История изучения срубной культуры. Проблемы хронологии и периодизации.
Первооткрывателем срубной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил своё внимание на скорченные погребения в деревянных рамах — срубах. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения выделенная им культура получила название срубной.
Концепцию происхождения культуры от полтавкинских памятников Заволжья и миграции её на позднем этапе разработала в середине 1950-х годов О. А. Кривцова-Гракова. В 1970-х годах Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных обратили своё внимание на локальные различия внутри срубной культуры, но выделение отдельных локальных вариантов или культур, по их мнению, на тот момент было проблематичным.
Позднее, в ходе научных исследований, ряд исследователей обратил своё внимание на антропологические, хронологические и культурные различия степных и лесостепных памятников, что подтвердило гипотезу о локальных различиях в среде срубной культуры. Н. Я. Мерпертом и Е. Н. Черныхом в научный оборот вводится понятие «срубной культурно-исторической общности», что отражает её культурную неоднородность. В середине 1970-х годов Н. К. Качалова по материалам Нижней Волги выделила бережновский тип памятников, а И. Ф. Ковалёва по материалам Маёвского могильника (г. Днепропетровск) — маёвский тип памятников. В 1990-х годах Н. М. Малов и О. В. Кузьмина на основе материалов Покровского могильника выделяют отдельную покровскую культуру.
Общие черты погребального обряда бережновского и маёвского типов памятников позволили В. В. Отрощенко объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы. В это же время он разработал и концепцию развития срубной культурно-исторической общности от синташтинской, доно-волжской абашевской, бабинской культур и памятников потаповского типа Среднего Поволжья в процессе их этнокультурных взаимодействий. Ю. М. Бровендер выделил в среде бережновско-маёвской срубной культуры степановский тип памятников. Таким образом, в среде срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы выделяют покровскую и бережновско-маёвскую срубные культуры и степановский тип памятников, что отражает её культурную неоднородность и особенности формирования.
В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.
Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.). Исследователями связывается с ранними иранцами (протоиранцами)[5]. Для поселений характерны каркасные наземные жилища. Хозяйство имеет признаки патриархально-скотоводческого способа производства. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались обработкой металла.
Могильные ямы имели квадратную форму. Часто обнаруживаются деревянные перекрытия, подстилки и подсыпки (пепел, мел, охра, органика и др.), кости животных. Умершие лежали на дне могилы в скрученном положении (обычно на левом боку), головой на север, руки, согнутые в локтях, размещенные перед лицом (поза адорации). Похоронная керамика представлена посудой горшковой и баночной форм. Инвентарь состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки) и разнообразных украшений.
Наивысшего расцвета срубная культура достигает во второй период (15-14 в. до н. э.). Наземный тип зданий остается преобладающим. В погребальном обряде поза адорации становится основной. Сокращается число богатых захоронений и вещей в них. Посуда стандартизуется на всей территории срубного культурно-исторического сообщества.
Завершающий этап срубной культуры на Южном Урале (14-12 в. до н. э.) характеризуется глубокой и разнообразной перестройкой материальной и духовной культуры. Наблюдается резкое сокращение числа памятников. Возможно, срубное население приняло участие в формировании ряда культур позднего бронзового века.
Из-за того, что срубные племена на всей территории своего распространения вступали в контакт с местным населением возникали локальные отличия в их культуре. Из остатков срубных памятников особо выделяются поселения Правобережной Украины, где выделяются сабатиновская группа памятников (степное Правобережье) и белозерская — на нижнем Днепре, которые часто называют отдельными культурами. Они отличаются и хронологически: срубная датируется 16-12 в. до н. э., сабатиновская — 14-12 в. до н. э., а белозерская — 11-9 в. до н. э. Поселения срубной, а особенно сабатиновской и белозерской культур, значительно больше, чем катакомбных — население вело оседлый образ жизни и занималось скотоводством и земледелием.