Организация двигательной активности детей 6-7 лет

Формы Особенности организации
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре   Три раза в неделю: 2 раза по 30 минут в физкультурном зале, 1 раз на воздухе +занятия плаванием 2 раза в неделю группами не более 10-12 человек
Утренняя гимнастика Двигательная разминка, в сочетании с воздушными процедурами после дневного сна Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе Физкультурная минутка 10-12 минут 10-12 минут ежедневно по мере пробуждения и подъема   Ежедневно, по 15-20 минут, не менее двух раз в день 3-5 минуты, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий
Физкультурный досуг Физкультурные праздники (в том числе и на воде) День здоровья Неделя здоровья Один-два раза в месяц, 30-35 минут Два-четыре раза в год, не более 1 часа 30 минут Один раз в квартал Не менее двух раз в год (в начале января, в конце марта)
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей
Участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях детского сада В течение года

Модель организации образовательного процесса Формы образовательной деятельности. Образовательная область: физическая культура

Непосредственно организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями воспитанников
Игры: -дидактические игры -словесные игры -игры на прогулке -подвижные игры -коммуникативные игры -инсценирование и драматизация -Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, детских книжек -Просмотр и обсуждение м/фильмов -Проектная деятельность -Беседы -Викторины   -Конкурсы -Показ -Объяснение -Наблюдение за взрослым, сверстником -Личный пример -Чтение скороговорок, чистоговорок, потешек, -Игры, считалки -Поощрение -Обсуждение, общение -Отгадывание загадок   Игры: -игры на прогулке -подвижные игры -игры с игрушками -считалки -дидактические игры -настольно-печатные игры -Рассматривание книжек, предметных картинок   -Собрания -Семинар-практикум -Консультация -Личные беседы -Рекомендации -Поручения -Посещение семей -Анкетирование семей -Оформление тематического уголка -Оформление альбомов -Развлечение, досуги -Конкурсы, викторины, весёлые старты    


2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Формы, способы, методы и средства физического развития

Методы физического развития:

1) Наглядный

-наглядно-зрительныеприемы (показ физическихупражнений, использованиенаглядных пособий,имитация, зрительные ориентиры);

- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

- тактильно-мышечныеприемы (непосредственнаяпомощь воспитателя);

2) Словесный

- объяснения, пояснения,указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям;

- образный сюжетныйрассказ, беседа;

- словесная инструкция;

3) Практический

- повторение упражнений без измененияи с изменениями;

- проведение упражненийв игровой форме;

- проведение упражненийв соревновательнойформе.

Средства физического развития:

- двигательная активность, занятия физкультурой;

- эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода);

- психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).

Формы физического развития:

- физкультурные занятия;

- занятия по плаванию;

- закаливающие процедуры;

- утренняя гимнастика;

- подвижные игры;

- корригирующая гимнастика;

- физкультминутки;

- гимнастика пробуждения;

- ЛФК;

- физкультурные упражнения на прогулке;

- спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;

- ритмика;

- кружки, секции;

- музыкальные занятия;

- самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.

Способы физического развития:

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные
на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни
и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии представлены медико-профилактическими, физкультурно-оздоровительными технологиями, психологической безопасностью и оздоровительной направленностью воспитательно-образовательного процесса.

Медико-профилактические технологии предполагают организацию мониторинга здоровьядошкольников, организацию и контроль питания детей, физическое развитие дошкольников, закаливание, организацию профилактических мероприятий, организацию обеспечения требований СанПиНов, организацию здоровьесберегающей среды.

Физкультурно-оздоровительные технологии представлены развитим физических качеств,двигательной активности, становлением физической культурыдетей, дыхательной гимнастикой, массажем и самомассажем, профилактикой плоскостопия и формированием правильной осанки, воспитанием привычки к повседневнойфизической активности и заботео здоровье.

Психологическая безопасность направлена на комфортную организацию режимных моментов, установление оптимального двигательного режима, правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, целесообразность применения приемов и методов, использование приемов релаксации в режиме дня.

Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса включает в себя учет гигиенических требований, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет индивидуальных особенностей и инетерсов детей, предоставление ребенку свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентацию на зону ближайшего развития.

Виды здоровьесберегающих технологий

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижныеи спортивные игры, релаксация, различные гимнастики).

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, биологическая обратная связь (БОС)).

3. Коррекционныетехнологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика).

Формы, способы, методы и средствасоциально-коммуникативного развития

Метод руководства сюжетно-ролевой игрой
Н.Я. Михайленко и Н.А Коротковой

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями,воспитатель должениграть вместе с ними.

2. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.

3. На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнерам.

Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой

1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности.

2. Передача игровой культуры ребенку(обучающие игры, досуговые игры, народные игры).

3. Развивающая предметно-игровая среда.

4. Активизация проблемного общения взрослогос детьми.

Классификация игр детей дошкольного возраста

(Формы организации игровой деятельности):

(по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой)

Игры, возникающие по инициативе детей Игры, возникающие по инициативе взрослого Народные игры
Игры-экспериментирования (игры с природными объектами, игры с игрушками, игры с животными) Обучающие игры (сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные) Обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые)  
Сюжетные самодеятельные игры(сюжетно–отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)   Досуговые игры (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные Тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные)
Досуговые игры (игрища, тихие игры, игры-забавы)  

Средства игровой деятельности:

- средства, специально созданные (или заведенные, например, декоративные домашние животные), для игры, возможно, самим играющим и используемые строго по назначению;

- средства в виде подручных игровых предметов — игровое замещение предметов в воображении играющего (играющих);

- материальные предметы, созданные для иных целей и используемые в качестве средств игры.

Способы игровой деятельности:

- игровые действия разной степени сложности и обощенности

- эмоционально-выразительные средства;

- речевые высказывания.

Формы организации трудовой детельности:

- поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);

- дежурство (не более 20 минут);

- коллективный труд.

Методы и способы трудового воспитания детей

1 группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

- решение маленьких логических задач, загадок;

- приучение к размышлению, эвристические беседы;

- беседы на этические темы;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций;

- рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;

- просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;

- задачи на решение коммуникативных ситуаций;

- придумывание сказок.

2 группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.

- приучение к положительным формам общественного поведения;

- показ действий;

- пример взрослого и детей;

- целенаправленное наблюдение;

-организация интересной деятельности (общественно-полезный характер);

- рагыгрывание коммуникативных ситуаций;

- создание контрольных педагогических ситуаций.

Средства трудового воспитания:

- ознакомление с трудом взрослых;

- собственная трудовая деятельность;

- художественная литература;

- музыка;

-изобразительное искусство.

Формы, способы, методы и средства познавательного развития

Формы организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром:

- познавательные эвристические беседы;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- музыка;

- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);

- наблюдения;

- трудовая деятельность;

- праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром:

- методы,повышающие познавательную активность (элементареый анализ, сравнение по контсрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);

- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и эелементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии);

- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способусвязи разныхвидов деятельности, перспективноепланирование, перспектива, направленнаяна последующуюдеятельность, беседа);

- методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа).

Методы ознакомления дошкольников с природой

1. Наглядные

- наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);

- рассматривание картин, демонстрация фильмов

2. Практические

- игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия) подвижные игры, творческие игры);

- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);

- элементраные опыты

3. Словесные

- рассказ;

- беседа;

- чтение

Формы работы по развитию элементарных математических представлений

- обучение в повседневных бытовых ситуациях (младший дошкольный возраст);

- демонстрационные опыты (младший дошкольный возраст);

- сенсорные праздники на основе народного календаря (младший дошкольный возраст);

- театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения

или повторения и закрепления (средняя и старшая группы);

- коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы);

- занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми);

- свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (младший дошкольный возраст);

- самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).

Способы познавательного развития:

- проекты;

- загадки;

- коллекционирование;

- проблемные ситуации.

Средства познавательного развития:

- прогулка;

- развивающая предметно-пространственная среда;

- непосредственно-образовательная деятельность;

- эксперимент;

- наглядное моделирование.

Формы, способы, методы и средства речевого развития

Методы развития речи

Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
и картинам)

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

-заучивание наизусть;

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).

Средства развития речи:

- общение взрослых и детей;

- художественная литература;

- культурная языковая среда;

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- обучение родной речи на занятиях;

- занятия по другим разделам программы.

Формы речевого развития:

- диалог;

-монолог

Способы речевого развития:

- речевое сопровождение действий;

- договаривание;

- комментирование действий;

- звуковое обозначение действий.

Формы, способы, методы и средства художественно-эстетического развития

Методы музыкального развития:

- наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;

- словесный: беседы о различных музыкальных жанрах;

- словесно-слуховой: пение;

- слуховой: слушание музыки;

- игровой: музыкальные игры;

- практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.

Формы музыкального развития:

- фронтальные музыкальные занятия (комплексные, тематические, традиционные);

- праздники и развлечения;

- игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);

- музыка на других занятиях;

- совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли);

- индивидуальные музкальные занятия (творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах).

Способы музыкального развития:

- пение;

- слушание музыки;

- музыкально-ритмические движения;

- музыкально-дидактические игры;

-игра на музыкальных инструментах

Средства музыкального развития:

- музыкальные инструменты;

- музыкальный фольклор.

Формы организации обучения конструированию:

- конструирование по модели;

- конструирование по образцу;

- конструирование по условиям;

- конструирование по теме;

- конструирование по образцу;

- каркасное конструирование;

- конструирование по чертехам и схемам.

Формы работы по образовательным областям

направления развития и образования детей (далее - образовательные области): Формы работы
Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Физическое развитие · Игровая беседа с элементами · движений · Игра · Утренняя гимнастика · Интегративная деятельность · Упражнения · Экспериментирование · Ситуативный разговор · Беседа · Рассказ · Чтение · Проблемная ситуация   · Физкультурное занятие · Утренняя гимнастика · Игра · Беседа · Рассказ · Чтение · Рассматривание. · Интегративная · деятельность · Контрольно- · диагностическая · деятельность · Спортивные и · физкультурные досуги · Спортивные состязания · Совместная деятельность · взрослого и детей · тематического характера · Проектная деятельность · Проблемная ситуация
Социально-коммуникативное · Игровое упражнение · Индивидуальная игра · Совместная с воспитателем игра · Совместная сосверстниками игра(парная, в малойгруппе) · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Рассматривание · Чтение · Педагогическая ситуация · Праздник · Экскурсия · Ситуация морального выбора · Поручение · Дежурство. · Индивидуальная игра. · Совместная своспитателем игра. · Совместная сосверстниками игра · Игра · Чтение · Беседа · Наблюдение · Педагогическаяситуация. · Экскурсия · Ситуация моральноговыбора. · Проектная деятельность Интегративная деятельность · Праздник · Совместные действия · Рассматривание. · Проектная деятельность · Просмотр и анализмультфильмов, · видеофильмов, телепередач. · Экспериментирование · Поручение и задание · Дежурство. · Совместнаядеятельность · взрослого и детейтематического · характера · Проектнаядеятельность
Речевое развитие     · Рассматривание · Игровая ситуация · Дидактическая игра · Ситуация общения. · Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). · Интегративная деятельность · Хороводная игра с пением · Игра-драматизация · Чтение · Обсуждение · Рассказ · Игра     · Чтение. · Беседа · Рассматривание · Решение проблемныхситуаций. · Разговор с детьми · Игра · Проектная деятельность · Создание коллекций · Интегративная деятельность · Обсуждение. · Рассказ. · Инсценирование · Ситуативный разговор сдетьми · Сочинение загадок · Проблемная ситуация · Использование различных видов театра
Познавательное развитие · Рассматривание · Наблюдение · Игра-экспериментирование. · Исследовательская · деятельность · Конструирование. · Развивающая игра · Экскурсия · Ситуативный разговор · Рассказ · Интегративная деятельность · Беседа · Проблемная ситуация · Создание коллекций · Проектная деятельность · Исследовательскаядеятельность. · Конструирование · Экспериментирование · Развивающая игра · Наблюдение · Проблемная ситуация · Рассказ · Беседа · Интегративнаядеятельность · Экскурсии · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами
Художественное –эстетическое развитие · Рассматриваниеэстетически привлекательныхпредметов · Игра · Организация выставок Изготовление украшений · Слушание соответствующей возрасту народной, классической,детской музыки · Экспериментирование со Звуками · Музыкально-дидактическая игра · Разучивание музыкальных игр и танцев · Совместное пение     · Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. · Создание макетов, коллекций и их оформление · Рассматриваниеэстетически привлекательных предметов · Игра · Организация выставок · Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки · Музыкально- дидактическая игра · Беседа интегративного характера, элементарногомузыковедческого содержания) · Интегративная деятельность · Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение · Музыкальное упражнение. · Попевка. Распевка · Двигательный, пластический танцевальный этюд · Танец · Творческое задание · Концерт- импровизация · Музыкальная сюжетная игра

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Ранний возраст ( 2-3 года) для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
· предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками · экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), · общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, · самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), · восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;     · игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, · коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), · познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), · восприятие художественной литературы и фольклора, · самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), · конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, · изобразительная (рисование, лепка, аппликация), · музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); · двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае (если эта работа предусмотрена Программой) !!!

Наши рекомендации