Формы работы по развитию элементарных математических представлений
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- непосредственная образовательная деятельность;
- свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Способы познавательного развития:
- проекты;
- загадки;
- коллекционирование;
- проблемные ситуации.
Средства познавательного развития:
- прогулка;
- развивающая предметно-пространственная среда;
- непосредственно-образовательная деятельность;
- эксперимент;
- наглядное моделирование.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи:
- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Направления работы по художественно-эстетическому развитию
1. Эстетическое восприятие мира природы:
- побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы;
- обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы;
- воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу;
- воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя;
-развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой;
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры;
- подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение
2. Эстетическое восприятие социального мира:
- дать детям представление о том, что все люди трудятся;
- воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда;
- воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру;
- формировать интерес к окружающим предметам.
- уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета;
- различать эмоциональное состояние людей;
- воспитывать чувство симпатии к другим детям;
- дать детям представление о труде взрослых, о профессиях;
- воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей;
- воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира;
- формировать знания о Родине, Москве;
- знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов;
- учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение;
- знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире;
- развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки;
3. Художественное восприятие произведений искусства:
-развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка;
- воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства;
- учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства;
- учить выделять средства выразительности в произведениях искусства;
- дать элементарные представления об архитектуре;
- учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками;
- формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре;
- развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес;
- развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства;
- учить выделять средства выразительности в произведениях искусства;
- воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.;
- развивать представления детей об архитектуре;
- формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма;
- знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи;
- содействовать эмоциональному общению.
4. Художественно-изобразительная деятельность:
-развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного;
- формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение;
- учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен;
- учить гармонично располагать предметы на плоскости листа;
- развивать воображение, творческие способности;
- учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем);
- знакомить с разнообразием изобразительных материалов;
-развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности;
- развивать эстетические чувства;
- учить создавать художественный образ;
- учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать;
- учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события;
- развивать художественное творчество детей;
- учить передавать животных, человека в движении;
- учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы.
Детское конструирование
Детское конструирование носит творческий (создание замысла) и технический характер (воплощение замысла). Среди видов детского конструирования выделяют: конструирование из строительного материала, бумаги, природного материала, деталей конструкторов, крупно-габаритных модулей, практическое и компьютерное конструирование.
Музыкальное развитие?????
Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- развитие музыкально-художетсвенной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развития воображения и творческой активности.
Направления работы:
1. Слушание
- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
-развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
2. Пение
-формирование у детей певческих умений и навыков;
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
3. Музыкально-ритмические движения
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
4. Игра на детских музыкальных инструментах
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
5. Развитие творчества: песенного, музыкально-игрового, танцевального.
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
направления художественно-эстетического развития | формы, способы, методы, средства | особенности ОД разных видов и культурных практик | способы поддержки детской инициативы | взаимодействие с семьей: направления, методы, формы, приемы | существенные характеристики содержания ОП |
Эстетическое восприятие мира природы | -наглядные: наблюдение, рассматривание репродукций, картин, показ приемов изображений, движений, демонстрация презентаций, фильмов и т.п.,; -словесные: объяснение, разъяснение, беседа, составление описательных рассказов, чтение и др.; (приемы: вопрос, оценка, пояснение, указание, совет); -словесно-слуховой: пение, голосовая имитация, воспроизведение; -слуховые: слушание звуков живой природы; - игровые: игры разного плана; -практические:эксперименты по посадке растений, исполнение песен о природе и др., труд, исполнение песен, стихов и др. -репродуктивные: пересказ, заучивание, выполнение работ, упражнений по образцу; -творчески воспроизводящие: - творческие игры (сюжетно-ролевые, строительные, театральные, дидактические) ; -решение ситуационных задач; -сочинение сказок, стихов, слов. | -экскурсии в парк им.Кирова, к реке Вятке (ледоход); Вечному огню и др. -экскурсии в музеи города (Диорама, им. Циолковского, им. Васнецовых, кунсткамера, приказная изба и др.) -праздники экологической и эстетической направленности (День птиц, осенины, Масленица, новогодние, весенние, тематические театральные недели и др.) | Направления: -Прием ребенка в группу, знакомство или общение с родителями, установление или поддержание контакта; -Информирование родителей о состоянии, развитии ребенка; -Организация и проведение родительских собраний; -Консультирование родителей -Посещение на дому -Подготовка наглядной информации для родителей -Отслеживание оплаты услуг детского сада -Информирование родителей по организационным вопросам, -Культурно-досуговые мероприятия, -Дополнительные образовательные услуги -Обращение к родителям за благотворительной помощью -Привлечение родителей к участию в мероприятиях (праздники, работа в группе и т.д.) -Обеспечение сохранности имущества ребенка -Решение проблемных ситуаций Методы, приемы, формы взаимодействия: -традиционные:родительские собрания, беседы, консультации,анкетирование, информационно-стендовый материал; -нетрадиционные: круглый стол; вечер вопросов и ответов; встречи по интересам; педагогическая гостиная; игры; походы; родительские вечеринки, 15-минутки; дискуссии; чайные паузы, телефон доверия; устные журналы; семинары-практикумы; мастер-классы, тренинги, интервью; тестирование; выставки-презентации рефлексивные листы; видеоопросы, выпуск газеты, журнала, буклета памятки; рекламы | ||
Эстетическое восприятие социального мира | |||||
Художественное восприятие произведений искусства | |||||
Художественно-изобразительная деятельность | |||||
Музыкальное развитие |
Методы музыкального развития:
- наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;
- словесный: беседы о различных музыкальных жанрах;
- словесно-слуховой: пение;
- слуховой: слушание музыки;
- игровой: музыкальные игры;
- практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
Формы музыкального развития:
- фронтальные музыкальные занятия (комплексные, тематические, традиционные);
- праздники и развлечения;
- игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);
- музыка на других занятиях;
- совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли);
- индивидуальные музыкальные занятия (творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах).
Способы музыкального развития:
- пение;
- слушание музыки;
- музыкально-ритмические движения;
- музыкально-дидактические игры;
-игра на музыкальных инструментах
Средства музыкального развития:
- музыкальные инструменты;
- музыкальный фольклор.
Формы организации обучения конструированию:
- конструирование по модели;
- конструирование по образцу;
- конструирование по условиям;
- конструирование по теме;
- конструирование по образцу;
- каркасное конструирование;
- конструирование по чертежам и схемам.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму:
- удовлетворять потребность детей в движении;
- повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;
- расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;
- целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно- силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость);
- развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость;
- обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания;
- формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры. (ИРО)
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специальных задач:
- развитие физических качеств (скоростно-силовых, гибкости, выносливости, координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В образовательную деятельность включаются игры, направленные на развитие внимания, памяти, произвольности движений, самоконтроля, формирование эмоциональной сферы и коррекцию личностных нарушений; игры, стимулирующие развитие артикуляционной моторики и речевую активность детей.