Ожидаемые эффекты реализации проекта
ПРОГРАММА - ПРОЕКТ
патриотического воспитания детей школьного возраста
на базе летнего оздоровительного лагеря Центра досуга «Ариэль»
«РОССИЯ - РОДИНА МОЯ»
Возраст участников: 10-14 лет
Срок реализации:
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Коровина Т.Ю.
Томск 2017 г.
Оглавление
1 Паспорт проекта. 3
2 Пояснительная записка. 5
2.1 Новизна. 6
2.2 Актуальность. 6
2.3 Цель и задачи. 6
2.4 Объект и субъекта проекта. 7
3 Поэтапный план реализации проекта. 8
3.1 Поисковый этап. 8
3.2 Деятельностный этап. 9
3.3 Этап рефлексии. 11
4 Ожидаемые эффекты реализации проекта. 11
5 План-сетка мероприятий смены летнего оздоровительного лагеря ЦД «Ариэль», работающего по проекту. 12
Использованные источники. 14
Приложение 1. Материалы рубрик раскрытия познавательных способностей (РПС) 15
Рубрика «АЗ, БУКИ, ВЕДИ». 15
Рубрика «Вопрос дня». 16
Рубрика «Народная мудрость». 17
Рубрика направленная на сохранение и укрепление здоровья «Бодрячок». 19
Приложение 2. Материалы оценки эффективности реализации проекта. 20
Анкета-опрос уровня осведомлённости по теме проекта для участников на начало и окончание проекта. 20
Анкета-опрос актуальности разделов проекта для участников. 21
Паспорт проекта
Полное название проекта | Программа-проект патриотического воспитания детей школьного возраста на базе летнего оздоровительного лагеря Центра досуга «Ариэль» «Россия – Родина моя» |
Авторы проекта | Коровина Татьяна Юрьевна |
Тип проекта | Педагогический, творческий, групповой, повторяемый, вариативный, открытый. |
Срок реализации | 10.05.2017 –17.06.2017 |
Исполнители и участники проекта | § Педагогический коллектив сотрудников и коллектив учащихся ЦД «Ариэль» МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска |
Ресурсы | · Материально-технические: материально-техническая база ЦД «Ариэль»; · Информационные: Интернет-ресурсы, историческая, учебная и справочная литература, медийные материалы (аудио и видео записи, презентации), наглядный материал (иллюстрации, фотографии); · Финансовые: фонд родительского комитета летнего лагеря ЦД «Ариэль» · Кадровые: педагогический состав ЦД «Ариэль» · Нормативно-правовые: Устав МБОУ ДОД ДДТ «Искорка» г. Томска |
Инновационные технологии | · проблемно-исследовательские · личностно-ориентированные · игровые · проектные · интегрированные |
Компьютерные и информационные технологии | При создании проекта были использованы ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Micrisoft PowerPoint, текстовом редакторе Micrisoft Word и электронной таблиц Micrisoft Exel, редакторе изображений Adobe CorelDRAW. Текстовая, презентационная, медиа информация размещалась в официальной группе ЦД «Ариэль» МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска в социальной сети «ВКонтакте» и «Instagram». https://vk.com/album-6063107_244602184 - фото с образовательных событий программы, https://www.instagram.com/cd_ariel_tomsk/ - life фото и видео программы, https://vk.com/docs-6063107 – презентации и текстовые материалы программы. Текст программы-проекта размещен на официальном сайте МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска. (http://iskorka.dou.tomsk.ru) |
Этапы и сроки реализации проекта | |
Поисковый этап | I этап -Организационно-подготовительный (май 2017). Этап включает в себя обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор и изучение методической и специальной литературы, учебно-методических пособий, анкетирование, разработка концепции проекта в целом. |
Деятельностный этап | II этап - Реализация проекта – 29.05. -17.06.2017 Комплексная работа по практическому воплощению мероприятий запланированных в рамках проектной деятельности: организация, подготовка концертных номеров, творческих работ. Проведение мероприятий: Концертно-игровых программ, тематических мастер классов, тематических квестов, выставок, конкурсов, родительских собраний, мероприятий направленных на культурно-просветительскую деятельность. Создание творческих проектов. |
Рефлексия | III этап- Заключительный – июнь 2017года Мониторинг результатов проекта, участие, подведение итогов, анализ деятельности, применение критериев эффективности реализации проекта, оформление результатов. Сопоставление результатов с прогнозируемыми, определение перспектив на будущее. |
Проектный продукт | Для педагога: Методическая разработка «Проектная деятельность в учреждениях ДО». Сборник методических материалов: конспектов тематических лекториев, конспектов мастер классов, проектов с патриотической тематикой. Сборник тематических сценариев концертно-игровых программ, квестов. Сборник медиа презентаций. Для учащихся: Участие в мероприятиях посвященных памятным историческим событиям России и направленных на сохранение и популяризацию: культурного наследия Российской Федерации; народных, национальных традиции, исторических памятных событий, культурных памятников России. Проекты учащихся, посвящённые историческим событиям, объектам культурного наследия, народным традициям и их региональным особенностям, празднования календарных праздников в России. Сертификаты о прохождении мастер-классов в рамках проекта. |
Контроль за исполнением задач | Результаты контроля проявляются в таблицах, графиках и мониторингах публичных выступлениях на педсоветах. Участие учащихся в выставках, в концертах, фестивалях и конкурсах различного уровня, защита проектов учащимися в ЦД «Ариэль». Публикация сценариев в электронном издании «Сборник проектов «Россия родина моя» и материалах в конференциях различного уровня. |
Пояснительная записка
Любить Родину это значит,
сохранять и беречь её традиции!
Одной из основных задач государственной культурной политики является сохранение традиционного культурного наследия. Традиционная культура – важнейшая составляющая духовного и культурного пространства любого народа, основа формирования национального самосознания. Это широкое понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла. Оно подразумевает также занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах – народной песней, музыкой, танцем, театром, поэзией, декоративно-прикладным искусством [4].
Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры, и возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится в последние два десятилетия перед мировым сообществом. В целом ряде конвенций ЮНЕСКО разрабатываются программы относительно нематериального наследия традиционной народной культуры, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества.
В сознании современного российского общества к концу XX века прочно закрепилось искаженное представление о традиционной народной культуре, как примитивной, устаревшей, с крикливым старушечьим пением, олеповатыми сарафанами, нарумяненными бабами, распоясанными скоморохами. Так называемая, «балаганно-матрешечная», кабацкая культура подменила истинную традиционную народную, наполненную мудростью, высокой нравственностью, патриотизмом и эстетикой, культуру, вместившую в себя все стороны человеческого бытия, с их глубоким осмыслением, духовной наполненностью, глубиной умений и знаний и механизмом их передачи. Таким образом, задача сегодняшних педагогов не эмпирическим, а научно-творческим путем изучить подлинные основы традиционной культуры и передать их в истинном, не искаженном, виде своим ученикам и воспитанникам [1].
Особым спектром инструментов для поведения данной работы располагает система дополнительного образования. Материально-техническая база, кадровый педагогический состав, обладающий достоверным знанием в области традиционной русской народной художественной культуры, владеющий педагогическими технологиями и методиками позволяют формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению объектов русской народной художественной культуры, основных исторических событий, знакомству с памятниками в городе Томске, национальными традициями и культурой народов проживающих на территории РФ.
Новизна
Комплексность патриотической работы в учреждении дополнительного образования. Разнообразие применяемых в проекте педагогических воспитательных технологий, таких как:
· Проведение тематических мастер классов,
· Проведение тематических лекториев,
· Концертино игровых программ, тематических «квестов»,
· Экскурсии в музеи и по историческим местам города Томска.
· Использование проектной деятельности для сохранения и популяризации русской народной художественной культуры.
Актуальность
Презентуемая тема программы-проекта опирается на государственную политику в области патриотического воспитания. Вопрос необходимости работы в данном направлении заложен в таких стратегических государственных документах как:
· Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года;
· Концепции модернизации российского образования; Федеральная целевая программа «Дети России».
Цель и задачи
Цель
Расширить и углубить знания в области русской народной художественной культуры, истории Росси и Томкой области и развития у учащихся чувства патриотизма.
Задачи
· Познакомить учащихся с объектами русской народной художественной культуры, объектами культурного наследия России, с основными историческими событиями и памятниками в городе Томске, с национальными традициями и культурой народов проживающих на территории РФ.
· Развить положительную мотивацию к сохранению и популяризации русской народной культуры используя средства изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического искусства.
· Сформировать навыки в создании творческих и исследовательских проектов
Объект и субъекта проекта
Объект –Патриотическое воспитание.
Субъект – учащиеся МБОУ ДО ДДТ «Искорка» ЦД «Ариэль»
3 Поэтапный план реализации проекта
Поисковый этап
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
Поиск информации для презентации проекта | Посещение библиотек г. Томска, использование интернет ресурсов. | 10.05.-12.05. | Нахождение и обработка необходимой информации для создание презентации проекта | Коровина Т.Ю. |
Поиск информации для создания рубрики «Народная мудрость», «Вопрос дня», «Аз, буки, веди»[1] | Посещение библиотек г. Томска, использование интернет ресурсов. | 12.05-17.05. | Нахождение и обработка необходимой информации для создание рубрики «Народная мудрость» | Коровина Т.Ю. |
Поиск информации для создания конспектов и презентации лекториев. | Посещение библиотек г. Томска, использование интернет ресурсов. | 17.05- 20.05 | Нахождение и обработка необходимой информации для создания конспектов и презентации лекториев. | Коровина Т.Ю. |
Поиск экскурсий по темам смены летнего лагеря ЦД «Ариэль» | Отслеживание Аносов музеев города Томска. | 20.05. -25.05. | Нахождение экскурсий в музеях Томска по темам смены летнего лагеря ЦД «Ариэль» | Коровина Т.Ю. Чепурная В.Ю. Беляева Е.А. |
Поиск информации для написания сценариев Конкурсно- игровых программ, «Квестов». | Посещение библиотек г. Томска, использование интернет ресурсов. | 20.05.-29.05 | Нахождение и обработка необходимой информации для написания сценариев Концертно- игровых программ, «Квестов». | Коровина Т.Ю. |
Поиск информации для создания тематических мастер классов. | Посещение библиотек г. Томска, использование интернет ресурсов. | 20.05.-29.05 | Нахождение и обработка необходимой информации для создания тематических мастер классов. | Коровина Т.Ю. Беляева Е.А. Тарасова Н.С. Казаченко И.А. |
Поиск информации для создания исследовательских проектов учащихся | Посещение библиотек г. Томска, музеев г. Томска, использование интернет ресурсов. | 29.05.- 14.06. | Нахождение и обработка необходимой информации для создания исследовательских проектов | Коровина Т.Ю. Беляева Е.А. Тарасова Н.С. Казаченко И.А. |
Поиск информации для создания диагностики знаний учащихся с: объектами русской народной художественной культуры, с основными историческими событиями и памятниками в городе Томске, с национальными традициями и культурой народов проживающих на территории РФ. | Посещение библиотек г. Томска, музеев г. Томска, использование интернет ресурсов. | 20.05.-29.05 | Нахождение и обработка необходимой информации для создания диагностики знаний учащихся. | Коровина Т.Ю. |
Разработка макетов полиграфической продукции | Разработка в Adobe CorelDraw | 12.05.-17.06 | Макеты полиграфической продукции в печатном виде | С.О. Шевченко Т.Ю. Коровина |
Деятельностный этап
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
Создание и трансляция презентации проекта. | Создание презентации проекта «Россия родина моя» | 12.05.-29.05 | Выступление на родительском собрании, на УИСО 29.05. на педагогическом совете ЦД «Ариэль». | Коровина Т.Ю. |
Создание необходимых материалов рубрики «Народная мудрость», «Вопрос дня», «Аз, буки, веди» | Разработка информационной составляющей рубрик, формирование эскизов печатной продукции, ранжирование информации по темам дня смены ДЛОЛ ЦД «Ариэль» | 27.05-16.06. | Печатная продукция рубрики «Народная мудрость» «Вопрос дня», «Аз, буки, веди» | Коровина Т.Ю. |
Создание конспектов и презентации тематических лекториев. | Написание конспектов лекториев, докладов к медиа презентациям. | 27.05-15.06 | Проведение тематических лекториев. Сборник конспектов, докладов, медиа презентаций. | Коровина Т.Ю. |
Посещение экскурсий по темам смены ДОЛЛ ЦД «Ариэль» | Посещение музея «Славянской мифологии», музея ТГУ.Проведение экскурсий на «Воскресенской горе», в «Лагерном саду» города Томска. | 01.06. -15.06. | Знакомство учащихся с: объектами русской народной художественной культуры, с основными историческими событиями и памятниками в городе Томске, с национальными традициями и культурой народов проживающих на территории РФ. | Коровина Т.Ю. Чепурная В.Ю. Беляева Е.А. Тарасова Н.С. Казаченко И.А. |
Написания сценариев и проведение Конкурсно- игровых программ, «Квестов». | Проведение меропритий согласно планированию ДОЛЛ ЦД «Ариэль» | 20.05 - 29.05 | Сборник сценариев Концертно - игровых программ, «Квестов». | Коровина Т.Ю. |
Создание тематических мастер классов. | Создание проектов учащихся, посвящённые историческим событиям, объектам культурного наследия, народным традициям и их региональным особенностям, празднования календарных праздников в России. | 29.05.- 16.06 | Сборник проектов. | Коровина Т.Ю. Беляева Е.А. Тарасова Н.С. Казаченко И.А. |
Диагностика знаний учащихся с: объектами русской народной художественной культуры, с основными историческими событиями и памятниками в городе Томске, с национальными традициями и культурой народов проживающих на территории РФ. | Создание анкет и проведение анкетирования учащихся. | 20.05.- 16.06 | Мониторинг диагностики знаний учащихся об объектах русской народной художественной культуры, основных исторических событиях и памятниках в городе Томске, национальных традиций и культуры народов проживающих на территории РФ. | Коровина Т.Ю. |
Наградить участников проекта | Вручение сертификатов о прохождении матер-классов | 29.05- 17.06 | Мотивация участников проекта к дальнейшему изучению темы проекта | Чепурная В.Ю. Коровина Т.Ю |
Этап рефлексии
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
Разработать анкета-опрос для участников проекта. | Составить список вопросов по теме проекта | 20.05 - 29.05 | Анкета-опрос для участников проекта | Коровина Т.Ю. |
Провести анкетирование на начало и конец реализации проекта. | Проведение анкетирования | 29.05. 17.06. | Сбор информации результатов анкетирования | Коровина Т.Ю. |
Провести сравнительный анализ анкетирования. | Создание мониторинга результативности анкетирования | 17.06. | Анализ результатов анкетирования | Коровина Т.Ю. |
Оценка эффективности реализации проекта. | Анкетирование по итогам смены ДОЛЛ ЦД «Ариэль» | 17.06. | Анализ результатов анкетирования | Коровина Т.Ю. |
План-сетка мероприятий смены летнего оздоровительного лагеря ЦД «Ариэль», работающего по проекту
29 мая (понедельник) День знакомств «Я. ты, он, она, вместе целая страна» · Формирование отрядов · Презентация проекта «Россия Родина Моя» · Подготовка паспорта отряда (сочинение названия и девиза отряда, распределение обязанностей внутри отряда) | 30 мая (вторник) «Творчество без границ» Знакомство с народными промыслами России · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Знакомство с народными промыслами России (Медиа – презентация) · Мастер класс «Гжель» (изготовление и роспись) · Подготовка номеров на открытие смены | 31 мая (среда) Открытие смены «Россия Родина Моя» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Репетиция номеров отрядов · Концертно-игровая программа «Россия это я и Ты» |
1 июня (четверг) «Творчество без границ» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Посещение музея славянской мифологии (выезд) · Мастер класс «Роспись деревянного панно» (роспись изделий) · Подготовка номеров на открытие смены | 2 июня (пятница) «Там на неведомых дорожках» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Знакомство с русскими народными сказками. КТД («Сочиняя сказку») · Концертно-игровая программа «В некотором царстве» | 3 июня (суббота) «Лукоморье» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Экскурсия в развлекательный центр «Мульт история»(выезд) · Создание эскизов авторской сказки. |
5 июня (понедельник) «Так давайте устроим большой хоровод» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Мастер класс «От традиции до современности » (особенности традиционного русского и фолк танца) · Концертно-игровая программа «Танцую все» | 6 июня (вторник) «Русская красавица» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Знакомство с русским традиционным костюмом (создание эскизов и изготовление костюмов) · Мастер класс «Тряпичная кукла» | 7 июня (среда) «Лейся песня» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · КТД «Особенности Русской песни» · Концертно-игровая программа «Русская песня» |
8 июня (четверг) День национальных культур «Россия это я и ты» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · КТД. · Концертно-игровая программа «Россия это ты и я» | 9 июня (пятница) «Я Томич» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Экскурсия на Воскресенскую гору.(выезд) · КТД. Создание макета «Томского острога» | 10 июня (суббота) «Томск - студенческий город» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Экскурсия ТГУ (выезд) · КТД. Создание макета главного корпуса ТГУ |
12 июня (понедельник) День России | 13 июня (вторник) «Я патриот» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Экскурсия в Лагерный сад.(выезд) · КТД. Создание макета «Памятника Родина мать» | 14 июня (среда) «Летние календарные праздники» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Презентация «Летние русские традиционные праздники» · Выездна сенную курью «Плетение венков» |
15 июня (четверг) «Русские забавы» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Выезд в городской сад · Игровая программа «Русские забавы» | 16 июня (пятница) «Добро пожаловать» · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · КТД «Гостевание» | 17 июня (суббота) Вместе мы Россия · УИСО · «Бодрячок» утренняя разминка · Подведение итогов смены. · Концертная программа «Вместе мы Россия» |
Использованные источники
1. Проблема качества сохранения традиционной культуры в профессиональном образовании http://www.informio.ru/
2. Педагогический совет «Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского сознания». Авторы: Желтоногова Ольга Алексеевна, директор школы, учитель математики, Лапченко Марина Сергеевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/
3. Педагогический проект «Мы — будущее России!» (Патриотическое воспитание в ДМШ средствами искусства) Автор: Колесникова Лариса Васильевна, преподаватель фортепиано и МХК, МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. П. И. Чайковского», г. Северск http://conseducenter.ru/
4. Словесница Искусств региональный культурно-просветительский журнал Сюжеты о народном творчестве Федосов Александр http://www.slovoart.ru
5. http://reshal.ru/
6. https://ru.wikipedia.org/
Приложение 1. Материалы рубрик раскрытия познавательных способностей (РПС)
Рубрика «АЗ, БУКИ, ВЕДИ»
Рубрика «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» разработана в виде «Анаграммы», (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание (информация из https://ru.wikipedia.org/)
С помощью головоломки «Анаграммы», которые удачно сочетают в себе отличный способ улучшить грамотность и эффективно тренировать интеллектуальные способности.
Выполнение заданий головоломки, практическая значимость которой проверена веками, поможет ребенку улучшить свою эрудицию и смекалку, а также тренировать логическое мышление и будет способствовать развитию когнитивных функций.
Цель:Расширить кругозор учащихся.
Задачи:
· Развить интеллектуальных способностей
· Научить использовать полученные знания на практике
· Сформировать положительную познавательную мотивацию
Расшифровывая анаграммы, ребенок будет непосредственно развивать гибкость ума, оперируя ассоциативными связями и применяя свое пространственное восприятие.
Так как слово «Анаграммы» предлагается на тему дня, учащимся необходимо дать понятие данного слова и предложить, как можно больше написать слов, в составе которых используются конкретные буквы.
В рейтинге отрядов побеждает тот отряд который предложил самое большое количество слов на данное слово.
Рубрика «Вопрос дня»
Рубрика «Вопрос дня» позволяет развивать познавательные способности. Нахождение ответов на вопросы в области русской народной культуры или связанных с историческими событиями в России и конкретно в Томской области способствуют раскрыть интерес к познанию объектов культурного наследия РФ и к истории большой и малой Родины.
Цель – Создать условие для формирования познавательной мотивации.
Задачи:
• Развить интерес к познанию объектов культурного наследия РФ и к истории большой и малой Родины.
• Развить исследовательские навыки
• Сформировать положительную познавательную мотивацию.
Для развития интереса к познанию объектов культурного наследия РФ и к истории большой и малой Родины, создан список вопросов которые опираются на тему дня.
Учащимся необходимо давать полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, для этого учащимся нужно совершить поиск достоверной информации, а значит использовать достоверные источники и провести небольшое исследование.
С первого дня смены включатся в работу рейтинг отрядов, где ежедневно отмечается лучший отряд по итогам дня, одним из критериев отбора является правильный полный и раскрытый ответ на вопрос дня.
Рубрика «Народная мудрость»
Ведение
В современной системе дополнительного образования перед педагогами стоят задачи: воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей учащихся.
«Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове».
Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».
«Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов»
Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе» (http://reshal.ru/).
Данный раздел программы позволяет познакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками. Рубрика «Народная мудрость» носит не только познавательный характер, но и несёт воспитательную функцию личности ребёнка.
Цель - Познакомить учащихся с русскими народными пословицами и поговорками.
Задачи:
· Познакомить учащихся с понятием «Русская народная поговорка», дать определение «Материальные и духовные ценности».
· Научить применять полученные знания на практике
· Раскрыть творческий потенциал учащихся при оформлении печатной продукции «Народная мудрость»
В рамках презентации проекта «Россия родина моя» учащихся познакомиться с понятием «Русская народная поговорка». Рубрика начинает свою работу с первого дня работы лагеря.
Данная рубрика обновляется ежедневно и непосредственно связана с тематикой дня, что позволяет сориентировать детей как может применяться каждая данная пословица в жизни и какие ценности несёт «Народная мудрость».
Для развития образного мышления и творческих способностей учащихся разработаны эскизы печатной продукции «Народная мудрость» в виде раскраски. Учащимся предлагается самостоятельно раскрасить эскиз и внести в него свои «творческие изюминки».
Задачи
· Разработать комплекс танцевальных движении и рисунков для формирования танцевальной композиции «Вперёд Россия» соответствующий ОФП.
· Создать условия для реализации творческих способностей учащихся посредством разучивания общей танцевальной композиции, отдельные части которой разработаны самими учащимися.
Данная рубрика проходит ежедневно в утреннее время суток. В течение смены учащиеся каждого отряда демонстрируют движения, которые исполняются в танцевальной композиции «Вперёд Россия».
Разработанный комплекс танцевальных движении и перестроений в танцевальной композиции, специально подобран и ориентирован на общее развитие организма. Позволит развить координацию движений, ориентацию в пространстве и улучшить работу лёгких.
Приложение 2. Материалы оценки эффективности реализации проекта
ПРОГРАММА - ПРОЕКТ
патриотического воспитания детей школьного возраста
на базе летнего оздоровительного лагеря Центра досуга «Ариэль»
«РОССИЯ - РОДИНА МОЯ»
Возраст участников: 10-14 лет
Срок реализации:
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Коровина Т.Ю.
Томск 2017 г.
Оглавление
1 Паспорт проекта. 3
2 Пояснительная записка. 5
2.1 Новизна. 6
2.2 Актуальность. 6
2.3 Цель и задачи. 6
2.4 Объект и субъекта проекта. 7
3 Поэтапный план реализации проекта. 8
3.1 Поисковый этап. 8
3.2 Деятельностный этап. 9
3.3 Этап рефлексии. 11
4 Ожидаемые эффекты реализации проекта. 11
5 План-сетка мероприятий смены летнего оздоровительного лагеря ЦД «Ариэль», работающего по проекту. 12
Использованные источники. 14
Приложение 1. Материалы рубрик раскрытия познавательных способностей (РПС) 15
Рубрика «АЗ, БУКИ, ВЕДИ». 15
Рубрика «Вопрос дня». 16
Рубрика «Народная мудрость». 17
Рубрика направленная на сохранение и укрепление здоровья «Бодрячок». 19
Приложение 2. Материалы оценки эффективности реализации проекта. 20
Анкета-опрос уровня осведомлённости по теме проекта для участников на начало и окончание проекта. 20
Анкета-опрос актуальности разделов проекта для участников. 21
Паспорт проекта
Полное название проекта | Программа-проект патриотического воспитания детей школьного возраста на базе летнего оздоровительного лагеря Центра досуга «Ариэль» «Россия – Родина моя» |
Авторы проекта | Коровина Татьяна Юрьевна |
Тип проекта | Педагогический, творческий, групповой, повторяемый, вариативный, открытый. |
Срок реализации | 10.05.2017 –17.06.2017 |
Исполнители и участники проекта | § Педагогический коллектив сотрудников и коллектив учащихся ЦД «Ариэль» МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска |
Ресурсы | · Материально-технические: материально-техническая база ЦД «Ариэль»; · Информационные: Интернет-ресурсы, историческая, учебная и справочная литература, медийные материалы (аудио и видео записи, презентации), наглядный материал (иллюстрации, фотографии); · Финансовые: фонд родительского комитета летнего лагеря ЦД «Ариэль» · Кадровые: педагогический состав ЦД «Ариэль» · Нормативно-правовые: Устав МБОУ ДОД ДДТ «Искорка» г. Томска |
Инновационные технологии | · проблемно-исследовательские · личностно-ориентированные · игровые · проектные · интегрированные |
Компьютерные и информационные технологии | При создании проекта были использованы ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Micrisoft PowerPoint, текстовом редакторе Micrisoft Word и электронной таблиц Micrisoft Exel, редакторе изображений Adobe CorelDRAW. Текстовая, презентационная, медиа информация размещалась в официальной группе ЦД «Ариэль» МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска в социальной сети «ВКонтакте» и «Instagram». https://vk.com/album-6063107_244602184 - фото с образовательных событий программы, https://www.instagram.com/cd_ariel_tomsk/ - life фото и видео программы, https://vk.com/docs-6063107 – презентации и текстовые материалы программы. Текст программы-проекта размещен на официальном сайте МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска. (http://iskorka.dou.tomsk.ru) |
Этапы и сроки реализации проекта | |
Поисковый этап | I этап -Организационно-подготовительный (май 2017). Этап включает в себя обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор и изучение методической и специальной литературы, учебно-методических пособий, анкетирование, разработка концепции проекта в целом. |
Деятельностный этап | II этап - Реализация проекта – 29.05. -17.06.2017 Комплексная работа по практическому воплощению мероприятий запланированных в рамках проектной деятельности: организация, подготовка концертных номеров, творческих работ. Проведение мероприятий: Концертно-игровых программ, тематических мастер классов, тематических квестов, выставок, конкурсов, родительских собраний, мероприятий направленных на культурно-просветительскую деятельность. Создание творческих проектов. |
Рефлексия | III этап- Заключительный – июнь 2017года Мониторинг результатов проекта, участие, подведение итогов, анализ деятельности, применение критериев эффективности реализации проекта, оформление результатов. Сопоставление результатов с прогнозируемыми, определение перспектив на будущее. |
Проектный продукт | Для педагога: Методическая разработка «Проектная деятельность в учреждениях ДО». Сборник методических материалов: конспектов тематических лекториев, конспектов мастер классов, проектов с патриотической тематикой. Сборник тематических сценариев концертно-игровых программ, квестов. Сборник медиа презентаций. Для учащихся: Участие в мероприятиях посвященных памятным историческим событиям России и направленных на сохранение и популяризацию: культурного наследия Российской Федерации; народных, национальных традиции, исторических памятных событий, культурных памятников России. Проекты учащихся, посвящённые историческим событиям, объектам культурного наследия, народным традициям и их региональным особенностям, празднования календарных праздников в России. Сертификаты о прохождении мастер-классов в рамках проекта. |
Контроль за исполнением задач | Результаты контроля проявляются в таблицах, графиках и мониторингах публичных выступлениях на педсоветах. Участие учащихся в выставках, в концертах, фестивалях и конкурсах различного уровня, защита проектов учащимися в ЦД «Ариэль». Публикация сценариев в электронном издании «Сборник проектов «Россия родина моя» и материалах в конференциях различного уровня. |
Пояснительная записка
Любить Родину это значит,
сохранять и беречь её традиции!
Одной из основных задач государственной культурной политики является сохранение традиционного культурного наследия. Традиционная культура – важнейшая составляющая духовного и культурно