Хорезм в эпоху раннего железа.
Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи.
Первые упоминания о Xорезме встречаются в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте»;
В изучение истории этого государства значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца XIX — начала XX вв. — В. В.Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский.
Новый этап в изучении истории Хорезма начат в 30-х гг. XX в. работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова.
Древнейшие археологические памятники этого региона относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (IV-III тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (начало II тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине II тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3).
На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок — зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В конце II тыс. до н. э. развивается амирабадская культура (IX-VIII вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами (Северный Тагискен). На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён (Южный Тагискен, Уйгарак), на протяжении столетий культурно-исторически связанных с Xорезмом. Полагают, что в VII-VI вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.
В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине VI в. до н. э., вероятно при Кире II, Xорезм вошёл в состав государства Ахеменидов. На рубеже VI и V вв. до н. э. о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, Xорезм вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) Xорезм стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского Xорезм уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.
В IV-III вв. до н. э. X. переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце I тыс. до н. э. в культуре X. отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э. Xорезм находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в III в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в Xорезме засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмийской эры, начало которой приходится на середину I в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в Xорезме до VIII в. Господствующей формой религии в Xорезме был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня».
В искусстве древнего Xорезме, которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в IV-III вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура Xорезма. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего Xорезма — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, V-IV вв. до н. э., Топрак-Кала, II-III вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (V в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (IV-III вв. до н. э.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.
Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (V в. до н. э. — первые вв. н. э.) — условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В IV-III вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.
В искусстве Хорезм после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата. Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Хорезм разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи XII в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Хорезма.