Обоснованность программы по формированию «Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа». Основанием для разработки, как учебных предметов, так и в целом программ внедрения стандарта в ОУ являются требования ФГОС:

- приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (зарегистрирован в Минюсте РФ за номером 15758 от 22 декабря 2009 года);

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52 ФЗ. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Федеральных государственных образовательных стандартов, Федеральных Требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ МО РФ от 28.12.2010 № 2106). Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189;

- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года;

- Система гигиенических рекомендаций к условиям реализации основной образовательной программы в начальной школе (Москва, 2009 г);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61;

- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа в 2010 году» – Москва 2011 год;

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Правительством РФ №163 от 7.02.11г;

- Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826 -10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»;

- Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - Школьное питание - Меню и СанПиН по школьному питанию;

- Долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы» Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде";

- Федеральная целевая программа «Здоровый ребёнок»;

- Федеральная целевая программа «Образование и здоровье»;

- Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы»;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Конвенция о правах ребёнка ООН;

- О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

Цель программы: программа направлена на формирование навыков экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья у субъектов образовательного процесса.

Основные задачи, мероприятия: создание организационных и экономических условий, обеспечивающих стабилизацию с последующим улучшением состояния здоровья детей и подростов;

расширить контингент обучающихся, принимающих участие в спортивных и иных видах здоровьесберегающей деятельности, а также охватить их различными оздоровительными мероприятиями (в том числе летним отдыхом); разработать организационно-педагогические мероприятия, направленные на наиболее полное включение обучающихся в проблематику собственного здоровья;

выделить в качестве самостоятельной и находящейся под особым контролем направления деятельности по анализу ситуации с употреблением школьниками алкоголя, табака, наркотиков, психоактивных веществ, а также углублению процессов инклюзивного обучения в массовой школе детей-инвалидов;

продолжить линию по доведению ОУ до уровня предусмотренного СанПиН.

Планируемое получение результатов:

добиться того, чтобы система обобщенных личностно-ориентированных целей образования обеспечивала связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и, являлась основой для корректировки основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и способствовала устранению устаревших методик обучения, отстающих от образовательной программы;

осознание школой проблематики и повышение ответственности ее за сохранение, и укрепление здоровья школьников;

создание в ОУ оптимальной системы организации горячего питания;

расширение межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне в интересах создания эффективных механизмов сохранения и укрепления здоровья школьников.

Полученный результат на каждом этапе внедрения ФГОС должен быть содержательной и критериальной основой для корректировки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы;

создать среду, обеспечивающую информационную безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с действующим Федеральным законом.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы:

создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

высокая мотивация участников образовательного процесса к здоровому образу жизни;

создание системы профилактики вредных привычек в образовательных учреждениях;

эффективное взаимодействие системы образования с другими социальными институтами, участвующими в сохранении здоровья детей, подростков и молодежи;

стабилизация с дальнейшим улучшением здоровья школьников;

снижение острой и хронической заболеваемости;

внедрение современных медицинских технологий в практику профилактической оздоровительной работы с каждым конкретным ребенком при выборе индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

приведение уровня учебных нагрузок к нормативам; создание надлежащих санитарно-гигиенических условий, через укрепление материально-технической базы ОУ;

повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи; создание в целом здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; формирование у всех участников образовательного процесса саногенного мышления;

обеспечение физиологического уровня потребности обучающихся в энергетических веществах через рацион питания;

увеличение охвата обучающихся горячим питанием;

приобретение обучающимися навыков культуры здорового и безопасного образа жизни;

создание портрета выпускника начальной школы – то есть к окончанию 4‑го класса по ФГОС начального общего образования: любознательный, любит свой край, Родину; уважает и принимает ценности семьи; умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию; у которого сформированы установки на сохранение и укрепление здоровья, навыки здорового и безопасного образа жизни и он их выполняет; владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность, содействует гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.

Модель выпускника начальной школы к 2015г. (один из вариантов) –это выпускник обладающий универсальными компетенциями; высокой мотивацией к учебной деятельности; владеющий нормами и этапами социальной жизни; умеющий рефлектировать свою деятельность; с закрепленной потребностью быть здоровым.

Образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Одной из ключевых составляющих в структуре основной образовательной программы, формировании всех ее разделов является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать, в том числе, программу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа по формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу, обеспечивающей формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения. В результате реализации программы будет обеспечено сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающих, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Определяя приоритеты программы « ЭКЗиБОЖ » на уровне содержания, мы исходим из того, что в подростковом возрасте важна социально-психологическая умелость, которая дает возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, соответствующего поведения, «не ущемляющего свободы и достоинства другого» и самостоятельного решения своих проблем (Баева, 2006).

Программа формирования «Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» на период 2011-2015 годы разрабатывается для создания условий к стабилизации и дальнейшего укрепления здоровья детей и подростков, выявлению факторов, влияющих на укрепление здоровья и факторов, разрушающих здоровье, устранению или минимизации школьных факторов риска, способствующих, росту заболеваемости. Здесь необходимо описать те тенденции, которые имеют место в отдельно взятом ОУ.

Информация должна быть объективной, без желания ее приукрасить, как это часто принято делать это у нас и, соответствовать современным требованиям нормативно-правовой базы. Сюда включить и износ оборудования, и не соответствие санитарным нормам, степень освещенности помещений, школьная мебель, воздушно-тепловой режим, приточно-вытяжная вентиляция, организация питьевого режима, выявленные проблемы с организацией образовательного процесса и т.д. «Оценить реальную ситуацию, складывающуюся в конкретной школе, можно лишь тогда, когда эта работа будет проводиться объективно, грамотно и в соответствии с нормами СанПиН и действующими приказами и распоряжениями».

Чтобы сформировать экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни, образовательные учреждения призваны стать центрами здоровья, формирования культуры здоровья, внутренней потребности у обучающихся и педагогов гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности. Обучение в образовательных учреждениях должно быть полезным для здоровья, и выпускники школ должны выходить из их стен окрепшими духовно и физически. Сами эти учреждения с проблемой охраны и укрепления здоровья обучающихся не справятся. Здесь нужны совместные усилия всех субъектов образовательного пространства: учителей, врачей, священнослужителей, государственных органов власти, родительской общественности, средств массовой информации. Мы полагаем, что в организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности основное внимание должно быть уделено тем формам, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения – формирование здоровьесберегающей инфраструктуры школы, оптимизация и постоянный контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, использование адекватных возрасту и возможностям обучающихся научно обоснованных и апробированных педагогических технологий, активизация и рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы и т.д. Создавая программу здоровьесбережения мы разрешаем следующие имеющиеся противоречия, как в региональной системе, так в образовательном учреждении, путем проводимого анализа:

- между общероссийской и региональной тенденцией ухудшения здоровья детей и необходимостью его сохранения и развития;

- между необходимостью системной деятельности по сохранению и развитию здоровья участников образовательного процесса, обеспечения их безопасности и достаточностью существующих условий;

- между сложностью и комплексным подходом их решения и отсутствием межведомственного взаимодействия, снижающего эффективное получение результатов.

Здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая деятельность должна быть комплексной, системной, планомерной. В первую очередь она направлена на предотвращение школьных форм патологий; на снижение факторов риска для образовательных учреждений; на устранение конфликтных ситуаций и стрессовой практики педагогического воздействия; на профилактику девиантного, отклоняющегося от норм поведения; на нейтрализацию негативного влияния окружающей среды. Здоровье образовательного пространства Росси и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности, переход к новой системе социально-экономических отношений, его непосредственное влияние на повседневную жизнь человека, создают, с одной стороны, качественно новые альтернативы и возможности выбора жизненного пути. С другой - оказывают воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаются на планах, целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность и приводят к ухудшению социального здоровья общества (Л.И. Анциферова, Г.В. Грачев, Г.Г. Дилигенский, А.Евдокимов, В.В. Лапкин, Л.И. Шершнев). Все эти факторы по отдельности и в совокупности лишают общество такой важной характеристики, как безопасность.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой, и это залог здоровья нации.

Исходя из Федерального закона 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности.

К сожалению, до сих пор у нас образование находится в зоне "публичного права". То есть фактически никаких мер воздействия на семью, по большому счету, а тем более санкций, предъявить нельзя. Увы, родители не всегда выполняют свои обязательства перед ребенком и перед обществом. Поэтому стандартом предложено заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования. Задача нового стандарта – прежде всего формирование личности гражданина России. И создавая программу, мы должны хорошо продумать – чего нам не хватает для того, чтобы ребенок стал Гражданином!

6. Научно-методические основы разработки программы.

Научно-методические основы формирования программы заключаются в создании научно обоснованной базы данных образовательного процесса, обеспечивающих разработку модели программы, ее верификации (проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур), оптимизации алгоритма принятия управленческих решений и обоснования организационно-технических мероприятий, способствующих формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у участников образовательного процесса. Методы построения программы основываются на общей теории систем, на теории системного анализа и подхода, медико-социальной статистики, анализе научной литературы и проработке современной нормативно-правовой базы. Общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, анкетирование, ранжирование, измерение и разработка, их системный анализ, классификация и моделирование). Методологическую основу построения программы составляют положения общей теории управления о роли интеграции и дифференциации в развитии социальных систем, важнейшее положение современной науки о формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, системный подход к изучению педагогических явлений:

· теория мотивации. Если человек не приходит к пониманию необходимости постоянных изменений своего мышления и стиля жизни, его жизнь сложится неудачно, он будет обречен на психическую и социальную дезадаптацию. Ясно одно, что риск приобщения его к легальным и нелегальным наркотикам резко увеличивается;

· теория жизненных навыков. Акцент в данной теории ставится на развитие самоуправляемого поведения, с учетом выбранного жизненного стиля, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля. Выработка жизненного стержня (позиции), в которой не будет места злоупотреблению психоактивным веществам;

· концепция социальной поддержки. Смысл данной концепции заключается в получении разных видов поддержки от семьи, друзей, значимых лиц, что, в конечном счете, облегчает адаптацию, способствует развитию индивида;

· модель копинг - поведения. В ее контексте деятельность личности рассматривается как деятельность по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг - поведение регулируется посредством реализации копинг - стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов (Сирота, Ялтонский, 2004).

Решение выше обозначенных проблем нам видится за счет разработки и внедрения комплексной программы – ЭКЗиБОЖ, основанной на базовых теоретических концепциях профилактической направленности: теория продвижения к здоровью. Приоритетной становится концепция человеческого здоровья, а не болезни. Предпочтение отдается подходу «моделирование здоровья», а не подходу «моделирование болезни» как менее перспективному. Состоянием своего здоровья и благополучия человек способен управлять сам.

7. Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС.

Мы предлагаем перед написанием программы их определить. Работа в рамках ФГОС должна начинаться с первого класса и, рассчитана на весь курс начальной школы. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна включать в себя вопросы физического здоровья, социального и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

В качестве критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС следует рассматривать следующие:

разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения с подпрограммами, включая программу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;

нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение с учетом новизны гигиенических рекомендаций и т.п.);

приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей);

разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

насколько качественно проведен количественный и качественный анализ, выявивший факторы препятствующие введению ФГОС?

Какие конкретно выявлены «разрывы», которые необходимо преодолевать, чтобы избежать формального введения ФГОС?

Насколько начальная школа переориентирована на достижение новых образовательных результатов?

Степень готовности учреждения к трансформации образовательного процесса на новую систему, работающую на результат?

В какой степени ориентирована школа на достижение новых образовательных стандартов?

Владеют ли все педагогами знаниями ключевых для нового стандарта терминами и понимание «единого профессионального языка»?

Обеспечены образовательные учреждения кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Это те общие требования, которые должны лечь в основу написания программы.

Наши рекомендации