Организация двигательной активности детей 6-7 лет
Формы | Особенности организации |
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | Три раза в неделю: 2 раза по 30 минут в физкультурном зале, 1 раз на воздухе +занятия плаванием 2 раза в неделю группами не более 10-12 человек |
Утренняя гимнастика Двигательная разминка, в сочетании с воздушными процедурами после дневного сна Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе Физкультурная минутка | 10-12 минут 10-12 минут ежедневно по мере пробуждения и подъема Ежедневно, по 15-20 минут, не менее двух раз в день 3-5 минуты, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий |
Физкультурный досуг Физкультурные праздники (в том числе и на воде) День здоровья Неделя здоровья | Один-два раза в месяц, 30-35 минут Два-четыре раза в год, не более 1 часа 30 минут Один раз в квартал Не менее двух раз в год (в начале января, в конце марта) |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей |
Участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях детского сада | В течение года |
Модель организации образовательного процесса Формы образовательной деятельности. Образовательная область: физическая культура
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников |
Игры: -дидактические игры -словесные игры -игры на прогулке -подвижные игры -коммуникативные игры -инсценирование и драматизация -Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, детских книжек -Просмотр и обсуждение м/фильмов -Проектная деятельность -Беседы -Викторины -Конкурсы | -Показ -Объяснение -Наблюдение за взрослым, сверстником -Личный пример -Чтение скороговорок, чистоговорок, потешек, -Игры, считалки -Поощрение -Обсуждение, общение -Отгадывание загадок | Игры: -игры на прогулке -подвижные игры -игры с игрушками -считалки -дидактические игры -настольно-печатные игры -Рассматривание книжек, предметных картинок | -Собрания -Семинар-практикум -Консультация -Личные беседы -Рекомендации -Поручения -Посещение семей -Анкетирование семей -Оформление тематического уголка -Оформление альбомов -Развлечение, досуги -Конкурсы, викторины, весёлые старты |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Формы, способы, методы и средства физического развития
Методы физического развития:
1) Наглядный
-наглядно-зрительныеприемы (показ физическихупражнений, использованиенаглядных пособий,имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
- тактильно-мышечныеприемы (непосредственнаяпомощь воспитателя);
2) Словесный
- объяснения, пояснения,указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетныйрассказ, беседа;
- словесная инструкция;
3) Практический
- повторение упражнений без измененияи с изменениями;
- проведение упражненийв игровой форме;
- проведение упражненийв соревновательнойформе.
Средства физического развития:
- двигательная активность, занятия физкультурой;
- эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода);
- психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).
Формы физического развития:
- физкультурные занятия;
- занятия по плаванию;
- закаливающие процедуры;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- корригирующая гимнастика;
- физкультминутки;
- гимнастика пробуждения;
- ЛФК;
- физкультурные упражнения на прогулке;
- спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;
- ритмика;
- кружки, секции;
- музыкальные занятия;
- самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.
Способы физического развития:
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные
на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни
и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии представлены медико-профилактическими, физкультурно-оздоровительными технологиями, психологической безопасностью и оздоровительной направленностью воспитательно-образовательного процесса.
Медико-профилактические технологии предполагают организацию мониторинга здоровьядошкольников, организацию и контроль питания детей, физическое развитие дошкольников, закаливание, организацию профилактических мероприятий, организацию обеспечения требований СанПиНов, организацию здоровьесберегающей среды.
Физкультурно-оздоровительные технологии представлены развитим физических качеств,двигательной активности, становлением физической культурыдетей, дыхательной гимнастикой, массажем и самомассажем, профилактикой плоскостопия и формированием правильной осанки, воспитанием привычки к повседневнойфизической активности и заботео здоровье.
Психологическая безопасность направлена на комфортную организацию режимных моментов, установление оптимального двигательного режима, правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, целесообразность применения приемов и методов, использование приемов релаксации в режиме дня.
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса включает в себя учет гигиенических требований, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет индивидуальных особенностей и инетерсов детей, предоставление ребенку свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентацию на зону ближайшего развития.
Виды здоровьесберегающих технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижныеи спортивные игры, релаксация, различные гимнастики).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, биологическая обратная связь (БОС)).
3. Коррекционныетехнологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика).
Формы, способы, методы и средствасоциально-коммуникативного развития
Метод руководства сюжетно-ролевой игрой
Н.Я. Михайленко и Н.А Коротковой
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями,воспитатель должениграть вместе с ними.
2. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.
3. На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнерам.
Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой
1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности.
2. Передача игровой культуры ребенку(обучающие игры, досуговые игры, народные игры).
3. Развивающая предметно-игровая среда.
4. Активизация проблемного общения взрослогос детьми.
Классификация игр детей дошкольного возраста
(Формы организации игровой деятельности):
(по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой)
Игры, возникающие по инициативе детей | Игры, возникающие по инициативе взрослого | Народные игры |
Игры-экспериментирования (игры с природными объектами, игры с игрушками, игры с животными) | Обучающие игры (сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные) | Обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые) |
Сюжетные самодеятельные игры(сюжетно–отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) | Досуговые игры (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные | Тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные) |
Досуговые игры (игрища, тихие игры, игры-забавы) |
Средства игровой деятельности:
- средства, специально созданные (или заведенные, например, декоративные домашние животные), для игры, возможно, самим играющим и используемые строго по назначению;
- средства в виде подручных игровых предметов — игровое замещение предметов в воображении играющего (играющих);
- материальные предметы, созданные для иных целей и используемые в качестве средств игры.
Способы игровой деятельности:
- игровые действия разной степени сложности и обощенности
- эмоционально-выразительные средства;
- речевые высказывания.
Формы организации трудовой детельности:
- поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);
- дежурство (не более 20 минут);
- коллективный труд.
Методы и способы трудового воспитания детей
1 группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок.
- решение маленьких логических задач, загадок;
- приучение к размышлению, эвристические беседы;
- беседы на этические темы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;
- просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;
- задачи на решение коммуникативных ситуаций;
- придумывание сказок.
2 группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.
- приучение к положительным формам общественного поведения;
- показ действий;
- пример взрослого и детей;
- целенаправленное наблюдение;
-организация интересной деятельности (общественно-полезный характер);
- рагыгрывание коммуникативных ситуаций;
- создание контрольных педагогических ситуаций.
Средства трудового воспитания:
- ознакомление с трудом взрослых;
- собственная трудовая деятельность;
- художественная литература;
- музыка;
-изобразительное искусство.
Формы, способы, методы и средства познавательного развития
Формы организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром:
- познавательные эвристические беседы;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная и конструктивная деятельность;
- экспериментирование и опыты;
- музыка;
- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);
- наблюдения;
- трудовая деятельность;
- праздники и развлечения;
- индивидуальные беседы
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром:
- методы,повышающие познавательную активность (элементареый анализ, сравнение по контсрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);
- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и эелементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии);
- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способусвязи разныхвидов деятельности, перспективноепланирование, перспектива, направленнаяна последующуюдеятельность, беседа);
- методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа).
Методы ознакомления дошкольников с природой
1. Наглядные
- наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);
- рассматривание картин, демонстрация фильмов
2. Практические
- игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия) подвижные игры, творческие игры);
- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);
- элементраные опыты
3. Словесные
- рассказ;
- беседа;
- чтение
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
- обучение в повседневных бытовых ситуациях (младший дошкольный возраст);
- демонстрационные опыты (младший дошкольный возраст);
- сенсорные праздники на основе народного календаря (младший дошкольный возраст);
- театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения
или повторения и закрепления (средняя и старшая группы);
- коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы);
- занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми);
- свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (младший дошкольный возраст);
- самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).
Способы познавательного развития:
- проекты;
- загадки;
- коллекционирование;
- проблемные ситуации.
Средства познавательного развития:
- прогулка;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- непосредственно-образовательная деятельность;
- эксперимент;
- наглядное моделирование.
Формы, способы, методы и средства речевого развития
Методы развития речи
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
и картинам)
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).
Средства развития речи:
- общение взрослых и детей;
- художественная литература;
- культурная языковая среда;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- обучение родной речи на занятиях;
- занятия по другим разделам программы.
Формы речевого развития:
- диалог;
-монолог
Способы речевого развития:
- речевое сопровождение действий;
- договаривание;
- комментирование действий;
- звуковое обозначение действий.
Формы, способы, методы и средства художественно-эстетического развития
Методы музыкального развития:
- наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;
- словесный: беседы о различных музыкальных жанрах;
- словесно-слуховой: пение;
- слуховой: слушание музыки;
- игровой: музыкальные игры;
- практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
Формы музыкального развития:
- фронтальные музыкальные занятия (комплексные, тематические, традиционные);
- праздники и развлечения;
- игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);
- музыка на других занятиях;
- совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли);
- индивидуальные музкальные занятия (творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах).
Способы музыкального развития:
- пение;
- слушание музыки;
- музыкально-ритмические движения;
- музыкально-дидактические игры;
-игра на музыкальных инструментах
Средства музыкального развития:
- музыкальные инструменты;
- музыкальный фольклор.
Формы организации обучения конструированию:
- конструирование по модели;
- конструирование по образцу;
- конструирование по условиям;
- конструирование по теме;
- конструирование по образцу;
- каркасное конструирование;
- конструирование по чертехам и схемам.
Формы работы по образовательным областям
направления развития и образования детей (далее - образовательные области): | Формы работы | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Физическое развитие | · Игровая беседа с элементами · движений · Игра · Утренняя гимнастика · Интегративная деятельность · Упражнения · Экспериментирование · Ситуативный разговор · Беседа · Рассказ · Чтение · Проблемная ситуация | · Физкультурное занятие · Утренняя гимнастика · Игра · Беседа · Рассказ · Чтение · Рассматривание. · Интегративная · деятельность · Контрольно- · диагностическая · деятельность · Спортивные и · физкультурные досуги · Спортивные состязания · Совместная деятельность · взрослого и детей · тематического характера · Проектная деятельность · Проблемная ситуация |
Социально-коммуникативное | · Игровое упражнение · Индивидуальная игра · Совместная с воспитателем игра · Совместная сосверстниками игра(парная, в малойгруппе) · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Рассматривание · Чтение · Педагогическая ситуация · Праздник · Экскурсия · Ситуация морального выбора · Поручение · Дежурство. | · Индивидуальная игра. · Совместная своспитателем игра. · Совместная сосверстниками игра · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Педагогическаяситуация. · Экскурсия · Ситуация моральноговыбора. · Проектная деятельность Интегративная деятельность · Праздник · Совместные действия · Рассматривание. · Проектная деятельность · Просмотр и анализмультфильмов, · видеофильмов, телепередач. · Экспериментирование · Поручение и задание · Дежурство. · Совместнаядеятельность · взрослого и детейтематического · характера · Проектнаядеятельность |
Речевое развитие | · Рассматривание · Игровая ситуация · Дидактическая игра · Ситуация общения. · Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). · Интегративная деятельность · Хороводная игра с пением · Игра-драматизация · Чтение · Обсуждение · Рассказ · Игра | · Чтение. · Беседа · Рассматривание · Решение проблемныхситуаций. · Разговор с детьми · Игра · Проектная деятельность · Создание коллекций · Интегративная деятельность · Обсуждение. · Рассказ. · Инсценирование · Ситуативный разговор сдетьми · Сочинение загадок · Проблемная ситуация · Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | · Рассматривание · Наблюдение · Игра-экспериментирование. · Исследовательская · деятельность · Конструирование. · Развивающая игра · Экскурсия · Ситуативный разговор · Рассказ · Интегративная деятельность · Беседа · Проблемная ситуация | · Создание коллекций · Проектная деятельность · Исследовательскаядеятельность. · Конструирование · Экспериментирование · Развивающая игра · Наблюдение · Проблемная ситуация · Рассказ · Беседа · Интегративнаядеятельность · Экскурсии · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами |
Художественное –эстетическое развитие | · Рассматриваниеэстетически привлекательныхпредметов · Игра · Организация выставок Изготовление украшений · Слушание соответствующей возрасту народной, классической,детской музыки · Экспериментирование со Звуками · Музыкально-дидактическая игра · Разучивание музыкальных игр и танцев · Совместное пение | · Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. · Создание макетов, коллекций и их оформление · Рассматриваниеэстетически привлекательных предметов · Игра · Организация выставок · Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки · Музыкально- дидактическая игра · Беседа интегративного характера, элементарногомузыковедческого содержания) · Интегративная деятельность · Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение · Музыкальное упражнение. · Попевка. Распевка · Двигательный, пластический танцевальный этюд · Танец · Творческое задание · Концерт- импровизация · Музыкальная сюжетная игра |
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Ранний возраст ( 2-3 года) | для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) |
· предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками · экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), · общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, · самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), · восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; | · игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, · коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), · познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), · восприятие художественной литературы и фольклора, · самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), · конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, · изобразительная (рисование, лепка, аппликация), · музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); · двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае (если эта работа предусмотрена Программой) !!!