Топография креативного кластера
Задача параграфа – дать характеристику таким понятиям как креативность, креативный кластер и креативная индустрия. На основе данных понятий проанализировать представленные в нашем городе креативные кластеры и представить предполагаемую структуру креативного кластера «Кресты».
Чтобы дать характеристику креативному кластеру в исследовательских целях необходимо разобраться, что такое «креативность» для изучаемой нами сферы. Согласно философскому энциклопедическому словарю «Креативность – это способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое производства искусства» [66]. Сходное определение предлагает профессор гарвардского университета Маргарет Боден, который характеризует креативность как «изобретение какого-либо устройства, разработка теории, понимание проблемы, ведущее к ее решению, или создание значимого произведения искусства» [79].
Несмотря на то, что творчество и креативность на первый взгляд синонимы, они имеют разный объем значений. Творчество имеет отношение к вершинам человеческого духа и предполагает «неутилитарные взаимоотношения субъекта и объекта, в результате которой субъект получает духовное наслаждение» [7]. Понятие креативности не является синонимом творчества, а используется для обозначения новаторства при решении утилитарных задач. Доктор философских наук Елена Каверина в своей статье «Игра с целью: феномен креатива» под креативом понимает творчество, имеющее прагматический характер, ориентированное на достижение конкретных обозначенных целей (имиджевых, информационных, репутационных, маркетинговых и др.) и задач (как коммерческих, так и некоммерческих) [17].
В зарубежных исследованиях еще в середине прошлого века обратили внимание на то, что все более актуальными становятся «концепции, подчеркивающие значимость специфических характеристик человека» [6]. и отметили рождение «новой эры – Концептуального века» [49]. Исследователи данного вопроса начали приходить к выводу, что «создание новых или усовершенствование существующих форм, алгоритмов, схем, соответствующих духу времени и позволяющих решать проблемы быстро и легко, стало неотъемлемой и просто необходимой частью нашей жизни» [55,116]. На первый план постепенно стали выходить понятие креативности и креативного мышления. Креативное мышление включает в себя две основные особенности. «Во-первых, оно автономно, т.е. оно не управляется некоторой неподвижной силой или внешним агентом, а полностью самонаправлено. Во-вторых, оно нацелено на создание новой формы – новой в том смысле, что мыслитель не знал о форме прежде, до того, как он стал работать над ней» [55,121].
Подчеркнем, что новаторство в креативности и креативном мышлении понимается как относительное качество. «Для К. Роджерса и А. Маслоу креативность – средство реализации своего потенциала (самоактуализация) и характеризуется такими чертами, как принятие себя и свобода духа» [55,118]. Ведущий британский специалист по городской среде Ч. Лендри вкладывает в понятие креативности «способность создавать продукт, который обладает новизной, является необходимым с точки зрения потребностей общества и при этом соответствует духу времени» [26]. Относительность новаторства подчеркивает и Ч. Лендри: «Сегодняшняя классика — это вчерашняя инновация. Креативность – это ещё и поиск нового применения старым вещам» [26]. Он же сказал, что «креативность представала как процесс выявления скрытых возможностей, как прикладное воображение, опирающееся на интеллект» [26].
Креативность имеет множество разнообразных форм и проявлений. Согласно распространенному мнению, креативность ограничивается техническими изобретениями, разработкой новой продукции и созданием новых фирм. Однако, в экономике наших дней креативность — это масштабная и непрекращающаяся деятельность во многих сферах. Человечество постоянно модифицирует и улучшает всевозможные продукты, процессы и операции. «Кроме того, техническая и экономическая креативность подпитывается взаимодействием с культурной креативностью и художественным творчеством» [68].
Подобное взаимодействие определяется как креативные индустрии, обозначающие такой вид «предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры» [37]. Креативные или культурные индустрии по мнению Л.М. Мосоловой – «Культурные индустрии – сфера производства текстов культуры (объектов, артефактов, событий, произведений массовой культуры), основным содержанием и целью которых является создание и тиражирование социокультурных смыслов и значений» [31]. В отечественной культурологии содержание этой сферы понимается предельно широко. Так, А. Я. Флиер выделяет культурные индустрии, связанные с производством обще- ства (производство социального порядка, социальных идей и принципов, идеологии и др.), производством «человека культурного» (мировоззрение, потребность в социальной солидарности и построенной на ее основе идентичности, нормы поведения и языки коммуникации), производством культурных артефактов (от развития языка и художественного производства до организации пространства и территорий) и производством знаний о культуре (от философии до публицистики, посвященной значимым социокультурным событиям) [64]. Становится очевидным, если рассмотреть это на примере появления новых индустрий: компьютерная графика, цифровая музыка, анимация, 3D моделирование и многое другое. Примеры из опыта Хельсинки, а также Манчестера и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе ключевым фактором оздоровления городской экономики становятся креативная экономика и «креативные индустрии, благодаря которым у городов появляются новые возможности для развития» [28].
Следующее понятие, которое в исследовательских целях нам необходимо раскрыть – это кластер. Современная экономическая и культурная ситуация сегодня во многом характеризуется региональным развитием и степенью интеграции новейших разработок в национальную систему в целом. В исследованиях региональной экономики кластер рассматривается «как приоритет для развития территориальной конкурентоспособности» [61]. Понятие кластера «может рассматриваться как элемент региональной экономики целиком, региональной инновационной системы и как часть национальной инновационной системы» [61]. М. Портер выделяет кластер как основу региональной конкурентоспособности. По Портеру кластер – это «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [45]. Кластеры принято классифицировать по различным их критериям. Первый это инновационный кластер, который «создается для производства инновационного продукта, услуги или технологии, позволяющей создать инновацию» [61]. Расширяя границы инновационного кластера,возникает понятие межотраслевого инновационного кластера «объединение различных организаций (промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров и лабораторий, банковских и небанковских кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, бизнес-ангелов, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.» [87]
Еще одним типом является региональный инновационный кластер. Региональный инновационный кластер – это«группа предприятий различных видов деятельности, конкурирующих за продукцию, факторы производства и рынки, расположенных на территории одного региона и отличающихся повышенной инновационностью (новые продукты, технологии, бизнес-процессы) и тесным взаимодействием с источниками знаний» [7]. То есть кластер – это совокупность различных институций (компаний, фирм, учреждений), расположенных по соседству и обеспечивающих эффективное решение некоей индустриальной задачи (по производству продукции или повышению конкурентноспособности, инвестиционной привлекательности и т.д. ).
Креативный кластер — это тоже соседство институций, объединенных типом деятельности (в сфере креативных индустрий), обеспечивающих трансформацию городской среды. Понятие креативного кластера было введено в 2006 году Саймоном Эвансом, который определяет креативный кластер как «сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» [87]. Реально действующие креативные кластеры объединяют различные виды творческих индустрий не только в области искусства, но и в области медиа, IT технологий и бизнеса. В кластер могут входить как коммерческие, так и некоммерческие предприятия, учреждения культуры, научные и художественные центры.
Идею креативных кластеров активно продвигает Британский совет, организация, призванная развивать сотрудничество в области образования и культуры между Великобританией и другими странами. По мнению этой организации, креативный кластер это - «некое онлайн- или офлайн-пространство, которое соединяет представителей творческих профессий (дизайнеров, архитекторов, художников, музыкантов, режиссеров) и предпринимателей из сферы искусства. Такие пространства позволяют работать, общаться с единомышленниками, находить нужные контакты и развивать их» [80].
Креативные кластеры в основном это молодёжно ориентированные пространства, которые в некотором смысле оппозиционны как традиционным респектабельным культурным центрам типа музеев и театров, так и не менее респектабельным бизнес-центрам крупных компаний. В креативных кластерах приветствуется демократичное неформальное поведение и общение, внешний облик, в них много молодежи, часто используется формат «лофта», т.е. обживается заброшенное, запущенное пространство, и эта запущенность эстетически обыграна.
В креативном кластере должна существовать грамотная арендная политика, чтобы была возможность привлечь молодых и творческих резидентов. Если экономические условия будут слишком жесткими, то существует опасность превращения кластера в традиционный бизнес центр или торгово-развлекательный комплекс. В Москве существует центр дизайна Artplay. Это крупный бизнес-центр с десятками тысяч кв. метров на бывшей территории завода, упакованный в пиаровскую обертку креативного кластера. Дизайн-студии и другие творческие направления занимают примерно 5% площади, остальное – шоу-румы магазинов мебели и стройматериалов. Такой вариант псевдокреативного кластера иллюстрирует,как коммерция победила творчество. Важнейшим отличием креативного кластера от торгово-развлекательного комплекса является сильный творческий и концептуальный компонент.
Среди самых известных креативных кластеров в России можно выделить: проект «Этажи» в Петербурге, галерея «Смена» в Казани, «Красный Октябрь», культурные центры «Гараж», «Винзавод», дизайн-завод «Флакон» в Москве.
В Санкт-Петербурге существует несколько креативных кластеров. В исследовательских целях рассмотрим некоторые из них. Ярким примером креативного кластера может служить проект «ЭТАЖИ». Это «многофункциональное арт-пространство на 5 этажах. «У нас можно посмотреть на искусство на выставках, купить его в галереях, повеселиться на открытиях, поучиться на лекциях и воркшопах, поесть в Кофейне “Зеленая Комната”, переночевать в хостеле, провести время с ребенком на “Детском времени” и даже завести четвероногого друга на акции “Хочу Домой”» [17]. Этот проект подходит в качестве примера по многим причинам. Первое это многофункциональное пространство, при проектировании образовательной программы для «Крестов» мы так же стремимся к многофункциональности. Второе, проект «ЭТАЖИ» тяготеет к искусству, к производству. К подобному будет стремиться и проект «Кресты». Необходимо подчеркнуть и образовательную составляющую кдастера. В «ЭТАЖАХ» уже много лет практикуется проведение всевозможных фестивалей, лекций и воркшопов.
Такжев Санкт-Петербурге существует креативный кластер «ТКАЧИ». Кластер включает в себя «магазины, шоу-румы, офисные и лекционные помещения, публичное пространство Tkachi Open Space, ресторанный цех "ТКАЧИ"» [40]. На первом этаже кластера располагается набирающее популярность в последние годы пространство для прохождения квестов «Клаустрофобия». На втором этаже располагается школа английского языка «Hop&Scotch» и музыкальная студия «Factory Music School». Помимо постоянных образовательных программ в «ТКАЧАХ» присутствует резидент, отвечающий за проведение мастер классов «OM PROJECT». Также в кластере присутствуют креативные студии «The Verge of Design» и «STEM», специализирующиеся на создании и разработке новых креативных решений. Если рассматривать креативные студии более узко, то можно обнаружить в данном кластере компанию «WOOWFAMILY», «которая занимается ритейлом одежды современных дизайнеров и образованием в индустрии моды, известная, прежде всего, своими успешными проектами: магазины одежды Russian Room и WANT Store» [40]. В кластере присутствуют резиденты, относящиеся к индустрии красоты и ухода за телом, прической и т.д.. Кластер располагается в бывшем здании прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова по адресу: Наб. Обводного канала, 60. Необходимо заметить, что «ЭТАЖИ» также располагаются в бывшем фабричном помещении.
В самом центре Санкт-Петербурга располагается креативный кластер «ТАЙГА», устроители которого характеризуют себя как «сообщество молодых профессионалов, объединенных идеей свободного и полезного труда.» [39]. Кластер включает в себя: шоу-румы, архитектурную студию, креативную «лабораторию» «CYLAND» и студию дизайна «FORMA Industrial Design», студию звука-записи, в кластере присутствует образовательный проект «K. Room», целью которого является «повысить уровень владения иностранным языком» [39]. Можно посетить мастер-класс по дизайну Нины Штеренберг, и арт-пространство «Tundra». «ТАЙГА», которое располагается в доме гофинтенданта Петра I П.И. Мошкова на Дворцовой набережной 20.
При анализе креативных кластеров нашего города и в ходе исследования не было выявлено проблемы, с которой может столкнуться креативный кластер «Кресты», проблема негативного отношения к месту расположения кластера. Ни один из творческих кластеров не имеет столь сложного в отношении культурной памяти пространства.
Представляется, что будущий кластер должен включать в себя два вида пространств. Первый – пространства, которые должны служить сохранению памяти места, это, прежде всего, музеи и пространственные объекты, сохраняющие исторический облик. Второй тип — это полностью модернизированные пространства, предназначенные для размещения резидентов креативного кластера.
Попробуем представить себе в общем виде структуру креативного кластера, учитывая опыт перепрофилирования бывших тюремных комплексов. Одной из составляющих может стать гостиничная зона. Это может быть гостиница с полной реорганизацией пространства, скрывающая травматическую память места, гостиница в тюремном стиле, хостел для школьников и студентов. Так же при грамотной арендной политике, возможно создание общежития для резидентов и работников креативного кластера. Гостиничная зона может размещаться непосредственно в самих крестообразных зданиях. Для гостиничной зоны класса люкс возможно использование одного из этажей для корпусов надзирателей. Планировка данных корпусов предполагала проживание не только самих работников тюрьмы, но и их семей, следовательно, помещения там более просторные.
Другой компонент кластера будет выполнять музейную функцию. Идея музея не является новой, музей «Крестов» существует уже с начала 2000-х годов, но на данный момент закрыт. Однако, в освободившихся «Крестах» возможно размещение нескольких музеев. Мечтой автора настоящей работы является создание музея рядовой застройки Петербурга, благодаря которой возникли сплошные фасады петербургских проспектов и улиц, возведены кварталы жилых зданий. Представляется важным обратить внимании на архитекторов второго и третьего ряда, о которых не упоминают учебники, но без них петербургские панорамы были бы вряд ли возможны. В аннотации к упомянутой выставке отмечено: «Целостный архитектурный ландшафт города формировался на протяжении трех столетий, благодаря жесткой градостроительной дисциплине. <…> Особое внимание градостроителей на протяжении нескольких веков уделялось силуэту Петербурга, тщательно продумывались высотные нормы, соотношение рядовой застройки и доминантных сооружений города» [33]. Повод к теме дает творчество А.И. Томишко, который помимо строительства тюрьмы «Кресты» и уездных тюрем по всей империи занимался строительством богаделен и училищ в Санкт-Петербурге, например, Волоковская богадельня (1880-1881), Училище фельдшериц и лекарских помощниц (1884-1885) и Александро-Мариинское училище для слепых (1890). Музейный комплекс может частично расположиться в одном из флигелей крестов, демонстрируя быт заключенных,которые находились в тюрьме на разных этапах функционирования комплекса. Так же музеи могут размещаться в административном здании тюремной больницы или в здании кухни и пекарни.
Функционирование музейного комплекса предполагает наличие выставочных и экспозиционных залов, помещений для фондов музея, для работы сотрудников, входной зоны с кассами, туалетами, местами продажи книг и сувенирной продукции. Экспозиционные и выставочные залы могут расположиться рядом, а могут находиться в разных зонах комплекса, тогда экскурсия получит пространственное развитие. К тому же соединение исторического пространственного артефакта и современного модернизированного пространства придаст будущему креативному кластеру особую интригу.
Следующая часть – это помещения, предназначение для сдачи в аренду резидентам креативного кластера под студии, магазины, мастерские, творческие или исследовательские центры, офисы компаний и т.д. Данная зона может разместиться в корпусах надзирателей, которые выходят окнами на Неву.
Зона под кафе и рестораны будет централизованной, т.к. подобные заведения будут располагаться в небольших, отдельно стоящих зданиях, например, в здании бани, примыкающей к одному из крестов.
Поскольку на территории «Крестов» находится несколько корпусов, не являющихся объектами охраны, здесь целесообразно предусмотреть размещение арт-галереи или арт-пространства. Функционирование данного пространства позволит организовывать на базе комплекса временные выставки по аналогии с Санкт-Петербургским музеем современного искусства «Эрарта». В этих же корпусах может расположиться конференц-зона с системой трансформируемых залов.
При условии снесения очистных сооружений и зоны для прогулки заключенных в крестах может появиться собственная парковка для резидентов и посетителей. Снесение очистных сооружений небольшой части красно-каменного забора позволит создать зеленый сквер с видом на Неву. Забор, который сейчас видит каждый, первоначально был чугунной оградой в стиле «модерн». В случае реконструкции ограды, кресты будут более приближены к раннему облику, а зеленая зона превратит это место в более привлекательное для посетителей. В целомуличная зона может быть организованна как проект «Новая Голландия» с дополнительными небольшими зданиями с кофейнями, закусочными, садиками и небольшими магазинчиками.
Креативный кластер - это, прежде всего,молодые креативные люди, которые способны наполнить пространство творческой атмосферой. Для привлечения подобных людей необходимо выстроить в кластере грамотную арендную политику. Доход, который будут приносить коммерческие пространства (гостиницы, магазины, бутики и прочие) должен компенсировать низкую арендную плату для представителей творческих индустрий. По приблизительным подсчетам экспертов, доля коммерческих площадок к креативной составляющей должна составить один к трем, с перевесом в пользу креативных пространств.
Местоположение комплекса должно стать составляющей его коммерческой состоятельности. Тюрьма находится на границе исторического центра Санкт-Петербурга и современной застройки. Также «Кресты» выходят прямо на основную водную магистраль города, реку Неву. Так же кластер может стать коммерчески привлекательным в связи с его непосредственной близостью к станции метро «Площадь Ленина» (650 м, 8 мин пешком). Привлекательным для резидентов из других городов России может стать возможность проживания в гостинице или хостеле креативного кластера.
Санкт-Петербург уже имеет опыт создания креативных кластеров в бывших индустриальных зданиях и, исходя из сегодняшнего вектора развития Санкт-Петербурга, можно предположить, что именно появление креативного кластера является наиболее предпочтительным на данный момент. Город сегодня - это крайне сложная система межличностных и межкультурных взаимоотношений. У каждого члена данной системы есть свои потребности, стремления и желания. Несмотря на то, что город разрастается достаточно быстро, места для проведения досуга и развития творческого потенциал по-прежнему востребованы. Помимо этого, креативный кластер в «Крестах» должен отвечать функциям сохранения памяти места и функцию реабилитация места, т.к. прошлое кластера связано с травматическими событиями.
3.2. Основные направления образовательной деятельности, направленные на сохранение памяти места
Задача настоящего параграфа - сформировать предложения по структуре образовательной деятельности креативного кластера «Кресты», которая стратегически может быть представлена двумя направлениями – нацеленной на сохранение «памяти места» и не связанная с памятью места, но с возможностями креативного кластера. Настоящий параграф посвящен первому направлению.
Образовательная деятельность – это «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества» [48]. В структуре педагогической деятельности принято выделять несколько компонентов. Исходный/начальный компонент педагогической деятельности заключается в том, что педагог должен понимать основные тенденции общественного развития и требования, которые на данный момент предъявляются к человеку. В обыденном понимании, педагог должен знать, какого человека он должен воспитать для общества. Второй компонент педагогической деятельности – информационный, т.е. передача в обобщенном и адаптированных виде научных, производственных и художественных знаний, накопленных человечеством. Третий компонент – это педагогические навыки, мастерство, интуиция и талант педагога. И четвертый компонент - это нравственная, этическая и эстетическая культура личности, осуществляющей педагогическую деятельность [43]. Иную структуру педагогической деятельности предлагает профессор Н.В. Кузьмина. В качестве компонентов педагогической деятельности она рассматривает: гностический, проектировочно-целевой, конструктивный, организационный и коммуникативный [55]. Гностический компонент - это знания педагога по предмету и способах педагогической коммуникации. Проектировочный компонент включает в себя представление педагога о целях и задачах обучения и о способах их достижения. Конструктивный компонент – это особенности конструирования педагогической деятельности, основывающиеся на ближайших целях обучения, например, цель урока или цикла учебных занятий. Коммуникативный компонент - это специфика и особенности коммуникации педагога с учащимся. Организационный компонент представляет собой систему умений педагога организовывать педагогический процесс. Наиболее подходящей для предполагаемой деятельности в рамках креативного кластера представляется классификация, предложенная В.П. Симоновым и Л.Ф. Спириным. Согласно их классификации « в каждой педагогической системе всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения "субъект - субъекто-объект", содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы, результат деятельности» [50]. Несмотря на то, что все эти компоненты находятся во взаимосвязи и во взаимодействии, на данном этапе проектирования педагогической деятельности в крестах необходимо разобрать такие компоненты как «субъекто-объект деятельности», организационные формы и содержание деятельности. Проще говоря, в данном исследовании необходимо определить, кто является субьектом педагогической деятельности (школьники, студенты, взрослы или все вместе), в какой форме будет организованна педагогическая деятельностии высказать предположения о том, каково будет содержание этой деятельности.
Согласно законодательству Российской Федерации, образовательная деятельность может осуществляться государственными и негосударственными образовательными организациями, в первую очередь, образовательными учреждениями. «Это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников» [58]. Образовательные учреждения могут быть: государственными, муниципальными и частными. Законом об образовании образовательные учреждения разделены по нескольким типам: «дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс» [58]. В качестве резидентов будущего креативного кластера могут выступать учреждения дополнительного образования взрослых и детей и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Представляется, что, главным образом, могут реализовываться дополнительные образовательные программы [44].
Важными видами образовательной деятельности для сохранения «памяти места» станут такие виды как: познавательная, практическая, учебная, просветительская и воспитательная. Познавательная деятельность - «это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь» [62]. Практическая деятельность «направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с поставленными человеком целями» [42]. Учебная деятельность – «это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения» [9]. Просветительская деятельность – это «прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества» [22]. Воспитательная деятельность – это «вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека» [74].
Образовательная деятельность, которая возможна на базе креативного кластера делится, как уже было указанно в прошлой главе, на два основных направления. Первое нацелено на популяризацию истории комплекса и на сохранение «памяти места», связанной, в том числе, и с трудными вопросами истории, с феноменом тюрьмы и тюремной субкультуры. Второе направление — это деятельность, нацеленная на современные технологии и креативные практики, которые впрямую не связаны с историческим прошлым места.
Наличие таких площадок как музейный комплекс и конференц-зона дает нам большую свободу в отношении форм образовательной деятельности. Формы образовательной деятельности подразумевают под собой определенное строение учебных занятий и организацию учебной деятельности педагога и учащегося. Существует огромное разнообразие форм образовательной деятельности: урок, лекция, семинар, лабораторный практикум, учебная экскурсия, групповая или индивидуальная консультация и множество других форм.
Попробуем представить возможное содержание образовательных программ, совокупность тем, которые могут быть раскрыты в экскурсиях и лекциях, конференциях и научно-популярных медиа-программах. Важно отметить, что предварительный анализ этих тем стоит вести параллельно с реставрационными работами и созданием кластера. Этот материал поможет и на этапе создания музейной составляющей комплекса, и в рекламной кампании по привлечению будущих резидентов креативного кластера, и при позиционировании креативного пространства в художественном и интеллектуальном пространстве Санкт-Петербурга.
Тема архитектурной истории комплекса является наиболее очевидной и, во-многом, уже разработанной, поскольку проекты перепрофилирования включали подготовку исторической справки, которая хранится в КГИОП. Подробно данная тема была уже рассмотрена во второй главе данной работы.
Более широкая тема архитектуры Петербурга конца XIX – начала ХХ векатакже может быть раскрыта на материалах архитектурного ансамбля тюрьмы. Исторический центр Санкт-Петербурга является объектом охраны ЮНЕСКО в качестве «выдающегося примера конструкции, архитектурного или технологического ансамбля, или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории» [77]. Город гордится своими монументальными сооружениями, архитектурными ансамблями и завораживающей панорамой. Над величественными зданиями работали такие мастера как К.И Росси, Б.Ф. А.Н. Растрелли, А.Н. Бенуа, О. Монферан, А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, Д. Трезини Самыми яркими и запоминающимся сооружениями в любом городе Европы становятся, как правило, дворцы и организации» [56]. Комплекс «Кресты», возведенный на берегу Невы, является частью общей панорамы Петербурга.
Мечтой автора настоящей работы является создание музея рядовой застройки Петербурга, благодаря которой возникли сплошные фасады петербургских проспектов и улиц, возведены кварталы жилых зданий. Представляется важным обратить внимание на архитекторов второго и третьего ряда, о которых не упоминают учебники, но без них петербургские панорамы были бы вряд ли возможны. В аннотации к упомянутой выставке отмечено: «Целостный архитектурный ландшафт города формировался на протяжении трех столетий, благодаря жесткой градостроительной дисциплине. <…> Особое внимание градостроителей на протяжении нескольких веков уделялось силуэту Петербурга, тщательно продумывались высотные нормы, соотношение рядовой застройки и доминантных сооружений города» [33]. Повод к теме дает творчество А.И. Томишко, который помимо строительства тюрьмы «Кресты» и уездных тюрем по всей империи занимался строительством богаделен и училищ Санкт-Петербурге, например, Волоковская богадельня (1880-1881), Училище фельдшериц и лекарских помощниц (1884-1885) и Александро-Мариинском училище для слепых (1890).
Тема истории пенитенциарной системы и шире феномена наказанияв культуре актуальная на месте бывшего тюремного комплекса. Важно показать, что наказания (в т.ч. общественные наказания) составляют такую же неотъемлемую часть культуры, как и система образования, поведения и другие более респектабельные темы. Сегодня тема наказаний представлена многочисленными выставками-шоу, посвященными средневековым орудиям пыток, эксплуатирующим интерес публики к страшному и скандальному. Было бы целесообразно придать теме наказания культурологический ракурс, оттолкнувшись от идей Мишеля Фуко в его работе «Надзирать и наказывать».
Память места подсказывает еще одну важную в культурологическом отношении тему – историю повседневности и антропологию экстремального опыта. Посетители музеев-тюрем, в т.ч. Петропавловской крепости или лондонского Тауэра интересуются не только героическими личностями, но и аскетизмом тюремного быта, который составляет выразительный контраст современному комфорту, также всегда интерес вызывают многочисленные ухищрения, к которым прибегали заключенные, чтобы скрасить унылость существования. Т.е. тему тюремной повседневности обойти невозможно.
Как отмечают Лысак и… «Хотим мы того или нет, тюремная субкультура является частью современной культуры и оказывает на нее определенное влияние» [25]. Вряд ли стоит просвещать школьников относительно особенностей субкультуры, но разъяснять, что многие жаргонные выражения в языке, позы и поведенческие паттерны пришли оттуда – стоит.
В последнее время особую актуальность приобрела тема, которую можно обозначить так: тюрьма и художественное творчество.Тюрьма как художественный образ нередко привлекала поэтов и художников. Напомню серию гравюр «Тюрьмы» Дж. Пиранези, «Прогулку заключенных» Ван Гога и послужившую образцом гравюру «Острог» Г. Доре, знаменитое стихотворение «Узник» А.С. Пушкина или поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Фильм «Джентельмены удачи» (1971 сценарий Г. Данелия, режиссер А. Серый) любим российскими зрителями, лидер проката в 1994 -1995 «Побег из Шоушенка» (1994, реж. Фрэнком Дарабонт) был номинирован на Оскара. Образ тюрьмы использует скандально известная акционистская група Pussy Riot. Список произведений, в которых тюрьма является образом, метафорой, символом можно продолжать, очевидно, что это тема - достойная исследования и репрезентации.
Другой поворот темы тюрьмы и художественного творчества связан с творчеством заключенных, в первой главе уже упоминалось, что существуют целые музеи «тюремного творчества» и не только у нас в стране, например, в тюрьме Фридтмант в Австралии. В мировой практике существует даже целый конкурс тюремных работ, на суд жюри присылают работы со всех уголков земли.
Занятия творчеством рассматриваются сегодня как один из механизмов социальной реабилитации и используются в пенитенциарной системе. Так, молодая мексиканская художница Наоми Ринкон-Гальярдоя, при поддержке университета города Мехико, реализовала программу «Понедельники», она заключалась в преподавании живописи в 2 тюрьмах Мексики. И вот какие выводы она сделала после завершения курса «Первое: я думаю, что думаю, что искусство может служить связующим звеном между двумя совершенно разными сторонами. Второе: это то, что, как ни старайся разрушить авторитарные отношения заключенный — охранник, они все равно присутствуют. Как ни старайся, ты не можешь вобрать в себя этих людей, познать и охватить. Они ускользают, остаются загадкой. Все, что я только что рассказала тебе, — только моя попытка что-то понять, а не установленная правда. Что-то из этого опыта мне никогда не откроется. Еще я поняла, что преступность — не обособленная проблема, а продукт общества. Мы полностью изгоняем людей, которые совершили преступление. Система избавляется от продуктов деятельности своего организма. Это маргинальные элементы нашего общества, это неприятно, запрещено, вне закона, уродливо, дерьмо, но если не смотреть на это, избегать, то становишься заодно с системой. И даже если мы не можем позитивно все изменить, все равно — отворачиваться от этого нельзя» [47].
Рассмотрим возможные формы образовательной деятельности, в которых могут раскрываться перечисленные выше темы.
Конечно, следует развивать традиционные формы лекций и экскурсий. Историко-архитектурные темы, а также сюжеты, связанные с историей наказаний, могут быть предложены школьникам, изучающим историю