Здоровьесберегающей деятельности школы
По данному направлению мониторинга мы предлагаем использовать разработанную в г. Волгограде и дополненную нашей кафедрой социального здоровья школьников методики.
Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Результатом оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы является причисление образовательного учреждения к одной из групп:
образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
образовательное учреждение организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность;
минимально достаточный уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;
высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;
образовательное учреждение достигло уровня «школы — территории здоровья».
Для повышения объективности экспертизы системности и последовательности здоровьесберегающей деятельности школы проводить ее должны независимые эксперты.
Инструкция: каждый показатель оценивается экспертом по трехбалльной системе: 0 – показатель отсутствует; 1 – школой ведется определенная работа по данному критерию; 2 – школой полностью выполняются требования критерия.
1. Материально-технические условия школы.
Здание и оборудование школы соответствуют требованиям СанПиН, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т.д. Спортивные залы оборудованы минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура». Количество спортивных залов обеспечивает возможность проведения занятий 3 часа в неделю для каждого класса. В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры, станки для хореографии, другое). На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе. Школьная столовая соответствует требованиям СанПиН и обеспечивает для всех учеников возможность получения горячих завтраков и обедов. Школьное здание и школьная территория, учебные кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.
2. Кадровое обеспечение школы
В школе есть медико-психолого-педагогическая служба, объединяющая усилия специалистов (медики, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед) и педагогов (учитель физкультуры, преподаватель ОБЖ, педагог-организатор) и действующая в соответствии с примерным положением о центре «Здоровье» образовательного учреждения. В администрации школы есть специалист, непосредственно отвечающий за организацию здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Педагог-психолог и социальный педагог прошли обучение и имеют сертификат на проведение тренинговой работы с учащимися (коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, антинаркотические тренинги, другие). Учитель физкультуры или медицинский работник имеют сертификат на организацию с учащимися занятий по ЛФК. Не менее 50% педагогов школы прошли курсы повышения квалификации, включая охрану здоровья школьников в процессе обучения.
3. Медицинское обслуживание в школе
3.1. В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования.
3.2. В медицинском кабинете есть дополнительное оборудование, позволяющее проводить профилактические и лечебные процедуры (ингалятор, офтальмотренажер или другие).
3.3. В школе есть постоянная медицинская сестра.
3.4. К школе прикреплен постоянный врач.
3.5. На каждого ребенка заведена медицинская карта.
3.6. В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии с декретированными сроками.
3.7. В школе существует картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.
3.8. В школе проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.
3.9. Уровень острых заболеваний в школе снизился по сравнению с данными предыдущего года.
3.10. Уровень острых заболеваний в школе ниже среднестатистического по району.
3.11. В школе проводятся мероприятия по профилактике обострений хронических заболеваний.
3.12. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже, чем за предыдущий год.
3.13 Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже среднестатистического по району.
3.14. Процент школьников, состоящих на диспансерном учете в связи с наличием хронического заболевания, ниже среднестатистического по району.
3.15. В школе организована работа по санации полости рта у детей.
3.16. Школа организовала работу по профилактике кариеса у детей.
3.17. В школе проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
3.18. Число школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) снизилось по сравнению с показателями предыдущего года.
3.19. Процент школьников с нарушениями опорнодвигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) ниже среднестатистического по району.
3.20. В школе проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках уроков (физкультминутки, гимнастика для глаз или другие).
3.21. В школе проводятся занятия для детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.
3.22. В школе число детей, страдающих близорукостью или дальнозоркостью, остается на стабильном уровне.
3.23. Процент детей, страдающих близорукостью средней и высокой степени или дальнозоркостью, ниже среднестатистического по району.
3.24. В школе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просвегительские или другие).
3.25. В школе всем детям обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.
3.26. Частота инфекционных заболеваний в количестве случаев на 100 детей по школе ниже, чем среднестатистическая по району.
3.27. Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в году, к общему числу детей в школе в %) выше, чем в предыдущем году.
3.28. Школьный врач (медицинская сестра) регулярно выступает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников.
3.29. Школьная медицинская сестра регулярно контролирует соблюдение правил техники безопасности на территории, в здании и на занятиях.
4. Двигательная активность и физическое развитие детей. В школе введен спортивно-оздоровительный час (не менее 1 раза в месяц для начальной школы, для учащихся 5-7-х классов, 8-9-х и 10-11-х классов). В школе разработана программа проведения спортивно-оздоровительного часа. В школе проводятся динамические перемены на свежем воздухе (после 3-го урока).
Во время уроков проводятся динамические паузы.
В школе работают спортивные секции.
Не менее 60% школьников имеют возможность посещать спортивные секции в школе.
Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по сравнению с данными предыдущего года.
4.1. В школе отсутствуют пропуски уроков физкультуры без уважительной причины.
В школе организованы занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям. Число детей с уровнем физического развития ниже среднею (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) уменьшилось за учебный год.
4.11. Процент детей с физическим развитием ниже среднего (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) меньше, чем среднестатистический показатель по району.
4.12. Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за учебный год.
4.13.Процент детей с дисгармоничным развитием ниже, чем среднестатистический показатель по району.
4.14.В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных (городских) соревнованиях.
5. Организация питания в школе
Все учащиеся в школе получают горячие завтраки.
Все учащиеся, посещающие группы продленного дня, получают горячие обеды.
В школе обеспечена возможность получения диетического питания.
В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества.
В школьной столовой организована сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно присутствуют свежие овощи, другое).
6. Политика содействия здоровью в школе. Содействие здоровью в школе включает в себя все виды активности, направленные на укрепление здоровья школьников и персонала школ. Составной частью понятия «содействие здоровью» является понятие «обучение здоровью» – комплекс педагогических мероприятии, проводимых в виде уроков, лекций, бесед, тренингов, которые направлены на трансляцию знаний о здоровье, изменение отношения к собственному здоровью, приобретение поведенческих навыков, содействующих здоровью.
Учебные нагрузки в школе не превышают возрастных нормативов, оговоренных в СанПиН.
В образовательном учреждении разработана программа «Здоровье», включающая следующие разделы:
а) охрана и совершенствование физического здоровья школьников;
б) охрана психического здоровья школьников и профилактика аддитивных форм поведения;
в) формирование социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика употребления ПАВ и наркотиков;
г) взаимодействие образовательного учреждения с другими учреждениями и организациями по формированию здоровья школьников во всех его проявлениях;
д) просветительно-информационная работа с родителями и в окружающем социуме по пропаганде здорового образа жизни. В школе существует долгосрочный план (не менее чем на 2 года) по реализации стратегии содействия здоровью школьников. Программа «Здоровье» прошла экспертизу в комитете по образованию администрации Ленинградской области. Опыт работы школы тиражируется средствами массовой информации (не менее 3 публикаций в год).
7. Обучение здоровью в школе
В школе в рамках учебной программы ведется курс обучения здоровью (в виде отдельного предмета или интегрированною курса) - не менее 1 часа в неделю в каждой параллели.
Во внеурочное время проводятся факультативы (другие формы занятий) для девочек, мальчиков по половому просвещению, профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП.
Проводятся тренинговые занятия для детей групп риска по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным для территории проблемам.
В школе действует группа волонтеров из старшеклассников, которая проводит занятия с учащимися по предупреждению рискованных для здоровья форм поведения и активно пропагандирует среди жителей района здоровый образ жизни.
В образовательном учреждении не реже одного раза в месяц проводятся встречи учащихся и их родителей со специалистами, посвященные различным аспектам здорового образа жизни и профилактики асоциальных форм поведения.
Образовательное учреждение систематически участвует в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни и профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции среди молодежи на уровне района (города) и области.
8. Превентивные меры в школе
8.1. В школе запрещено курение для учащихся, педагогов и посетителей.
8.2. На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.
8.3. В районе школы (не менее 200 м от пришкольного участка) нет торговых точек, продающих табак и спиртное.
8.4. Учащихся не выгоняют с уроков.
8.5. Все случаи пропусков занятий контролируются школой.
8.6. В школе существует специальный орган для обсуждения конфликтов (конфликтная комиссия), в котором представлены педагоги, учащиеся и родители.
8.7. За истекший год из школы не отчислены ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.8. За последние 3 года из школы не отчислялись ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.9. За истекший год в школе не было драк, повлекших за собой обращение за медицинской помощью.
8.10. В школе нет учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (с учетом выбывших из школы за последние 3 года).
8.11. В школе нет учеников, привлекавшихся к уголовной ответственности (за последние 3 года с учетом выбывших из школы).
8.12. В школе есть наглядная информация по безопасности детей на дорогах.
8.13. 3а последние 3 года ни один ребенок из школы не стал виновником дорожно-транспортного происшествия.
8.14. За последние 3 года ни один ребенок из школы не попал в дорожно-транспортное происшествие по собственной неосмотрительности.
8.15. На территории школы нет случаев продажи наркотических веществ.
9. Сотрудники школ
Все сотрудники школы peгулярно проходят профилактические осмотры (1 раз в год).
Сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.
Сотрудники школы проходят все оздоровительные мероприятия наравне с учащимися.
Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии, запланированном школой по линии содействия здоровью.
Для сотрудников школы организованы систематические занятия физической культурой.
В школе есть спортивная команда, которая состоит из сотрудников.
10. Взаимоотношения шкалы с родителями
В школе в системе проводятся занятия с родителями, посвященные проблеме охраны и укрепления здоровья детей.
Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников.
По инициативе родителей в школе проходят мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.
В школе регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.
11. Внешние связи школы
Школа активно сотрудничает с другими школами территории по вопросам содействия здоровью.
Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.
В школе регулярно проводятся семинары и открытые уроки, посвященные охране и укреплению здоровья школьников.
Школа – организатор территориальных акций, посвященных вопросам содействия здоровью.
Интерпретация результатов:
максимальная сумма баллов, которую может набрать образовательное учреждение – 214.
До 107 баллов – образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
От 107 до 139 баллов – образовательное учреждение организует здоровьесберегающую деятельность, в которое отсутствуют системность и последовательность.
От 139 до 161 балла – минимально достаточный уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
От 161 до 182 баллов - высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Более 182 баллов - образовательное учреждение достигло уровня «школы - территории здоровья».
Приложение № 2.
Анкета исследования жизнедеятельности для обучающихся
Уважаемые ребята! Просим вас ответить на предлагаемые вопросы.
1. Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головные боли, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны: | ||
а) с учебой в школе? | Да | Нет |
б) большим количеством уроков и заданий? | Да | Нет |
в) длинной зимой? | Да | Нет |
г) началом какой-либо болезни, простуды и т. д.? | Да | Нет |
2. Посещаешь ли ты школу: | ||
а) при насморке и головной боли? | Да | Нет |
б) невысокой температуре? | Да | Нет |
в) кашле и плохом самочувствии? | Да | Нет |
3. При плохом самочувствии обращаешься ли к врачу? | Да | Нет |
4. Стараешься ли ты сидеть за партой: | ||
а) всегда правильно? | Да | Нет |
б) иногда правильно? | Да | Нет |
в) сидишь как удобно? | Да | Нет |
5. Режим дня ты соблюдаешь: | ||
а) всегда? | Да | Нет |
б) иногда, когда ругают родители? | Да | Нет |
в) встаешь, ложишься, когда захочешь? | Да | Нет |
6. Твой день начинается: | ||
а) с зарядки? | Да | Нет |
б) водных процедур? | Да | Нет |
в) просмотра телевизора? | Да | Нет |
7. Как ты считаешь, чаще бол | ||
а) полные люди? | Да | Нет |
б) люди, которые едят много фруктов и овощей? | Да | Нет |
в) люди, которые много двигаются и бывают на улице? | Да | Нет |
8. Моешь ли ты руки перед едой? | Да | Нет |
9. Чистишь ли ты зубы: | ||
а) утром? | Да | Нет |
б) утром и вечером? | Да | Нет |
в) всегда после еды? | Да | Нет |
г) никогда не чистишь? | Да | Нет |
10. Ты предпочитаешь есть каждый день: | ||
а) бутерброды с чаем? | Да | Нет |
б) чипсы и колу? | Да | Нет |
в) еду из “Макдональдса”? | Да | Нет |
г) кашу и супы? | Да | Нет |
д) больше фруктов и овощей? |
Интерпретация будет зависить от полученных анкетных данных.
18. Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.
Сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему. Расширить знания о правилах ЗОЖ и воспитать готовность соблюдать эти правила. Сформировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей, которые могут побуждать у детей интерес к различным видам деятельности, которая может нанести ущерб их здоровью. Реализовать потребность в признании общения и получении новых знаний, позволяющих оставаться здоровым и помнить, что здоровье – это та вершина, на которую каждый взбирается в одиночку.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне выпускник школы должен знать/понимать:основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;