Тематика занятий цикла «Физика малышам»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Октябрь | Ознакомление со звуком | Какие у людей голоса? Почему они разные? | Можно ли увидеть голос? | Игры, упражнения, опыты на закрепление |
Ноябрь | Почему мы слышим? | Подарок лучшему другу (изготовление телефона) | Как усилить звук? Как «спрятать звук»? | Откуда берется эхо |
Декабрь | Свойства воздуха Как его обнаружить. | Ознакомление с тепловыми явлениями | Отличие свойств льда, воды, пара. | Почему дует ветер? |
Январь | Откуда берется снег? | Круговорот воды в природе | Игры и опыты с водой | Занятие-тест «Кто больше знает?» « Кто больше умеет» |
Февраль | Ознакомление с оптическими явлениями | Что такое тень? | Смена дня и ночи | Что такое радуга? |
Март | Ознакомление с магнитом | |||
свойства | Представление о полюсах магнита | Игры с магнитом | ||
Апрель | Ознакомление с компасом | |||
Компас …что это такое? | Определение сторон света при помощи компаса | Игры: -найди клад -угадай | Свет: прямолинейное его рспростанение | |
Май | Проведение тестов викторины умники и умницы |
Мониторинг
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности
Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | |
· Познавательное отношение устойчиво · Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач | · Самостоятельно видит проблему. · Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения , способы их решения , широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | · Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. · Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | · Действует планомерно. · Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. · В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. · Доводит дело до конца. | · Формирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи . делает выводы | |
Высокий уровень |
Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | |
· В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | · Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. · Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | · Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослыми. | · Самостоятельно готовит материал для эксперименти-рования, исходя из их качеств и свойств. · Проявляет настойчивость в достижении результатов , помня о цели работы. | · Может формировать выводы самостоятельно по наводящим вопросам. · Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. | |
Средний уровень |
Литература
· Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. « Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников».
· Рыжова Н. « Игра с водой , песком»
· Рыжова Н. « Опыты с песком и глиной»
· Тугушева Г.П., Чистякова А.В. « Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста»
· Фасий И.М. « Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования»
· Подъдьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом»
· Репьёв « Забавные химические опыты»
· Рыжова Н. «Знакомим детей с почвой» Журнал « Дошкольное воспитание» №4 1998 года
· Сикорук Л. « Физика для малышей»
· Крейг А. Росни К. «Наука энциклопедия»
· Кн. «Физика вокруг или Вовкины открытия»
· Бондаренко Г.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет» (опытническая деятельность)
· Рыжова Н. « Наш дом-природа»
· Рыжова Н. « Волшебница-вода»
· Рыжова Н. « Воздух-невидимка»
· Кн. « Как знакомит дошкольник с природой».
· Журнал « Дошкольное воспитание» №1 2000г.
· Журнал « Дошкольное воспитание» №2 2000г.
· Журнал « Дошкольное воспитание» №3 1998г.
· Журнал « Дошкольное воспитание» №4 1998г.
· Журнал « Дошкольное воспитание» №7 1998г.
· Журнал « Обруч» №3 1998 г.
· Журнал « Обруч» №7 1997 г.
Обучение детей плаванию в МКДОУ №188