Метафора в современной газете.
- Метафоры носят в газете особый характер «остроты» и «злободневности», настраивают аудиторию на нужный лад, воздействуют; - «сжатое сравнение»; - в языке СМИ на первый план выходит воздействующая функция – убеждение, т.е. формирование у читателя определенного отношения к информации (оттенок манипуляции); - широкий охват нормативности языка направлен на широкую аудиторию; + быстрота передачи инфы (1) живые/авторские; 2) стертые метафоры; 3) привычные/распространенные). «Замах на рубль – удар на копейку» (АиФ о футболе) «Черви печали, тараканы чепухи ползут по России». Метафоры, особенно ключевые, будучи посредниками между человеческим разумом и культурой, играют значительную роль и в самой культурной эволюции, т. е. вводят нас в контекст определенной культуры. Сам метафорический строй того или иного языка непосредственно связан с культурными традициями. Смена приоритетов, ценностных ориентиров диктует новые способы метафоризации и отказ от прежних "метафор, которыми мы жили". Вступая в контекстуальные связи с лексикой естественного языка, специальная (терминологическая) лексика постепенно подвергается детерминологизации, на ее основе нередко создаются метафоры. Под пером журналистов общеязыковые метафорические сочетания выглядят актуальными. Например, в последнее время наблюдается активное употребление военной лексики (армия налоговых консультантов, мозговой штурм идеи, стратегия уборки, бюджетная баталия, высший эшелон государственной власти), музыкальной лексики (символическое экономико-политическое соло, первая политическая и финансовая скрипка и др.), медицинской лексики (чеченский синдром, паралич власти, антироссийская истерия, НДР в лихорадке, вирус инфляции), спортивной лексики (финиш избирательной гонки, гонщики в президентской гонке, предвыборный марафон, экономика в глубоком нокауте) и др. Метафора активно реагирует на изменения, происходящие в жизни общества, и время оставляет свою печать на словах, вовлекаемых в метафорический процесс. При этом не только обновляются тематические ряды метафор, но и "старые" метафоры могут получать дополительные смысловые и эмоциональные наслоения. Кроме традиционных метафор, в газетном тексте употребляются метафоры, пришедшие из лексикона зарубежной прессы. Метафоры в газетном тексте функционируют как лексико-семантические единицы. Ведь процесс метафоризации (образование метафор, их употребление) обусловлен прежде всего семантическим фактором слова. С семантической точки зрения следует отметить, что подавляющее большинство современных метафор развивается из слов конкретной семантики (кремлевский царь, отцы атомной бомбы, глубокая реформа, горячие головы и т. д.).
28. Тип автора как стилеобразующая категория в языке современных печатных СМИ. В медиатексте должны найти баланс материал творчества, личностные приоритеты и вкусы творца, интересы и возможности печатного издания. Публицистический стиль: открытая тенденциозность, полемичность. - принцип чередования стандартных и экспрессивных сегментов текста; - принципиальная неоднородность стилистических средств; - большое значение отведено авторскому стилю: манера письма – формирование его имиджа (образа). Категория «образ автора» композиционно стилистический центр текстового изложения. + авторская система изобразительных и выразительных средств. Образ автора – журналиста – организующее начало. Роль категории автора определяет не только стиль конкретных текстов, но и стиль эпохи. Его образ формируется как результат внешних и внутренних газетно-языковых факторов. Если ранее адресат рассматривался как пассивный объект управления (что вытекало из предписанной газете функции быть «коллективным организатором, коллективным агитатором и коллективным пропагандистом»), то сегодня – как суверенная личность, способная самостоятельно разобраться в предложенной ей информации. В постсоветскую эпоху сформировался и новый тип адресанта: не носителя бюрократического авторитета, но творческой личности, индивидуальности. Если ранее «языковая компетенция журналиста определялась способностью манипулировать предварительно отобранным набором словесных формул, опустошенных семантически», то сегодня публицист – «свободно (нередко радикально) мыслящий человек, выступающий от собственного имени, защищающий идеалы прогресса, демократии, реализующий себя в свободной, эмоциональной речи, лишенной по возможности штампов, особенно штампов предшествующего периода».