Развитие основных принципов и направлений системы физического

Воспитания в нашей стране

В первые годы советской власти появилась проблема подготовки научно- педагогических кадров, от которых зависело создание научно - методических основ физического воспитания.

В 1919 - 1920 гг. начинают работать два высших учебных заведения: Институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт физической культуры в Москве. В этих вузах в начале 20-х г. начинаются научные исследования в области физического воспитания. Большая роль в разработке медико-биологических и педагогических проблем физической культуры и спорта принадлежит В. В. Гориневскому, Л. А. Орбели, А. Н. Крестовникову, П. А. Рудику и др.

В 1933 г. создается Центральный научно-исследовательский институт физической культуры (ЦНИИФК). Наиболее известные направления:

¨ теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки - В. М. Дьячков, Н. Г. Озолин, А. Д. Новиков, Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, В. П. Филин, А. В. Тарасов;

¨ психолого-педагогическое направление - П. А. Рудик, А. Ц. Пуни;

¨ историко-социологическое направление - Н. И. Пономарёв, В. В. Столбов, В. И. Столяров;

¨ биомеханика - И. П. Ратов, Д. Д. Донской;

¨ медико-биологическое направление - А. Н. Крестовников, С. П. Летунов, П. Я. Гальперин, В. С. Фарфель и т. д.

Однако состояние физического воспитания в школах остается на низком уровне. Во-первых, учителей физической культуры для школ не готовили. Во-вторых, в начале XX-х г. не было единого содержания и методов работы в области физической культуры, считалось только что они должны отличаться от западных. Предлагалась упрощённая схема физического воспитания на основе только игровой деятельности.

Существовало несколько направлений:

1. Медицинское направление.

2. “Гигиенисты”.

3. Направление пролеткульта.

Медицинское направление и “гигиенисты” считали, что эксплуатация и нездоровый образ жизни ослабили организм рабочих и их детей. Поэтому дополнительные нагрузки, связанный с занятиями спортом, являются вредными для здоровья. Такие виды спорта, как футбол, бокс, тяжёлая атлетика, борьба, гимнастика на снарядах должны быть исключены, как слишком нагрузочные. Рекомендовались упражнения с незначительной нагрузкой, гигиенической и лечебной гимнастикой, играми и прогулками.

Например. Футбол, как сообщает Всеобщий календарь Российского общества Красного креста, изданный в 1925 г. : “вызывает сильное напряжение сердца и легко приводит к азарту, а сердце у пионера слабое, управлять собой пионер не сразу научается и в увлечении может вместо получаса проиграть 3 часа, что очень вредно . Высший совет физической культуры запрещает играть в футбол раньше 17 лет.”

Специфическую форму развития физической культуры предлагали приверженцы Пролеткульта. Они полностью отрицали “буржуазную систему упражнений”. Вместо неё рекомендовалась “трудовая гимнастика”, т. е. подражательные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.). Приверженцы пролеткульта выступали против развития в нашей стране целого ряда видов спорта (бокса, спортивной гимнастики, футбола и др.), только потому, что они распространены в капстранах. В. И Ленин критиковал данное направление.

Взгляды пролеткульта нанесли существенный вред физическому воспитанию страны. Второй съезд РКСМ (Российский коммунистический союз молодежи) в 1919 г. указал на буржуазный характер скаутов и высказался за ликвидацию этого движения в советской России. Детское скаутское движение реорганизовали в пионерское. Различало их только идеологическая направленность. Пионерская организация позаимствовала у скаутизма: структуру, форму, некоторые из законов, правил и обычаев, призыв “Будь готов!”, некоторые ритуалы, летние лагеря и. др.

В 1925 г. вышло постановление ЦК РКП(б) “О задачах партии в области физической культуры”. В нём сформулировано:

¨ определение социалистической системы физического воспитания, её задачи и содержание;

¨ организационная структура;

¨ место физкультурно-спортивного движения в обществе.

В постановлении указывалось, что физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления, но и как метод воспитания масс, средство сплочения рабочих и крестьян вокруг партийных и т. д. организаций.

Наши рекомендации