Организация двигательной активности детей 3-4 лет
Формы | Особенности организации |
Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей |
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | Три раза в неделю: 2 раза по 15 минут в помещении и 1 раз на участке, + одно занятие по плаванию |
Утренняя гимнастика Двигательная разминка, в сочетании с воздушными процедурами после дневного сна Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе | Ежедневно, до завтрака, 5-6 минут Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, 5-6 минут Ежедневно, не менее двух раз в день по 10-15 минут |
Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья | Один раз в месяц, 15-20 минут Один-два раза в год, 30-40 минут Не реже одного раза в квартал |
Совместные занятия родителей с детьми | В течение года |
Задачи воспитания и развития детей 4-5 лет
1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:
— уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;
— соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
— самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
— умению ориентироваться в пространстве;
— восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;
— развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
3. Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
4. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
По мере накопления двигательного опыта у детей формируются следующие новые двигательные умения:
— самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры;
— сохранять исходное положение;
— четко выполнять повороты в стороны;
— выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе, четко соблюдать заданное направление, выполнять упражнения с напряжением (не сгибать руки в локтях, ноги в коленях);
— сохранять правильную осанку во время ходьбы, заданный темп (быстрый, умеренный, медленный);
— сохранять равновесие после вращений или в заданных положениях: стоя на одной ноге, выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны; при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;
— энергично отталкиваться, мягко приземляться с сохранением равновесия;
— ловить мяч с расстояния 1,5 м, отбивать его об пол не менее 5 раз подряд;
— принимать исходное положение при метании; ползать разными способами;
— подниматься по гимнастической стенке чередующимся шагом, не пропуская реек, до 2 м;
— с разбега скользить по ледяным дорожкам;
— надевать и переносить лыжи под рукой, передвигаться по лыжне скользящим шагом, подниматься на горку ступающим шагом, «полуелочкой»;
Для успешного освоения детьми образовательной области «Физическая культура» воспитатель организует совместную деятельность с ребенком и самостоятельную двигательную деятельность детей. Благодаря этому дети постепенно осваивают конкретное доступное и полезное для развития содержание перечисленных ниже физических упражнений.
Основные движения
Для освоения детьми разнообразных основных движений воспитатель побуждает детей к выполнению следующих упражнений.
Построение в колонну по одному по росту.
Перестроениеиз колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего. Перестроение в звенья на ходу. Повороты направо, налево и кругом на месте, переступанием.
Ходьба и равновесие: ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (руки на поясе, к плечам, в стороны, за спину и т. д.);ходьба с перешагиванием через предметы (высота 15—20 см), по наклонной доске (высота 30 см, ширина 25 см), с предметами в руках, на голове, без предметов (высота 35—40 см, ширина 30 см); ходьба спиной вперед (2—3 м), «змейкой», со сменой темпа; ходьба приставным шагом, по шнуру и бревну (высота 20—25 см, ширина 10 см), с мешочком на голове.
Бег: в колонне по одному и парами, «змейкой» между предметами,- со сменой ведущего и сменой темпа, между линиями (расстояние 30—90 см), с высоким подниманием колен; бег со старта из разных исходных позиций (стоя, стоя на коленях и др.); бег на скорость (15—20 м, 2—3 раза), в медленном темпе (до 2 мин), со средней скоростью 40—60 м (3—4 раза); челночный бег (5x3=15).
Прыжки:, на двух ногах с поворотами кругом, со сменой ног; ноги вместе — ноги врозь; с хлопками над головой, за спиной; прыжки с продвижением вперед (3—4 м), вперед-назад, с поворотами, боком (вправо, влево); прыжки в глубину (спрыгивание с высоты 25 см); прыжки через предметы (2—3) высотой 5—10 см; прыжки в длину с места (50—70 см); прыжки вверх с места (вспрыгивание), высота 15—20 см.
Бросание, ловля, метание, катание мяча, обруча между предметами (расстояние 40—50 см); прокатывание мяча из разных исходных
позиций одной и двумя руками; бросание мяча вверх и ловля (3— 4 раза подряд), отбивание мяча одной и двумя руками (4—5 раз); бросание мяча друг другу двумя руками снизу, из-за головы (расстояние 2 м) и ловля его (расстояние 1,5 м); метание предмета на дальность (расстояние 5—6,5 м), в горизонтальную цель (расстояние 2—2,5 м), в вертикальную цель (расстояние 1,5—2 м).
Ползание и лазание: ползание на четвереньках (расстояние 10 м) между предметами, прокатывая мяч, с поворотами кругом; ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках; подлезание под препятствия прямо и боком; пролезание между рейками лестницы, поставленной боком; лазание с опорой на стопы и ладони по доске, наклонной лестнице, скату; лазание по гимнастической стенке (высота 2 м); перелезание с одного пролета на другой вправо, влево, не пропуская реек, чередующимся шагом.
Общеразвивающие упражнения
Исходные положения: стоя, стоя на левом, правом колене, сидя (ноги вперед, врозь, на пятках), лежа (на спине, на животе).
Положения и движения головы: вверх, вниз, повороты в сторону (4—5 раз), наклоны.
Положения и движения рук: однонаправленные и поочередные вверх-вниз, смена рук; махи рук (вперед-назад, перед собой), вращения (одновременные двумя руками вперед-назад); сжимание и разжимание пальцев, вращение кистей рук (7—8 раз).
Положения и движения туловища: повороты, наклоны (вправо, влево, вперед), 4—5 раз.
Спортивные упражнения
Катание на санках, лыжах: подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при спуске; катание на санках друг друга; скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельно; передвижение на лыжах скользящим шагом, повороты на месте и переступания, подъемы на горку «полуелочкой» и боком; ходьба на лыжах без времени (0,5—1 км); игры на лыжах «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Воротца».
Катание на двух- и трехколесном велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», с поворотами.
Подвижные игры
Воспитатель широко использует в разные режимные моменты подвижные игры для закрепления навыков основных движений у детей.
Игры с бегом, прыжками, лазанием, бросанием и ловлей, на ориентировку в пространстве и внимание.