Двигательная активность и здоровье человека.
Рассказать детям, что состояние здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Для подтверждения этого можно привести пример ухудшения здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни) длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих больных предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов после полетов значительно улучшилось.
Объяснить детям, что с другой стороны, объем движений не может быть очень большим, что также может привести к ухудшению здоровья. Для этого можно привести пример покоса в деревне вручную, когда косари трудятся практически целый день. Такую работу даже взрослый очень сильный и здоровый человек может выдержать не более 2-х недель. Указать, что лучше всего заниматься в день физическими упражнениями (в т.ч. прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и т.п.) 2-2,5 часа в день. Для учащихся III классов необходимо полностью указать, какими формами двигательной активности и в какое время суток необходимо заниматься. Учесть при этом утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! Играют в разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться своими делами…
Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет.
С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая душа, услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!
Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят толстенькие, румяненькие, послушные и малоподвижные. И голос воспитательниц обращен к другим: «Сиди! Куда побежал?», «Опять ты полез?».
Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.
Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?
Все не так просто. В свое время желание поддерживать идеальный порядок в школе (прекрасная мысль!) привело к сменной обуви. Все учителя были счастливы, но дети стали несчастны. Во время перемены они не могли выбежать во двор и толкались в коридорах. Где сейчас найти изобретателя той идеи? Как подсчитать невидимый, но ощутимый урон, нанесенный здоровью миллионов? Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов, а дошкольник— 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.
Сегодня нормальный день старшеклассника — шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Из тысяч опрошенных и осмотренных только одна девочка не смотрит телепередачи. Почему? Папа развелся с мамой и, уходя, забрал телевизор. Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.
Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.
Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.