.

Начало деторождения в семье – рождение первого ребенка, конец деторождения – рождение последнего ребёнка.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е. в деторождении, продолжении человеческого рода.

Согласно современным представлениям, мотивы рождаемости в семье подразделяются на экономические, социальные и психологические.

Экономические мотивы рождения детей — это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, то есть цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (или сохранить) экономический статус.

Социальные мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы.

Психологические мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности.

Влияние определенных факторов на количество детей в семье:

· Условия жизни семьи

· Уровень потребности в детях

· Оценка условий реализации потребности в детях

· Результаты репродуктивного поведения

· Число детей в семье

С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

· формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

· систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

· постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Воспитательный потенциал семьи — это комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

Семейное воспитание— общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи, с целью достижения желаемых результатов.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Это объясняется отличительными чертами семейного воспитания: непрерывностью, продолжительностью, устойчивостью и эмоциональностью.

Необходимо назвать воспитательные функции семьи:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий; по мере взросления ребенка оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, морально-нравственному и трудовому воспитанию; из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии.

Воспитательный потенциал семьи составляют:

1. Социально-культурный фактор, который зависит от образования и образованности родителей; их желания воспитывать детей и ответственности за результат воспитания; от микроклимата семьи и эмоционального самочувствия | всех членов семьи; от обращения с ребенком и межличностных отношений в семье; от культуры семьи и педагогической культуры родителей; от взаимосвязи с другими социальными институтами и пр.

2.Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Учитываются возможности семьи материально содержать детей, удовлетворять их культурные и иные потребности, оплачивать дополнительные образовательные услуги и пр. Немаловажное значение имеет в связи с занятостью родителей и фактор времени, уделяемого на непосредственное общение с ребенком.

3. Технико-гигиенический фактор означает, что воспитание ребенка зависит от места и условий проживания, обору-дованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

4.Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и пр.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Семейному воспитанию свойственны первичность, непрерывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональность.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила, культурные ценности общества, этические нормы познаются, прежде всего, в семье. Семья дает пример и образец семейно-брачного поведения.

5. Интеракционизм о семье: основные исследовательские вопросы.

Четвертое направление социологии семьи связано с символическим интеракционизмом, изучающим поведение личности. Интеракция – взаимодействие. Это важнейшая категория социологии. Основатель интеракционистской теории Герберт Мид считал, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей. Любое действие личности происходит в соответствии с принятыми в обществе символами, знаками, которые возникают во взаимодействиях людей. Человек постоянно смотрит в "зеркало" символов. Конкретные символы – оценки, ориентиры, нравственные ценности – определяют акт поведения.

В русле интеракционистской идеи развивается современная социологическая теория обмена. Согласно этой теории взаимодействие людей есть обмен ценностями, имеющими социальную значимость. Тот, кто обладает более высоким статусом социальной привлекательности, принимает "плату" со стороны партнеров, обладающих меньшими ценностями. В сфере межличностных отношений высокую цену имеют богатство, красота, интеллект, удачная карьера и т. д. Рассматриваемое направление представляет собой синтез функционалистических и психоаналитических подходов изучения семьи. Особенно значительных научных результатов добился американский социолог Эрнст Бэрджесс, один из основателей чикагской школы. Эрнст Бэрджесс предложил идею социального картографирования для получения объективной социологической информации о самых насущных социальных проблемах. Лабораторией социальных обследований стал Чикаго.

Огромный эмпирический материал лег в основу работ Бэрджесса, посвященных семье. Среди них "Предсказание удачного или неудачного брака", "Семья", "Ухаживание и брак". Эти работы дают представление о семье как о единстве взаимодействующих личностей. Бэрджесс пришел к выводам о том, что нестабильность семейных отношений, несоответствие образцов семейного поведения принятым в обществе нормам и ценностям свидетельствует о процессе качественных социальных изменений.

При активном участии Бэрджесса были основаны геронтологическое общество, общество по изучению социальных проблем, национальный совет по семейным отношениям, центр по изучению семьи. Бэрджесс умер в Чикаго в 1966 г., завещав свое имущество и состояние Чикагскому университету с тем, чтобы там был основан фонд Бэрджесса для помощи студентам и для развития социологических исследований. Влияние символического интеракционизма на социологию семьи является определяющим. Именно представители этого направления выработали в социологии понятие первичных групп, к которым прежде всего относится семья. Семья как первичная группа универсальна, она представляет собой общий, всему человечеству присущий комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную среду человеческой жизнедеятельности. В отличие от вторичных групп, первичные группы относительно устойчивы и меньше подвержены изменениям, чем крупные объединения.

Принятый в современной социологии комплексный подход к изучению семьи основан на синтезе функционалистских, конфликтологических и интеракционистских идей. Общей чертой рассмотренных социологических теорий является их гуманистический и либеральный характер.

23. Семейные ценности, традиции и трансформации.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Дети — обязательное и главное звено в процессе формирования и передачи семейных традиций. Вы должны участвовать во всех семейных начинаниях. Вы можете сервировать стол для субботнего обеда, помогать маме печь блины на Масленицу или лепить пельмени ко дню рождения папы, создавать фотолетопись своей семьи.

Наши рекомендации