Форма вины и роли в групповом преступлении (118-119).
Виды ответственности (120-121).
Виды наказаний. Отличия подозреваемого, обвиняемого и свидетеля по делу (123-124)
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
Что такое культура.
Духовная сфера общества включает в себя:
- культуру,
- искусство,
- науку,
- образование,
- религию,
- образование,
- философию,
- мировоззрение,
- мораль,
- нравственность
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Культура – это все, что создано человечеством и обществом, в результате физического и умственного труда.
В узком смысле культура – это нравственное состояние человека и общества определяемое материальными условиями жизни, достижениями науки, искусством.
Культура – это система, так как имеет структуру и элементы.
Культуру условно делят на:
1.Духовную (все, что создано разумом, душой, эмоциями).
Нематериальная культура – это духовная деятельность и ее продукты ( все, что создано разумом, душой, например, ритуалы, церемонии, традиции).
2.Материальную (все, что создано физическим трудом).
Материальная культура – это все, что является результатом материальной деятельности человека (создано физическим трудом, например, здания, мосты и т.д.).
Культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
Культурный комплекс – это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.
Например, футбол – стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, форвард и т.д.
Театр – здание, зал, антракт, артисты, форма одежды и т.д.
Этикет – это тоже пример культурного комплекса.
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям, как нечто ценное и почитаемое.
Культурные универсалии – это нормы, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, гадание, декоративное искусство, толкование снов, образование, танцы, этикет, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, брак, гигиена, шутки и т.д.
Культурные нормы.
Культурные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого поведения).
Те требования, которые предъявляет общество к человеку в определенных ситуациях.
Привычки – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.
То, чем пронизана наша повседневная жизнь, мы их даже не осознаем. Пить зеленый чай, придерживать дверь, чтобы она не хлопала.
Вредные привычки – грызть ногти, перебивать.
Наши привычки говорят о наших манерах.
Манеры – это внешние формы поведения человека, основанные на привычках.
Повседневные – опрятность в одежде, не чавкать.
Светские – целовать руку даме и т.д.
Совокупность манер образует культурный комплекс под названием этикет.
Этикет – это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Массовые привычки переходят в обычаи.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения.
Когда обычаи переходят из поколения в поколение, то становятся традициями.
Традиции – все то, что унаследовано нами от предшествующих поколений.
Обряд – разновидность традиции, представляет собой массовые действия, установленные обычаем или ритуалом. Например, крещение, наречение именем, сватовство, выкуп, помолвка, воинская присяга, инициация, погребение, отпевание, поминки.
Церемония– последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат (выступление президента).
Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого (принесение жертв языческим богам).
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Это обычаи, включающие в себя философско-этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если люди станут соблюдать их.
Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.
Увлечение– кратковременное эмоциональное пристрастие.
Мода– смена увлечений, переходящая популярность чего-либо.
Формы культуры.
Понятия:
Субкультура– культура, которая свойственна определенной социальной группе (субкультура подростков).
Контркультура – часть общей культура, которая противопоставляет свои ценности общепринятым (Эмо, скинхеды, сатанисты, хиппи).
Культурное наследие – наиболее ценные достижения культуры, как материальной, так и духовной, прошедшие обработку временем и передаваемые из поколения в поколение.
Культурный ареал – географический район распространения определенного культурного типа.
Диалог культур – взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур друг в друга. Обмен культурными традициями и ценностями.
Существует 3 формы:
1. Культурная диффузия – взаимное проникновение черт и комплексов из 1 общества в другое. Взаимный обмен достижениями.
Например – крестовые походы – европейцы заимствовали на Востоке традицию мыть руки перед едой.
Из Европы в Россию пришла одежда европейского вида.
2. Культурная трансмиссия – передача соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, ценностей от одной культуры к другой, от предшествующих поколений к последующим. Например, в системе школьного образования учащиеся используют основы наук и знаний накопленные предыдущими поколениями.
3. Культурная экспансия - расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы ее границ.
Типология культур:
по охвату людей:
- доминирующая
- субкультура
- контркультура
по способу самоорганизации:
- Дописьменная
- Письменная
- Экранная
По национальным формам:
Многонациональная
Национальная
По предназначению:
- Элитарная
- Народная
- Массовая
- Экранная
Универсальная (Сказки Пушкина, то, что для всех людей)
Элитарная | массовая | Экранная | народная |
культура свойственная определенной ограниченной узкой группе ценителей (элите). Например: симфоническая музыка, балет, джаз. | культура адресованная всем, рассчитана на массового потребителя. н-р, реклама, эстрада, цирк. | культура для широкого потребителя, связанная с распространением через СМИ н-р, сериалы, радиопередачи, видеоклипы | культура, свойственная определенному народу в рамках определенных границ. |
Создается узким кругом профессионалов | Могут создавать профессионалы и непрофессионалы. | Создана анонимным творцом из народа. | |
Для восприятия и понимания требуется специальная подготовка | Легки в восприятии, не требуют специальной подготовки. | ||
Цель - удовлетворение духовных запросов элиты, но произведения могут приносить коммерческую прибыль. | Рассчитаны на коммерческий успех, прибыль. Могут быть зрелищными, эффектными, но с низким качеством произведений. | цель - удовлетворение духовных запросов, но могут приносить прибыль. | |
высокое качество произведений, все они являются культурным наследием. | Передаются из поколения в поколение, поэтому являются культурным наследием. |
Любая культура способствует социализации, воспитанию личности. Также все виды культуры выполняют культурно-мировоззренческую, познавательную, досуговую функцию.
искусство - высокий уровень развития любой сферы деятельности человека, характеризующийся совершенством, красотой форм и содержания.
Эстетика - наука изучающая искусство, наука о прекрасном.
искусство является институтом, так как состоит из направлений (имеет внутреннюю структуру) и выполняет определенные функции.
Функции искусства:
1. Культурно- мировоззренческая - формирует мировоззрение людей.
2. Информационно-коммуникативная - общение на почве искусства, через произведение искусства (между автором и зрителем).
3. Прогностическая - произведения искусства предвосхищают, предсказывают будущее человечества.
4. Эстетического наслаждения
5. функция эмоциональной поддержки (через искусство человек получает разрядку, снимает напряжение).
Религия.
Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Виды религий:
1. Архаичные политеистичные религии. Основываются на верованиях, мифах, большой пантеон богов,
Верования - убеждения, эмоциональная приверженность к какой-либо идее.
На основании верований рождается миф.
Верования+миф = мифология, как ранняя форма мировоззрения. В мифологии прописывались правила поведения, устройство мира.
2. Мировые монотеистичные, появляются, когда заканчивается эпоха мифологических верований. Буддизм, ислам, христианство.
имеется доктрина, система фундаментальных принципов, единые каноны, практика вероисповедания (обряды).
3. Национально-государственные, даосизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство.
4. Новые (современные)
Функции религии:
- мировоззренческая
- культуротранслирующая
- терапевтическая (исцеление души)
- регулятивная (регулирует общественные отношения)
- коммуникативная
- интегрирующая (объединение людей).
Для всех религий характерно наличие:
1. культа
2. системы обрядов
3. системы символов
4. определенной идеологии
5. системы мировоззрения.
Любая религия обычно состоит из следующихосновных элементов:
- религиозное сознание (идеология и религиозная психология);
- религиозный культ (отношения);
- религиозные организации.
Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает:
- догматику;
- богословие;
- учение о культах (экзегетика);
- церковную археологию;
- учение об отцах церкви (патрология);
- историю святых книг церкви;
- правила проведения служений (гомилетика).
Религия и мораль:
Сходства | Различия |
Основываются на нравственной проблематике. Эмоционально-чувственная направленность | Предмет религии - сверхъестественное, предмет морали - категории добра и зла. Религиозные поступки не всегда соотносятся с категориями морали. |
Искусство.
Искусство – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм.
Искусство – изобразительное искусство.
Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере.
Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах.
Изобразительные искусства – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику.
Художественное творчество синоним Художественной культуры.
Художественнаякультура – это совокупность всех видов художественной деятельности (словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.д.), включая продукт и процесс этой деятельности (созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики).
Культура – более широкое понятие, чем искусство. В искусстве подразумевается профессиональная деятельность, в культуру входит и бытовая культура.
ЗАДАНИЕ:
Стр. 164-166 – соотношение искусства и культуры найти, когда они различаются, когда они одинаковые.
Задание с культурой, художественной культурой и творчеством (круги).
Какая часть культуры принадлежит к искусству?
Что входит в художественную культуру?
Функции художественной культуры и искусства:
1. Воспитательная
2. Коммуникативная
3. Познавательная.
4. Гедонистическая (учение о гедонизме, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью в жизни).
5. Рекреационная (рекреация – комплекс оздоровительных мероприятий).
Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто
1. Создает новые произведения
2. Распространяет новые произведения на некоммерческой основе
3. Финансирует
4. Знакомит с новыми произведениями и идеями
5. Обучает новым произведениям и идеям.
6. Занимается массовым тиражированием новых произведений и идей.
7. Продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и получает прибыль.
8. Оценивает и экспертирует новые произведения и идеи.
9. Читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи.
10. Становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.
Художественная культура включает в себя и народную культуру (фольклор) и элитарную (искусство).
Произведения искусства должны обладать: (стр.168-169)
Познавательной ценностью / истина (истина в том плане, что любая художественная культура, частью которой является искусство, образно отображает существующую реальность).
Эстетической ценностью / красота
Нравственной ценностью /добро
Образование.
- Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в редакции от 2015 года (ранее был 1992, 1996гг.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а в Декларации прав человека только пожелание и принципы образования.
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.
Российская система образования включает:
· Дошкольное образование
· Начальное (1-4 класс)
· Основное общее образование (5-9 класс)
· Среднее (полное) общее образование (10-11 класс)
ВУЗовское образование:
· Бакалавр Специалист
· Магистр
· Аспирант
· Кандидат
· Доктор
Атрибуты российской системы образования:
Основа – школа
Каникулы
Четверти
Уроки
Парты
Система оценивания.
Наука.
Наука – это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Наука, как социальный институт, появилась в 17 веке, до этого научные знания развивались в рамках философии, философского знания.
Наука – это институт, так как является системой специфических организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих знания.
Функции науки:
Познавательная – формирует знания, дает социальный опыт человеку.
Экономическая – фундамент развития технологий, которые, в свою очередь, определяют уровень развития производства.
Социальная (социально-прогностическая, функция социальной защит – программисты написали программу сохранения личных данных).
Прогностическая.
Мировоззренческая.