И безопасного образа жизни» в рамках ФГОС

(начальная школа)

Санкт Петербург

Печатается на основании требований ФГОС для начальной школы, в

соответствие с решением кафедры социального здоровья школьников и РИС ЛОИРО.

Г. Е. Гун, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ; зав. кафедрой социального здоровья школьников, декан факультета менеджмента в образовании ЛОИРО

Рецензенты: В.П. Чащин,д-р мед. наук, проф., лауреат Государственной

премии, директор Северо-Западного центра общественного здоровья;

Т.А. Загривная, канд. пед. наук, доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО.

Методическое пособиепо разработке программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» в рамках ФГОС: учеб.-метод. пособие / Г.Е.Гун. – СПб.:ЛОИРО,2012. – 160 с.

В методическом пособии изложены основные рекомендации по разработке программы«Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» в начальной школе, работающей по программам ФГОС. Последовательно рассматривается формы проведения мониторинга, выявление «разрывов» между тем, что имеется в образовательном учреждении и тем как должно быть исходя из современной нормативно-правовой базы. Анализируются формы формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни в свете требований нового стандарта образования.

Пособие содержит информационный материал, который поможет педагогу проводить работу по данному направлению в свете современных требований. Информация, содержащаяся в пособии, будет полезной для учителей начальной школы, а также в целом педагогическим коллективам образовательных учреждений.

Ленинградский областной институт

развития образования (ЛОИРО), 2012

Введение

В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение качества образования. Возможные пути решения данной проблемы основаны на научных инновациях, новых педагогических идеях и технологиях.

В соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации 01 июня 2012 г. № 761, главной целью является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Исходя из понимания Стратегии, наша страна выбирает здоровье и долголетие нации!

Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации – это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, так и к развитию генофонда, творчества и духовности человека.

Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».

При происходящих коренных изменениях в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях, при этом помнить, что многие открытия тысячелетней давности актуальны и сегодня. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. В результате социально-экономических изменений 90-х годов прошлого столетия во многом были потеряны профилактические элементы системы советского здравоохранения, признанные в 70-е годы одним из лучших в мире.

Вследствие этого, в обществе здоровье, как ценность, стало носить в большей степени декларативный характер, что повлекло ослабление механизма поведения, направленного на сохранение здоровья, и явилось одним из факторов роста заболеваемости и смертности населения. Особенно это сказалось на ухудшении показателей здоровья у подрастающего поколения.

Уровень здоровья обучающихся с 1 по 11 класс стал резко снижаться и происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по сохранению и укреплению здоровья детей очевидна. Как разным растениям нужен специальный уход, так и каждому ребенку необходим адресный подход к коррекции выявляемых функциональных отклонений.

И это несмотря на то, что о современном человеке сейчас пишут и говорят многие ученые, фиксируя, например, и у детей, и у взрослых недостаток ответственности, повышенную тревожность, агрессивность, качественные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни и пр.

И все же следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития именно современного человека, его способности и возможности как деятельного субъекта. Сегодня, уважаемые коллеги, мы реально столкнулись с очень сложной ситуацией, которая требует дифференцированного исследования, осмысления и понимания факторов риска для здоровья детей.

В процессе взросления проявляется множество факторов, негативно влияющих на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Один из них – это вредные привычки, прежде всего курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ. За последние годы отмечаются тенденции к омоложению и феминизации этих процессов. Данное положение объясняется многими причинами. В том числе и ситуацией, сложившейся в системе научных знаний. В частности, отсутствием соответствующих теоретических подходов, а также новых сквозных методик и рядом других обстоятельств, анализ которых не входит сейчас в нашу задачу. Но факт налицо – как это ни обидно, приходится признать, что нами до сих пор все еще не исследованы и не исследуются в должной мере характер и направленность изменений, отличающих современных людей: растущих, молодых, зрелых, пожилых, старых. Между тем общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей. На систему образования возлагаются в этом большие надежды, особенно при переходе на ФГОС.

Во многих образовательных учреждениях осуществляется углубленная подготовка обучающихся по отдельным программам. Это обусловлено существованием социального заказа, как со стороны самих детей, так и их родителей. В настоящее время современные учреждения образования работают в режимах функционирования и развития одновременно. Стремление достигнуть высоких успехов в усвоении разносторонних аспектов социального опыта часто выходит на первый план, не учитывая других важных аспектов развития человека.

Однако, общеизвестно, что гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность обучающихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении обучающими заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны. Стремительное ухудшение здоровья детей и педагогов диктует необходимость поиска механизмов приостановки этой тенденции, которая в значительной мере препятствует развитию ребёнка, целостному и устойчивому формированию человека. Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности. В их ряду следует назвать системный здоровьесберегающий педагогический подход, осуществление которого будет способствовать воспитанию здоровых, социально активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Необходимо понять причины ухудшения здоровья школьников и работать над их устранением. Еще К. Прутков говорил: «Зри в корень».

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить некоторые из них: социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;

· увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников;

· недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей;

· рост числа обучающихся, входящих в группу риска по употреблению ПАВ;

Чтобы улучшить состояние здоровья обучающихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьсберегающего пространства школы и формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента (проводника) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов – в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Это приводит к:

- недостаточной эффективности имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

- высокому риску бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

- распространенности семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;

- низкой эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенности практики лишения родительских прав и социального сиротства…;

- нарастанию новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

- отсутствию действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно…;

Для максимальной реализация потенциала каждого ребенка в Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности…

… Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях…

Реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии…

… Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей. Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий (исповедование), средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

…Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.

… Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.

Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

… Восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях.

Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков…

…Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования.

Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью…

…Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.

Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.

…Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.

Необходимо проведение мероприятий по:

- активизации деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;

- реализации программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;

- проведению мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты;

- внедрению регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков;

- разработке системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка;

- разработке программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде;

- ограничению (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков;

- внедрению новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции;

- обеспечению культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ;

- активизации работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ;

- внесению в федеральное законодательство изменений, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей);

- организации просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания;

- осуществлению мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования;

- обеспечению регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

…Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях. Сокращение числа подростковых суицидов.

Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Правительство Российской Федерации и Росстат.

Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья населения являетсяформирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия; социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья. Многие заболевания легко заранее профилактируются, и это не требует больших затрат. Зато лечение финальных стадий заболеваний обходится дорого, то есть все профилактические и здоровьесберегающие меры всегда выгодны. Если человек начинает вкладывать в системы сохранения здоровья раньше, то в целом на свое здоровье он тратит значительно меньше средств и времени. Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, профессионализма работающих, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге потребность к более здоровому образу жизни.

Исходя из требований национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы возрастает актуальность проблемы обучения обучающихся основам экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая продиктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него, по нашему мнению, может вывести Россию из сложившегося тупика.

Школа и общество – «сообщающиеся сосуды». Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет задачи образования, приоритеты, требования к обучающемуся, структуре и содержанию образования. Проблема перезагрузки школы в последние годы отрицательно сказывается не только на ухудшающемся состоянии здоровья подрастающего поколения, но и экологическом образовании и воспитании. Дело в том, что экология стала появляться в школе (чаще в рамках регионального образовательного компонента) и, конечно, не успела обрести той устойчивости, которой обладали другие естественнонаучные дисциплины. Тем не менее, хорошо известный в мире консерватизм образования не позволил полностью уничтожить экологическое образование. В этом, несомненно, важную роль сыграли традиции русского образования: его фундаментальность и возможности использования его воспитывающей функции. Необходимо вооружить педагогов школ знаниями, необходимыми для формирования навыков здорового образа жизни. Прочно усвоенные навыки в детстве становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент перестают контролироваться сознанием, переходят в подсознание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его поведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным. Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками, умениями, социальными установками, соответствующих их социальным ролям и условиями именно в семейной и образовательной среде силами родителей и педагогических работников.

Ученые отмечают чрезвычайное многообразие связей здорового образа жизни с различными сторонами общественной жизни, например: между образом жизни и здоровьем, культурой и здоровьем, между медицинскими знаниями и самовоспитанием личности, уровнем двигательной активности определенных социальных групп населения и обороноспособным потенциалом страны, уровнем развития образования, культуры и ее составной части – физической культуры и общественно-экономическими достижениями нации. Имеющиеся внешние и внутренние факторы риска оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого до последнего года обучения. У большинства участников образовательного процесса не сформированы навыки экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которые смогли бы противодействовать этим факторам.

Следуя этому, общеобразовательная школа, наряду с обеспечением обучающихся необходимым уровнем знаний, должна формировать у них готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т. е. способность к социальной адаптации. Адаптация личности зависит от определенного резерва физических сил организма, а ее важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребенка.

В этом плане воспитывать – значит вооружать воспитуемого способам удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устойчивы в конкуренции мотивов и вызывают положительные эмоции.

Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему решают воспитатели, преподаватели, медицинские работники.

Стандарт второго поколения, внедряемый в системе образования, обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также формируемые в школах программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в наших образовательных учреждениях.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, – актуальная задача современного образования. Мы много раз повторяем этот тезис, потому, что для многих из нас «жить здоровым – это здорово» не является актуальным.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога или другого специалиста имеющегося в школе или населенном пункте. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Сформированный у ребенка адекватный стиль жизни позволит ему систематически его соблюдать. Это регулярная утренняя зарядка, занятия спортом, соблюдение режима дня, правильное отношение к приему пищи и питьевому режиму, к своим обязанностям, взаимоотношения с друзьями, родителями, близкими, природой и т.д. В образовательной среде навыки, по мере взросления ребенка, наращиваются и корректируются. В последние годы высоким остается процент людей, не занимающихся своим здоровьем. Конечно, отдельный человек не сможет повлиять на плохую экологию, но он очень хорошо может помочь своему организму справиться с ее вредным воздействием.

Экология и как наука, и как учебная дисциплина вне сомнения относится к культуре, представляющей собой совокупность всех сфер деятельности человеческого общества. Это общее представление о культуре, но есть и другой уровень организации культуры – область деятельности самого человека как индивидуума.

Итак, экологическая культура (cultura – возделывание, воспитание, развитие и т.д.) является широким межпредметным понятием, характеризующим гармоническое отношение человека с природой. К такому заключению можно прийти, основываясь на значительной литературе (Н. Моисеев, С. Глазачев, А. Мамзин, Э. Гирусов, Максаковский и др.). Иногда говорят о культуре в образовании как источнике знаний о природе, обществе, способах деятельности и т.д.

Как формируется культура человека (или, как мы говорим в обыденной жизни, его культурный уровень)? Многие исследователи задавали себе этот вопрос, и существует масса разнообразных ответов на него.

Представляется, что важнейшим условием формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни является развитие сознания – формирование стереотипов мышления.

История человека есть, прежде всего, история его взаимоотношений с природой, средой в которой он находиться. Будучи частью природы, человечество на всех этапах своего развития должно было гармонизировать с природой. Однако ход эволюционного процесса с неизбежностью приводил к отчуждению человека от природы, а иллюзия независимости от окружающей среды формировала антропоцентрическое мировоззрение. Именно последнее никогда не ограничивало возрастание масштабов использования ресурсов природы. Это приводило и приводит к разрушению природных экосистем, а значит, к качественному изменению отношений в системе природа-общество. Лишь в середине ХХ века пришло понимание того, что нормализация системы возможна лишь на основе соблюдения экологических законов и включения духовного фактора.

«Биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т.е. в среду, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы человек – природа» (В.И.Вернадский). Это и определяет необходимость формирования экологического сознания.

Что же следует понимать под экологическим сознанием? Экологическое сознание – это устойчивая система взглядов, сформированная на основе экологического знания и нравственных убеждений, обеспечивающая экологические приоритеты личностного и социального поведения, способствующая формированию общего уровня культуры, в том числе и культуры здоровья.

К сожалению, до сих пор проблема экологического сознания рассматривается в узком аспекте – с позиций антропоморфизма, хотя справедливости ради следует отметить, что именно последнее сделало эту науку общественно значимой. Но парадокс заключается в том, что одновременно на второй план отошла фундаментальность экологии, без чего невозможно кардинальное решение вновь рождающихся экологических проблем.

В результате экологическое воспитание испытывает массу трудностей и недостаточно эффективно, а российская действительность постоянно дает примеры попрания экологических приоритетов (разбой в природе не только физических, но и юридических лиц, ломка системы природоохранных служб, наконец, отсутствие экологии в образовательных стандартах и первого, и второго поколений). Разработчики ФГОС устранили имевшее место упущение (хотя с значительным опозданием) и внесли дополнительно это направление в формирование программы. Экологическое воспитание должно выстраиваться на определенной методологической основе. Таковой, бесспорно, является современная экологическая парадигма, утверждающая ведущую роль живого в вещественном и энергетическом процессах на всех уровнях организации живых и биокосных систем.

Формируя экологическую культуру, здорового и безопасного образа жизни, нельзя не сказать о таком важном его результате, как социализация личности. Эта проблема по сути дела всегда присутствовала в образовании, была социально детерминирована и часто идеологизирована.

Нам представляется важным обратить внимание на то, что уже более 100 лет назад на значимость социализации указывал немецкий педагог Вильгельм Лай. В созданной им «школе действия» в качестве вспомогательной для педагогики дисциплины он указывал биологию, а в ней на первое место ставил экологию (!). Естественно, что в течение века социализация была предметом косвенного вни­мания многих философов (например, А. Швейцер, Тейяр-де-Шарден, Л. Гумилев и др.) или прямого исследования. Тем не менее, до сих пор нет согласия в отношении понимания со­циализации. Мы уже указывали на это, склоняясь к идее У. Бронфенбреннера, понимающего социализацию как совокупность всех социальных процессов. Это позволяет нам утверждать, что «экология» является весьма благоприятным основанием для успеха социализации личности, поскольку отношения внутри общества все­гда включали и отношения по поводу природы, прежде всего как ис­точника материальной основы его существования. История человека к<

Наши рекомендации