Модель взаимодействия педагога и родителей
Первый этап (ознакомительный) предполагает сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей), со стороны родителей – сбор информации (знакомство с детским садом (адаптация).
Второй этап – общепрофилактический - включает в себя наглядную агитацию (стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты), со стороны родителей – встреча со специалистами, просмотр открытых мероприятий, занятий.
Третий этап – индивидуальная работа посвящен знакомству с опытом семейного воспитаниями, традициями, посвящен проведению фотовыставок, товрческих мастерских, праздников. Со стороны педагогов – выбор содержания и форм работы с сесмьей; со стороны родителей – получение консультативной индивидуальной помощи.
Четвертый этап – интегративный (организация и проведение досугов, праздников, круглых столов, турпоходов, конкурсов, выставок, деловые игры, дискуссионный клуб, совместное обсуждение проблем, участие родителей в совместных делах).
Формы работы с родителями
Формы работы | Содержание |
Маркетинговые исследования | -создание рекламных буклетов - создание банка данных - социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата семьи: § беседа с детьми; § проведение рисуночных тестов; - выявление уровня родительских требований дошкольному образованию детей. |
Изучение нормативных документов | - знакомство с уставными документами и локальными актами ДОУ. - заключение договоров с родителями, вновь пришедших детей. - конвенция о правах ребенка. |
Анкетирование и опросы | - анкета-знакомство. - «Мое отношение к наказаниям» - «Мой стиль воспитания ребенка в семье». - «Знаю ли я своего ребенка» |
Родительские собрания | - Итоги адаптации детей к ДОУ - Вечер вопросов и ответов « Скоро в школу» - «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь» - тематические групповые собрания. Результативность воспитательно-образовательной работы и готовность детей к школьному обучению. |
Тренинги для родителей | Детско-родительские отношения |
Помощь родителей ДОУ | - Субботники - Помощь в проведении мероприятий |
Наглядная педагогическая пропаганда | - информационные стенды и газеты для родителей. - Уголки для родителей. - «Советы специалистов» |
Школа для родителей | - Клуб молодой семьи. - Консультации родителей по запросам и планам педагогов. |
Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
Программа основана на современном представлении о компетентном ребенке, учитывает возрастные возможности детей и предлагает методики разностороннего целостного личностного, социального, умственного и физического развития детей.
Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в котрой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия, эмоционального комфорта и чувства безопасности, основанной на привязанности ребенка к взрослому, предполагает особые мероприятия со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение и в ежедневной работе.
Приоритетное направление
Задачи по экспериментально-исследовательской деятельности:
- формировать у детей систему представлений об окружающей среде;
-уточнять и конкретизировать знания детей о свойствах и качествах объектов;
- развивать наблюдательность;
- развивать познавательный интерес детей и субъективность познавательной активности;
- развивать мыслительный процессы и операции, умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.
«Детское экспериментирование»
Реализуя программы, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментирование.
По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающее его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Любой опыт-это активный процесс, система действий, при помощи которых ребенок получает ответ на стоящие перед ним вопросы. Таким образом, основой опыта является деятельность детей. Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность же осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый (педагог или родитель) организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
В педагогике существует еще одно определение опыта: опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Наблюдение за изучаемым объектом или явлением - неотъемлемая часть любого опыта.
Без организованного и целенаправленного наблюдения невозможно осознать то явление или процесс, который изучается опытным путем.
Значение опытов:
- способствует уточнению и конкретизации знаний детей о свойствах и качествах объектов
- способствует формированию у детей системы представлений об окружающей среде
- развивает наблюдательность
- развивает мыслительный процесс и операции. )каждый опыт раскрывает причины наблюдаемых и изучаемых явлений, подводит детей к самостоятельным суждениям, выводам, умозаключениям)
- развивает познавательный интерес детей и субъективность познавательной активности.
Таким образом, благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Большое значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений. Важно, что бы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов педагог подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. Познавательная задача должна быть и ясно сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
В ходе опыта и его проведении выделяются 4 этапа.
1. Постановка проблемы.
2. Поиск решения проблемы (выдвижение и выбор гипотез).
3. Проведение опыта.
4. Обсуждение и формулировка выводов
Соблюдение данной структуры обеспечит активную поисково-познавательную деятельность детей, что приведет к позитивному результату - поможет разрешить проблему и осознать изучаемые процессы и явления.
Неживая природа-это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей. Они способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, свойства магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т.д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.
Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский рассматривали ознакомление с неживой природой как средство сенсорного воспитания и указывали на то , что осуществляться оно должно не только в ходе наблюдений, но и на занятиях с использованием элементарных опытов.
На практике мы можем убедиться в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, что бы интерес к ней не угас.
Педагоги, конечно, испытывают трудности, связанные с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием литературы по организации данной темы; затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования.
Таким образом, созрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию (примеры наработок).