Понятие о литературном языке.

Литературный язык – общенародн ый язык письменности, язык официа льных и деловых документов, школь ного обучения,письменного общене ия, науки публицистики,художестве нной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесн ой форме(письменной и иногда устн ой),воспринимаемая носителями дан ного языка как образцовая. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.К основным признакам литературного языка относятся:1) наличиеписьменности;2) нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка.3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языков; 4)стилистич еское многообразие,т.е. многообраз ие функциональных стилей литера турного языка;5) относительная устойчивость;6) распространенность;7) общеупотребительность;8) общеобязательность;9) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

Охрана лите-ого языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Лит-ный язык объединяет народ в языковом плане. Каждый из языков, если он достаточно развит, имеет 2основные функциональные разновидности: лит-ный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью каждый человек овладевает с раннего детства. Освоение лит-ного языка происходит на всем протяжении развития человека, вплоть до старости. Лите-ный язык должен быть общепонятным, т. е. доступным к восприятию всеми членами общества. Лит-ный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические и акцентологические нормы языка. Исходя из этого, важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

7 Определение понятия культура речиКультура речи - часть общей культуры человека. По тому,как человек говорит или пишет,можно судить об уровне его духовного разв ития,его внутренней культуры. Влад ение человеком культурой речи явл-ся не только показателем высокого уровня интеллект-ного и духовного развития,но и своеобразным показа телем профессиональной пригоднос ти для людей самых различных профессий:дипломатов, юристов, политиков,преподавателей школ и вузов. Культурой речи важно владе ть всем,кто по роду своей деят- ти связан с людьми, организует и на правляет их работу,учит, воспитыва ет,ведет деловые переговоры, оказы вает людям различные услуги. Согла сно Б.Н. Головину,словосочетание «культура речи» применяется в 3-х основных значениях:1.Культура речи -это раздел филологической науки,изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основ е правила пользования языком как основным средством общения люде й,орудием формирования и выражен ия мыслей.Иными словами, словосо четания «культура речи» в этом знач ении -это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.2.Культура речи -это какие-то ее признаки и свойства, совокупност ь и системы которых говорят о ее ко ммуникативном совершенстве.3.Кул ьтура речи -это совокупность навык ов и знаний человека, обеспечиваю щих целесообразное и незатрудненн ое применение языка в целях общен ия,«владение нормами устного и письменного лит-ного языка (правил ами произношения,ударения,словоу потребления,грамматики,стилистики),а также умение использовать выр азительные средства языка в различ ных условиях общения в соответств ии с целями и содержанием речи».

Первое значение словосочетания «культура речи» определяет предмет изучения определенной отрасли фил ологии. Второе и третье значение оп ределяют культуру речи как совокуп ность и систему ее нормативных ко ммуникативных качеств,знание и ов ладение которыми яв-тся целью изу чения этой дисциплины студентами. В этом смысле «культура речи» тож дественно понятию «культурная речь»,«хорошая речь».Языковая нор ма - это центральное понятие культу ры речи. Ку-ра речи, предполагает соблюдение норм лит-ного языка, ко торые воспринимаются его носителя ми,говорящими или пишущими,в качестве «идеала», образца. Норма яв-тся главным регулятором речевог о поведения людей.Но это недостаточный регулятор.

8. Основные грамматические правила употребления самостоятельных частей

К слову, которое яв-тся самостоятел ьной частью речи,имеется возможно сть задать вопрос. Кто? Что делает? Какой? Куда? Откуда? В предложен ии самостоятельные части речи обяз ательно яв-тся его членами. Каждая отдельная часть речи, подпадающая под эту общую категорию, имеет гра мматические и морфологические признаки. Самостоятельные части речи: - Имя существительное. Оно всегда отвечает на вопросы: кто,что ?Эта часть речи может быть как оду шевленным предметом, так и неоду ш-ым. В предложении имя сущ-ое по большей части бывает подлежащ им или дополнением. - Имя прилага тельное. Описывает признаки сущ-х и местоимений. Какой или какая? Может быть качественным, относи тельным, притяжательным. - Глагол. Выражает действие. Что делает? Что делал? Что будет делать? В предло жении эта часть речи обычно становится сказуемым. - Наречие. Слово, которое не изменяется. Отвеч.на вопросы: как?когда?и т.д.

- Причастие и деепричастие. Иногда их называют особыми формами глагола. - Имя числительное. Говорит о кол-ве. Отвечает на вопросы: сколько,который по счету?

-Местоимение. Указывая на предмет, используется вместо имени существительного. Самостоятельны е части речи дифференцируются на две категории: знаменательные и местоименные. Известно, что знаменательные — называют предмет, действие с предметом либо характеризуют его. А местоименные лишь указывают на него.

Наши рекомендации