Организации оздоровительных мероприятий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДЦИИ

ПО ПРАКТИКЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей дошкольного возраста

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Пермь, 2013 г.

ОДОБРЕНО Кафедрой дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии Зав.кафедрой ______________Т.Н.Маторнова «____»_____________2013 г.   СОГЛАСОВАНО Кафедрой дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии Зав.кафедрой ______________Т.Н.Маторнова «____»_____________2013 г.  

Составители:

Микова Л.Н., преподаватель ГБОУ СПО «ППК №1»

Томилова Ю.А., преподаватель ГБОУ СПО «ППК №1»

Организация разработчик: ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»

Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»

Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ методических рекомендаций по практике организации ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
2. результаты освоения практики  
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРАКТИКИ  
4. Условия реализации методических рекомендаций по практике 5. Оценка результатов освоения практики ПРИЛОЖЕНИЕ  
   

1. паспорт методических рекомендаций

Область применения

Практика организации оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста является составной частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «ППК №1» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Методические рекомендации составляются для очной формы обучения второго курса в первом семестре на базах дошкольных образовательных учреждениях для детей с сохранным развитием г.Перми и Пермского края.

Цели и задачи практики

Практика организации оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста является составной частью профессионального модуля ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей дошкольного возраста».

Практика имеет целью освоение студентами следующего вида профессиональной деятельности: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей дошкольного возраста.

Практика по организации оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций в дошкольных образовательных учреждениях.

В процессе овладения вышеназванным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практики по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием должен:

иметь практический опыт:

планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников детей дошкольного возраста;

организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников детей дошкольного возраста;

взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам физического здоровья детей;

наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

разработки предложений для физического воспитания детей дошкольного возраста;

уметь:

определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;

планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей и учитывать режим работы образовательного учреждения;

создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна детей дошкольного возраста;

проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей, санитарно-гигиенических норм, возраста детей дошкольного возраста;

проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность их использования в работе с детьми;

использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;

показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в группах детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;

1.3. Рекомендуемое количество часов на практику организации оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста:

всего – 2 недели, 72 часа.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

3.1. Тематический план практики

Коды проф. компетенций Наименования разделов Задания Всего часов  
 
 
1 2 3 4  
ПК 1.1   Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Задание № 2,5-8 14  
ПК 1.2 Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание). № 3 14  
ПК 1.3 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги). Задания № 5,6,7,8 14  
ПК 1.4 Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. Задание № 1, 2 14  
ПК 1.5. Анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Задание № 1,2,4 16  
  ИТОГО:  

Задание 1.Знакомство с дошкольным учреждением и работой воспитателя в области физкультуры и здоровья.

1. Познакомиться с целевым назначением дошкольного образовательного учреждения, задачами педагогического процесса в рамках образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» по схеме анализа:

1) Физкультурно-оздоровительная направленность работы дошкольного учреждения.

2) Ориентиры и Федеральные государственные требования к обновлению содержания образования в области «Физическая культура» и «Здоровье».

3) Стандартизация физического воспитания, требования к компетенциям педагогов для работы в детском саду, их подготовке с ориентацией на изменение содержания, форм и планирования физического воспитания дошкольников.

4) Соответствие содержания образовательных программ, реализуемых ДОУ по проблемам физического воспитания федеральным государственным требованиям в дошкольном учреждении, обеспечивающих преемственность в развитии, воспитании и обучении детей на всем протяжении дошкольного детства.

5) Дополнительные услуги в сфере физического воспитания, предоставляемые дошкольным учреждением (при наличии услуги).

6) Работа с неорганизованными детьми (не посещающими детский сад), ее цель, формы и содержание работы по физическому развитию детей.

7) Работа с семьями воспитанников по формированию здоровья, физическому воспитанию дошкольников, воспитанию осознанного отношения к своему здоровью.

8) Преемственность в работе ДОУ и начальной школы по вопросам физического воспитания и развития детей.

2. Заполнить таблицу по изучению функциональных обязанностей воспитателя, инструктора по физической культуре, медицинского работника в рамках осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности (Таблица 1).

Таблица 1.

Функциональные обязанности воспитателя Функциональные обязанности инструктора по физической культуре Функциональные обязанности медицинского работника
     

3. Составить модель особенностей взаимодействия воспитателя со специалистами (инструктор по физической культуре, медицинского работника).

4.Проанализировать наличие оборудования и содержание Центров здоровья в группах, их целевое назначение, реализация задач в рамках физкультурно-оздоровительной работы (приложение 1).

Задание 2. Наблюдение и анализ режимных моментов (умывание, одевание, питание) и закаливающих мероприятий.

1.Пронаблюдать организацию режимных процессов в первой и во второй половине дня и дать анализ по следующим вопросам:

Умывание:

1) Подготовка к проведению умывания: лежит ли на месте мыло, чистые полотенца.

2) Как воспитатель организует умывание детей? Сколько детей идет сразу в умывальную комнату? Чем заняты другие дети? Что делают после умывания?

3) Руководство воспитателя этим процессом. Приемы используемые воспитателем.

4) Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, органи­зованно и правильно?

5) Проводилась ли в процессе умывания словарная работа?

6) Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

Питание(обед, завтрак, полдник, ужин):

1) Смотрел ли воспитатель за осанкой детей? Начало в соответствии с режимом.

2) Какую работу провели дежурные по столовой, справились ли они со своими обязанностями?

3) Стояла ли еда или дети ожидали ее подачу, были ли задержки в подаче еды?

4) Учитывается ли требования сервировки стола в зависимости от возраста.

5) Эстетика стола.

6) Обстановка в группе во время приема пищи

7) Какие навыки культуры поведения за столом сформированы у детей?

8) Сколько длится завтрак, обед, полдник, ужин?

9) Беседа о пользе продуктов питания. Умение приподнести блюдо. Кто выполняет эту роль?

Одевание(сбор на прогулку):

1) Создание условий для одевания.

2) Приемы, используемые при одевании.

3) Навыки детей в одевании.

4) Воспитано ли чувство взаимопомощи у детей, бережное отношение к одежде?

5) Роль младшего воспитания при под­готовке к прогулке.

2.Пронаблюдать закаливающие мероприятия во второй половине дня и дать анализ по следующим вопросам:

1) Как организован процесс просыпания детей?

2) Как организован подъем, одевание, умывание детей?

3) Умеет ли воспитатель осуществлять постепенный подъем детей с учетом их индивидуальных особенностей?

4) Как организованы и проведены закаливающие процедуры?

5) Уровень навыков одевания и соответствие их требованиям программы.

Задание 3. Самостоятельное проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание) и закаливания.

Изучив программу и уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей, получив консультацию у воспитателя, разработать конспект по организации и проведению режима в первую или вторую половину дня и закаливания. Каждый конспект имеет свою цель, методы и приемы. Подберите художественное слово (стихи, потешки, загадки, поговорки, пословицы, сказки, песенки), необходимое для поддержания интереса к выполнению режимных процессов. Самостоятельное проведение режимных процессов по заранее составленному и заверенному конспекту. Конспект заверяется у воспитателя.

Задание 4. Наблюдение и анализ мероприятий по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, НОД в области ФИЗО, прогулки).

1.Наблюдение утренней гимнастики зафиксировать (фотоконспект) и дать анализ:

Схема анализа утренней гимнастики

1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня.

2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе. Сколько взято упражнений. Количество их повторений.

5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких показывал упражнения?

6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражнения детям.

7. Каково качество выполнения детьми упражнений. Замечал ли воспитатель на неправильность выполнения упражнений и как он реагировал на это?

8. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений.

9. Предусмотрено ли пользование пособиями, какими? Сколько времени занята раздача пособий?

10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики. Как закончилась гимнастика. Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражнения делала. Концовка гимнастики.

2.Наблюдение НОД в области ФИЗО зафиксировать (фотоконспект) и дать анализ:

При анализе занятия следует придерживаться следующего плана:

1. Анализ программного содержания

- соответствие задач занятия программе возрастной группе;

- соответствие задач уровню развития детей;

- объем программного содержания;

- конкретность формулировок.

2. Анализ деятельности воспитателя:

- соответствие приемов решения задач программному содержанию;

- соответствие приемов возрасту детей;

- использование приемов, активизирующих познавательную деятельность детей и положительных эмоций;

- разнообразие видов деятельности детей;

- дифференцированный подход в выполнении заданий;

- контроль за деятельностью детей.

- подача команд, распоряжений, указаний.

3. Анализ деятельности детей.

- особенности поведения на занятии (активность, внимание, интерес, самочувствие, настроение);

- освоение детьми программного содержания по задачам;

- учебные навыки детей;

- навыки самостоятельной деятельности.

4. Анализ условия проведения занятий:

- санитарно-гигиенические;

- материально-технические;

- процессуально-педагогические (анализ и оценка деятельности детей, стиль общения с детьми).

3.Наблюдение прогулки зафиксировать (фотоконспект) и дать анализ:

При анализе прогулки следует ответить на вопросы:

1. Какое время отведено, соответствует ли программе?

2. Осуществление контроля внешнего вида детей.

3. Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит про­гулка. Все ли части прогулки проводились. (Наблюдение, упражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).

4. Организация наблюдения за природой и состоянием погоды.

5. Организация подвижных игр.

6. Организация труда.

7. Индивидуальная работа с детьми. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Ре­зультаты проведения работы.

8. Игровая деятельность на прогулке.

9. Конец прогулки. Как организован сбор игрового материала? Чем закончила воспитатель прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.

Задание 5. Самостоятельное проведение НОД в области ФИЗО (конспект).

Для составления конспекта необходимо поставить цель, подобрать программные задачи, которые должны соответствовать уровню физической подготовленности детей. При составлении конспекта занятий в младшей, средней группах может использоваться единый сюжет. Заранее подготовить оборудование, пособия, продумать расположение. Необходимо продумать в строевых упражнениях разнообразные направления движения, темпы ходьбы и бега, продумать четкие и краткие команды и распоряжения. Упражнения составляются с предметами или без них. Перед занятием необходимо проверить выполнение гигиенических требований к помещению, одежде и обуви. Требование к занятиям: каждое предыдущее занятие должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей.

Конспект заверить подписью у воспитателя.

Структура физкультурного занятия смотреть в приложении 2.

Примерный план-конспект смотреть в приложении 3.

Задание 6. Самостоятельное проведение утренней гимнастики (конспект).

При проведении режимных моментов необходимо продумать и провести утреннюю гимнастику. Существуют несколько вариантов утренней гимнастики, ее структура состоит из трех частей (приложение 4). Требования к упражнениям такие же, как и для физических занятий. Желательно использовать разные варианты проведения гимнастики: набор подвижных игр, ритмическая гимнастика. Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в течение 10-12 мин, может проводиться на улице или в физкультурном зале (в зависимости от экологических и погодных условий). При проведении надо учитывать гигиенические требования: влажная уборка, форма.

Конспект заверить подписью у воспитателя.

Задание 7. Самостоятельное проведение прогулки (конспект).

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Структура прогулки:

1.Наблюдение.

2.Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей.

3.Труд детей на участке.

4.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

5.Самостоятельная игровая деятельность.

Ознакомиться с характеристикой структуры прогулки в приложении 5.

Продумать и написать конспект прогулки (Приложение 6). Конспект заверить подписью у воспитателя.

Провести прогулку в соответствии с данной структурой.

Заданий 8. Самостоятельное проведение физкультурного досуга (конспект).

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активно отдыха. При проведении физкультурного досуга необходимо продумать задачи и содержание (Приложение 7). Существуют несколько вариантов физкультурного досуга (Приложение 8).

Конспект заверить подписью у воспитателя.

4. условия реализации методических рекомендаций ПРАКТИКИ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация методических рекомендаций предполагает наличие разных возрастных групп в образовательном учреждении,методического, медицинского, кабинета психолога и релаксации, музыкального и физкультурного зала, располагающих необходимым оборудованием и материалами по профилю своей деятельности.

Оборудование групповой комнаты:

· набор детской мебели, предметно-развивающая среда, рабочее место воспитателя;

· учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, наглядные пособия, методические рекомендации по организации детской деятельности;

· технические средства обучения:

· компьютер с доступом к сети Интернет;

· мультимедийный проектор;

· магнитно-маркерная доска;

· DVD-проигрыватель.

· электронные воспитательно-образовательные ресурсы, в том числе разработанные в колледже и в образовательном учреждении (программы, пособия, рекомендации и др.)

Интернет ресурсы

1. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru

2. Детский сайт Президента России www.president.kremlin.ru

3. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru

4. Российский портал открытого образования www.openet.ru

5. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru

6. Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ www.youth-rf.nm.ru

7. Сайт межвузовской научной программы «Университеты России» www.uniros.ru

8. Российский образовательный портал www.school.ru

9. Централизованная библиотечная система «Киевская»www.cl.ru

10. Сайт «Все о высшем образовании» www.examen.ru

11. Бесплатная система дистанционного обучения и тестирования www.webtutor.ru

12. Репетитор www.repetitor.ru

13. Государственная Академия инноваций www.gain.ru

14. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru

15. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru

16. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru

17. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru

18. Рефераты www.4student.ru

19. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru

20. Народная библиотека www.biglid.com.au

21. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru

22. Документы и рефераты по педагогике www.refstudy.ru

23. Рефераты и курсовые www.referat.studentport.su

24. Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru

25. psyparents.ru Детская психология для родителей. Знакомимся с программой «Развитие»

26. pedlib.ru Педагогическая библиотека. Программа «Развитие» (основные положения)

27. http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада

28. http://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)

29. http://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала)

30. Методическая работа в детском саду. Консультации для педагогов : методические рекомендации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm

31. Мурашковская И. Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке) / И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс. - СПб. : ТРИЗ-ШАНС; 1995. - 39 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0286/3_0286-1.shtml

32. http://www.web2edu.ruДошкольное образование– сайт по дошкольному образованию.

33. http://www.school2100.ru– Инновации в образовании.

34. http://www.kidly.ru– Проблемы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

4.3. Общие требования к организации практики

Подготовительный период начинается с установочной конференции и завершается допуском к практике и консультацией, проводимой групповым руководителем по организации и содержанию работы студентов в период практики.

На допуск к практике предоставляются следующие материалы:

- медицинские документы (медицинская книжка);

- материалы лекционных и практических занятий по курсам «Психология» и «Основы общей и дошкольной педагогики»;

- дневник практики, программа практики, план работы на первый день;

- практические материалы.

Основной период.Студенты направляются для прохождения практики в дошкольные образовательные учреждения г. Перми и Пермского края. Рабочий день студента в период практики составляет 6 академических часов при пятидневной рабочей неделе (в одну смену). Время работы в первую смену - с 8.00. до 13.00; во вторую – 13.00-18.00 (в зависимости от условий ДОУ график работы по согласованию с руководителем практики может быть изменен).

Студент обязан иметь дневник практики, где каждый день делает записи в соответствии с содержанием заданий. Текущий контроль за выполнение программы практики осуществляется групповым руководителем.

На период практики устанавливается время консультаций с общим руководителем практики.

В завершении практики проводится заключительное совещание в ДОУ, на котором в присутствии заведующей и (или) старшего воспитателя, воспитателей-наставников и руководителя практики студенты отчитываются о результатах практики, зачитывают психолого-педагогическую характеристику на ребенка, дают самооценку своей деятельности. Сотрудники ДОУ предварительно оценивают студентов.

Заключительный этап.Предоставление отчетной документации студента руководителю практики. Подготовка и участие в итоговой конференции с творческим отчетом и презентацией.

Отчетная документация студента:

1. Дневник педагогической практики с материалами выполненных заданий, анализом проведенной работы.

2. Конспекты проведенных мероприятий;

3. Отчет-анализ о выполнении программы практики

4. Накопительная папка.

5. Аттестационный лист студента.

6. Лист самооценки студента.

7. Отчет воспитателя о практике студента.

Образовательное учреждение:

· планируют и утверждают в учебном плане все этапы практики в соответствии с ПОПОП СПО с учетом договоров с организациями;

· заключают договоры на организацию и проведение практики;

· разрабатывают и согласовывают с организациями программу, содержание и планируемые результаты практики;

· осуществляют руководство практикой;

· контролируют реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;

· совместно с организациями, участвующими в организации и проведении практики, организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики;

· разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

Психолого-педагогическая практика проводится в ДОУ на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и базовыми организациями. Во время практики студенты закрепляются за воспитателем одной из возрастных групп на весь период.

Дошкольные образовательные учреждения:

· согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику;

· предоставляют места практикантам, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;

· участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики;

· участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики;

· обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

· проводят инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности в организации.

В период прохождения практики с момента зачисления студентов на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Варианты проведения утренней гимнастики

Игрового характера С использованием полосы препятствий С включением оздоровительных пробежек С использованием простейших тренажеров
Могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности или 5-7 ОРУ имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия; можно создавать различные полосы препятствий с использованием различных модулей Проводится обязательно на воздухе, во время приема детей (подгруппами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего характера. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м (один-два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения Включены упражнения общеразвивающего воздействия с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.)

Приложение 5

Приложение 6

Примерный конспект проведения прогулки в детском саду

"Здравствуй, осень золотая!"

Цель и задачи:

1. Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.

2. Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.

3. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

4. Учить двигаться под музыку, развивать воображение.

5. Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.

6. Развивать знания учебное деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.

7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

8. Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

9. Развивать подвижность.

Место проведения: территория ДОУ

Возраст детей:

Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские метёлки, ведёрки, совочки, аудиозапись для музыкального сопровождения.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

Описание прогулки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Как такое время года зовётся? (осень)

Воспитатель: Да, это осень. Кто расскажет стихотворение об осени (Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Воспитатель: Ребята, какие приметы осени, вы знаете?

Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

Дыхательное упражнение

“Запахи природы”

Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья)Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят)Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

Воспитатель: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю (Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения).

Игра малой подвижности “Осенние листочки”

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Словно опять закружиться хотят.

Воспитатель: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад)На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.

Дидактическая игра “С какого дерева листок?”

Воспитатель: А что ещё растёт на нашем участке? (смородина)

Смородина, это дерево или кустарник? (кустарник)

Чем отличается кустарник от дерева? (нет ствола, низкий, листья маленькие, есть ягоды)

Воспитатель замечает на дереве кормушки.

Воспитатель: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)

Как называют таких птиц? (перелётные)

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?(зимующие)

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

Подвижная игра: “Перелёт птиц”

После игры воспитателю передают конверт с письмом

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.

“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться.

Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки? (поможем)Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.(Дети разделяются на группы для выполнения заданий. После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.)

Воспитатель: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика. Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.

Воспитатель: Ну что же, ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

Приложение 7

Варианты физкультурных досугов

1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант 4-й вариант 5-й вариант
Строится на хорошо знакомых играх и игро­вых упражнениях (про­водится во всех возраст­ных группах)   Строится на упражнениях в основных видах движе­ний и спортивных упраж­нениях (проводится со второго полугодия в средней группе) «Веселые старты» - строится в основном на играх-эстафетах (проводится в старшей и подготовительной группах) Строится на элементах од­ной из спортивных игр (баскетбола, футбола, хок­кея, настольного тенниса, городков) (проводится в старшей и подготовитель­ной группах) Музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах)
Игры малой и сред­ней подвижности (2-3 раза) Аттракционы, дви­гательные задания в игровой форме (3x3 – 4 раза) Игра соревновательного характера или иг­ра большой подвижно­сти Игра малой подвиж­ности В основу организации должен быть положен принцип индивидуально- дифференцированного подхода До начала выполнения и после выполнения проводятся подвижные игры Одна подгруппа вы­полняет упражнения, на­правленные на развитие внимания, точности вы­полнения движений; вто­рая выполняет задания, направленные на разви­тие скорости, быстроты реакции   Игра-эстафета (не должно быть более трех этапов). Повторить 3-4раза Аттракционы, не не­сущие большой нагруз­ки Конкурс считалок, загадок, пословиц Эстафета Деление группы на две равные по силам команды Перед началом игры ко­манды и капитаны привет­ствуют друг друга Обмен вымпелами, выбор площадки или корзины Выполнение движений на­чинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло Подведение итогов   Дети под музыку вы­полняют произвольные движения с разными физкультурными посо­биями (лентами, ска­калками, обручами, мячами) Воспитатель напо­минает детям

Наши рекомендации