Основные этапы истории тюремного комплекса «Кресты»
Задача настоящего параграфа – выявить и охарактеризовать основные этапы истории тюремного комплекса «Кресты» в контексте социокультурных трансформаций.
Санкт-Петербургская исправительная тюрьма одиночного содержания, расположенная на Арсенальной набережной, дом 7, возникла в результате изменения представлений о наказании во всем цивилизованном мире. Поскольку «Кресты» являются первым пенитенциарным учреждениемнового типа, построенным в России, первый этап, который нам необходимо рассмотреть,это предпосылки.
Как уже описывалось ранее, в 1760-1840 годах в Европе происходит переход от наказания телесного (казни и нанесение увечий) к наказанию духовному (заключение с целью исправления). Россия разделяла гуманистические настроения Европы, но, однако смертная казнь как способ наказания существовала вплоть до 1997 года, когда Россия подписала Протокол № 6 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время)» [46].
Важно отметить, что в ходе гуманистической трансформации общества тюрьма выступает как институт нравственного преобразования индивида, человек, попавший в заключение, подлежал нравственному очищению, для этого в тюрьмах четко прописывалось и выделялось время на молитву, а камеры, по некоторым источникам,назвались кельями.
Для исправительных учреждений как мест заключения нового типа важен период реформ 1860-х годов, в особенности отмена крепостного права 1861 года. Одним из результатов реформы стало то, что страна начала наполняться свободными людьми, наказания над которыми больше не возложено на барина, следовательно, теперь вся система наказания лежала на плечах государства. В 1864 году была проведена судебная реформа, в результате которой введена «передовая европейская система правосудия с независимыми адвокатами и присяжными заседателями» [13]. Для осуществления данной реформы требовалось строительство множества новых тюремных зданий и создание «единой общегосударственной пенитенциарной системы» [13]. В 60-е годы «в составе Министерства внутренних дел России была образована особая комиссия по тюремному преобразованию, по итогам деятельности которой были сформированы предложения о необходимых изменениях в тюремной системе, в том числе о реформировании исправительных учреждений, введении одиночного заключения, об использовании арестантского труда, о воспитании арестантов» [59]. Это привело к строительству множества исправительных учреждений по всей стране.
В 1872 году начался процесс переустройства исправительных учреждений. Эти учреждения разделились на 4 категории: учреждения предварительного содержания, краткосрочного (тюрьма), среднесрочного (исправительный дом) и долгосрочного содержания (карательные учреждения). Подобное разделение существовало и во Франции, где были исправительные тюрьмы, в которых находились арестанты сроком до 1 года, центральные исправительные дома, в которых находились осужденные сроком от 1 года и арестанты, приговоренные к каторжным работам. Данное разделение легло в основу пенитенциарной политики Российской империи, когда срок заключения прямо пропорционален тяжести преступления. «Всего важнее, — пишет П. А. Кашкаров, — тюремные преобразования должны опираться на строгую классификацию заключенных по степени вреда, наносимого обществу, или нравственной неспособности самостоятельно управлять собою» [18].
В поле исследовательского интереса данной работы более всего попадает организация краткосрочного заключения, для чего и создавался комплекс «Кресты». В Российской Империи, как и в большинстве европейских стран, краткосрочным заключением считалось заключение до одного года. Однако в Германии краткосрочным считалось пребывание в тюрьме до 5 лет. Можно утверждать, что именно краткосрочники были самой многочисленной группой арестантов и в Европе, и в Российской империи. При этом в середине 1870-х годов Российская империя еще не располагала возможностями для разделения осужденных с разными сроками заключения. Также не было возможности для отдельного размещения таких категорий как политические заключенные, инвалиды, женщины.
В 1879 году был принят закон «Об основных положениях тюремной системы» и создано Главное тюремное управление, деятельность которогоначалась с того, «что различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и другие экзотические “зоны” в России ликвидировали» [13]. На их место стали приходить тюрьмы с разделением по сроку осуждения.
Вследствие необходимости строительства новых тюрем в 1883 году архитектору Антонию Иосиповичу Томишко было поручено разработать проект краткосрочной тюрьмы одиночного содержания. И теперь мы подходим к рассмотрению второго этапа истории «Крестов», строительству нового тюремного комплекса в соответствии с новейшими на тот момент представлениями о гуманизме в отношении заключенных, о формах и методах исправления.
Строительство тюремного комплекса «Кресты» проходило в два этапа. Весной 1884 года архитектор Антоний Осипович Томишко разработал общий план будущего комплекса и подготовил проект первой очереди. Летом 1886 строительство объектов первой очереди было завершено. Второй этап строительства продолжался с 1887 по 1889, но в связи с ростом штата возникает необходимость возведения жилого флигеля для квартир старших надзирателей. В 1891 году было построено жилое трехэтажное здание, обращенное на Симбирскую улицу.
Сооружения, возведенные в комплексы можно разделить на несколько типов. Здания для заключенных: два пятиэтажных флигеля с 950 расположенными в них камерами. Все камеры первого этажа были предназначены для размещения карцеров и обслуги из числа арестантов, которые в обязательном порядке размещались в одиночной камере. Так же были возведены административные здания, хозяйственные постройки несколько корпусов для размещения персонала тюрьмы и церковь. Храм святого благоверного князя Александра Невского был увенчан пятью куполами из гофрированного железа, окрашенного в белый цвет. На купола были установлены шестиконечными позолоченными кресты на державах. Система сводов поддерживалась колоннами из карельского гранита, которые были установлены в центральном нефе храма. Стены были расписаны декоратором Императорской Академии Художеств С.И. Садиковым. Иконостас был изготовлен по рисункам самого Томишко, к сожалению, он не сохранился. Внешний декор церкви выполнен из красного кирпича, как и весь комплекс в целом, в т.н. «русском стиле». Помимо зданий была возведена ограда из кованного металла идущая параллельно Неве и соединяющая жилые флигели с входным зданием. К сожалению, ограда не сохранилась.
«Кресты» были спроектированы как автономное сооружение, что подтверждается собственной системой водоснабжения, отопления, электрического освещения и вентиляции. Чтобы понять, как проходила жизнь в данной тюрьме, необходимо познакомиться с тем, как она выглядела изнутри и с ее распорядком дня.
С 1891 года начинается новый этап истории комплекса этап полноценного функционирования комплекса. В 1891 году строительство полностью завершилось,и теперь тюрьма до 1917 года будет главной гордостью российской пенитенциарной системы. Почти 30 лет комплекс был образцово показательным исправительным заведением. Это был этап – полноценного функционирования наиболее передового на тот момент тюремного комплекса.
Одиночная камера имела площадь 8 квадратных метров с высотой потолков 3,5 метра. В камере был сводчатый потолок и асфальтный пол. В камере было окно, которое в верхней своей части имело овальную форму. Рамы окон были двухстворчатые, рассчитанные на летний и зимний период. Открывались окна внутрь камеры, а наружная сторона окна закрывалась металлической решёткой. Таким образом, заключенный всегда имел доступ к дневному свету и свежему воздуху.
Дверь в камере была весьма массивная из твердых пород дерева. Посередине этой двери «было вмонтирована металлическая рама, закрытая деревянной форточкой на шарнирах, что позволяло дежурному надзирателю открывать ее со стороны галереи. Это сооружение называется в арестантском жаргоне “кормушкой”. Через нее подавались в камеру еда, письма, судебно-следственные бумаги» [41,445]. Над «кормушкой» врезан «глазок», через него надзиратель мог наблюдать за арестантом в камере. Над глазком располагалась овальная медная бляха с номером камеры.
Что касается бытового обустройства самой камеры, тут правила были строгими,и их нарушения строго карались. «В самой камере с левой стороны от окнана стене располагалась небольшая икона, а под ней – простое деревянное сооружение с двумя полками. На верхней полке лежали Библия и бланк свидетельства с указанием имени и звания арестанта, его регистрационного номера, совершенного преступления. Туда же записывались суммы денег, заработанных арестантом в период заключения и его расходы. На нижнюю полку ставилась медная миска. Поверх миски – медная тарелка. В свою очередь на тарелку водружались медный чайник, солонка и ложка» [41,445].
С правой стороны от окна на стене крепились три спицы, на левую было положено вешать арестантский бушлат, на средние – штаны, а на правую арестантскую шапку. Одежду арестанты так же развешивали в соответствии с установленным порядком.
В камере была железная кровать, находившаяся с правой стороны от входа. «На ней, лежал матрац из парусиновой ткани, набитый соломой, полотняная простынь и одеяло из солдатского сукна» [41,446].
Внутри камеры, справа от двери, располагалась сигнальная кнопка, с помощью которой арестант мог вызвать дежурного надзирателя. Издавался громкий щелчок, и из гнезда выбрасывался сигнальный флажок. Надзиратель был обязан подойти к камере и через «кормушку» выяснить причину вызова.
В правом углу от двери располагалась полка, куда ставился медный кувшин, предназначенный для забора и хранения воды. Рядом с ней, находился стульчак с парашкой. Стульчак изготовлялся из досок с верхней крышкой. Ею закрывалось верхнее отверстие («очко») стульчака. На его нижней полке устанавливалось керамическое ведро с герметически закрывающейся крышкой. Архитектор спроектировал ведро с отростком в виде трубы. Она выводилась за решётку Вентиляционного канала, заложенного в стене кельи. Это позволяло выводить за пределы кельи вредные газы, скоплявшиеся в ведре» [41,445].
На потолке висела лампочка. Электроэнергия подавалась централизовано. Свет в камерах горел всю ночь, что позволяло наблюдать за ночной жизнью арестантов. Все вещи и деньги арестанта изымались и хранились под замком в цейхгаузах.
Вновь прибывших в тюрьму арестантов отводили в ванную комнату. Там заключенный мылся, после чего он взвешивался и получал казенное платье. Если арестант являлся политическим преступником, ему предлагали надеть свой собственный костюм. Если такой преступник не имел подходящего комплекта такой одежды, то ему также выдавался арестантский наряд.
Любое пенитенциарное учрежденье подразумевает строгое следование дисциплине и распорядку дня. Подъем в «Крестах» был в 5 часов 30 минут утра, когда дежурный надзиратель включал электрический звонок. После подъёма арестант должен был очистить содержимое своей «парашки». В сопровождении надзирателя арестант, не мешкая, выносил «парашку» в специальную ретирадную комнату. Эти комнаты были оборудованы воронками, к которым были присоединены водопроводные трубы. Над каждой воронкой находился водопроводный кран. Арестант выливал содержимое в воронку, а затем мыл сосуд под водой, бегущей из крана. После процедуры арестант шел обратно в сопровождении надзирателя.
Вернувшись в камеру, арестант поднимал узкую железную кровать вместе с постелью и пристегивал ее к стене кельи. Таким образом, заключенный лишался возможности прилечь на кровать до самого отбоя. Убрав кровать, заключенный наливал из кувшина воду в медный таз и умывался.
После умывания раздавался звонок, и надзиратели открывали форточки в дверях камеры. Делалось это для того, чтобы арестанты могли слышать утреннюю молитву, которую произносили все арестанты по очереди. Их выводили в галерею башенного круга (в центр креста), где они во всю мощь читали утреннюю молитву.
После молитвы осужденные, выполняющие роль обслуги, под контролем надзирателя, разносили кипяток. В форточку в каждой двери просовывали нос большого чайника, и арестант поставлял свой личный чайничек для заварки чая. Вместе с кипятком заключенному выдавался и хлеб.
В 7 часов раздавался звонок, который означал начало работы. Все «Кресты» превращались фабрику. В «Крестах» арестанты были заняты на множестве работ, такими как: швейные, сапожные, столярные, производство венской мебели, токарные, плетение матов и лаптей, щипание пеньки, переплетенье и другие.
Рабочий ритм прерывали прогулки заключенных. Арестантов выводили из камер на участок земли между двумя флигелями, который имел форму круга и диаметр 30 метров. Заключенные двигались по каменной дорожке, которая шла по периметру площадки. Расстояние между арестантами составляло 5 шагов. Каждый пятый арестант был одет в свою одежду, т.е. был политзаключенным. Разговоры между заключенными запрещались. На прогулку отводилось 30 минут, после чего возвращались в свои камеры.
После окончания прогулки арестанты возвращались к выполнению 12-часовой обязательной для всех заключенных «Крестов» рабочей нормы.
В 12 часов звенел звонок, который означал время обеда. На это время работы приостанавливались. В дверях открывалась «кормушка» и арестант выставлял миску для получения своего обеда. В миску насыпалась небольшая порция нарезанного мяса, а затем в эту же миску наливался борщ или картофельный суп. На второе арестантам выдавалась каша. В 13 часов заканчивался обеденный перерыв и работы возобновлялись.
В 16 часов в «Крестах» вновь включался электрический звонок, чтобы напомнить арестантам, что нужно прекратить работу на время вечернего чая. Повторялась утренняя процедура по раздачи кипятка. В 17 часов вновь включался звонок, и работы возобновлялись.
Рабочий день арестанта заканчивался в 20 часов, и опять же звонок оповещал о прекращении работ. В это время каждый заключенный производил уборку в своей камере, собирал мусор и выбрасывал через форточку в мешок, который проносил по всем камерам арестант из обслуги. После уборки начинался ужин, арестанту приносили кашу или наливали черпак кваса с редькой и фунтовый кусочек хлеба.
В 21 час начиналась вечерняя молитва. Каждый заключенный был обязан повторять слова молитвы, стоя перед иконой. В слух для всех молитву, также как утром, читали двое заключенных. После молитвы надзиратели проходили по камерам и открывали замки кроватей. На этом день заключенного заканчивался.
Такой распорядок дня сохранялся в «Крестах» вплоть до 1917 года. В этот период в тюрьме побывали такие политические деятели как А.Ф.Керенский, П.Н. Милюков, Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский, В.А. Антонов-Овсеенко, Л.Б.Каменев.
Следующий исторический этап комплекса приходится на 1917 – начало 1920-е., это период резкой смены состава заключенных и коррекции цели заключения. Новые заключенные, тоже предполагалось, должны былиисправиться во время пребывания в тюрьме, нравственное перерождение связывалось с привитием навыка физического труда у прежде «нетрудовых» классов. В период событий 1917 года арестованные министры царского правительства, сановники, полицейские чины и жандармы прямо из Таврического дворца были отправлены в «Кресты». В 1917-1918 году здесь побывали министр юстиции И. Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А. Н. Хвостов, военный министр М. А. Беляев, жандармские генералы А. И. Спиридович, В. К. Семигановский, директор Департамента полиции Е. К. Климович. бывший военный министр В. А. Сухомлинов, командующий 5-й армией В. Г. Болдырев, помощник командующего Петроградским военным округом П. М. Рутенберг и многие другие. Естественно и режим, и условия содержания в «Крестах» поменялись. Плотность размещения и принцип одиночного содержания были нарушены.
С 1920 по 1923 год тюрьма являлась лагерем принудительных работ особого назначения. В 1923 году «Кресты» получают статус Петроградской окружной изоляционной тюрьмы.
Начиная с 1930х годов наступает следующий этап в истории «Крестов», связанный с периодом т.н. сталинских репрессий. Тюрьма наполняетсяобвинёнными по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР «Контрреволюционные преступления» [60]. это были самые длинные сроки заключения, т.е. тюрьма переориентируется. Это период нарушения тех санитарно-гигиенических норм, которые были заложены в первоначальную идею исправительной тюрьмы – не карать тело, а исправлять нрав и душу. В камере одиночного содержания площадью 8 квадратных метров содержалось 10, 15, а порой и по 17 человек. Подобное размещение заключенных было просто гигиенической катастрофой. В период «большого террора» в «Крестах» содержались такие деятели науки и искусства как историк Лев Гумилев, поэт Николай Заболоцкий, востоковед Теодор Шумовский, будущий маршал Константин Рокоссовский и многие другие. «В этот период в тюрьму был включена тюрьма специального назначения для содержания и организации труда осужденных – специалистов военного профиля, объединенных в головное предприятие - ОКБ-172» [38]. Называли эту часть тюрьмы «шарашками», работали в подразделении талантливые отечественные конструкторы, математики, инженеры, физики и т.д. В этом подразделении заключенными были разработаны некоторые виды вооружения, к примеру, САУ СУ-152 и ИСУ-152 (ОКБ-172) которые использовались красной армией во время Великой Отечественной войны.
В период блокадной истории «Крестов» тюрьма была погружена во мрак, голод и холод. В тюрьме была организованна группа сотрудников, состоящая из стариков и женщин, которые организовали охрану тюрьмы, находясь на казарменном положении. Около Входного флигеля, выходящего на набережную, был возведен дзот. «Оборонительное сооружение из дерева, земли, камня и т.п. для размещения различных огневых средств и ведения огня, использовавшееся во Второй мировой войне» [11]. Во время блокады тюрьма постоянно подвергалась обстрелу, в следствии этого были повреждены некоторые тюремные сооружения. Множество заключенных во время блокады умерли в стенах тюрьмы от истощения. В тюремной психиатрической больнице в феврале 1942 года умер советский писатель и поэт Даниил Хармс.
В послевоенный период встала острая необходимость замены всех инженерных сооружений, капремонт помещений и коммуникаций. Чтобы была возможность реализовать это с финансовой точки зрения, в 1958 году было принято решение о создании на территории тюрьмы картонажной фабрики. В 1958-1959 годах был создан заготовительный цех и установлено в нем оборудование, которое позволило сформировать штат учебно-производственных мастерских и довести рабочую занятость заключенных до максимума.
С 1964 года и по сей день «Кресты» являются следственным изолятором №1, в котором обвиненные в преступлениях находятся до вынесения им приговора. Необходимо заметить, что при изначально запланированной норме содержания один человек на 8 квадратных метров в 90е годы в камере могло содержаться до 20 человек. К 2000-м годам ситуация начала немного налаживаться, однако и по сей день условия содержания оставляют желать лучшего.
В начале нового тысячелетия вокруг «Крестов» началось информационное движение. В 2006 году была опубликована статья в ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ, в которой заявляется следующее: «Управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области намерено выставить на конкурс комплекс исторических зданий на Арсенальной набережной, где расположен следственный изолятор N1 - знаменитые “Кресты”, сообщил в пятницу на брифинге начальник УФСИН Валерий Заборовский. “После того, как будет построен новый изолятор, и мы переведем в него всех наших заключенных, “Кресты” будут выставлены на тендер”, - сказал он. “В настоящее время подыскивается площадка, где будет построен новый следственный изолятор. Это место должно быть определено до 1 ноября”, - добавил В.Заборовский» [84].
Проанализировав большую часть статей по данной тематике, можно прийти к выводу, что город планирует создать на территории «Крестов» креативный кластер. «При разработке концепции креативного кластера город ориентировался на мировой опыт в данном направлении. На основании проведенного исследования именно “Кресты” представляются наиболее подходящей площадкой по техническим условиям и местоположению для экономической эффективности проекта» [15].
Рассмотрев все этапы истории тюремного комплекса «Кресты»,можно прийти к выводу, что тюрьма послужила неким отображением социальной, политической и культурной обстановки в нашей стране, это часть культурного наследия Санкт-Петербурга и России в целом. В своем сегодняшнем состоянии планы о перепрофилировании комплекса отображают общемировую тенденцию строительства новых тюрем и создания на базе старых пространств нового, современного типа.