Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
Формирование навыка самостоятельно одеваться
«Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником»
Цель: продолжать развивать умение хватать предметы щепотью, продолжать развивать согласованность работы обеих рук.
Словарь: бусы, шнурки; нанизываю, протягиваю.
Оснащение: белый поднос, белая салатница с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку.
Ход игры: Предложите ребенку сделать бусы для... Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок:
возьмите крупную бусину тремя пальцами;
проденьте шнурок в отверстие;
протяните его тремя пальцами левой руки;
правой протяните их до узелка на конце шнурка.
Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребенка. Полюбуйтесь в зеркало на себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной, складывая их в салатницу.
Предложите ребенку собрать бусы еще раз и надеть их (Оле, Коле...)
«Подбери к шнурку бусину»
Цель: продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью; нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.
Оснащение: прозрачный поднос, прозрачная креманка с бусинами основных цветов (синий, красный, желтый), изготовленные из старых фломастеров цилиндров, не больше 1 см; шнурки этих же цветов.
Ход игры: Предложите ребенку поиграть с бусинами.
Покажите как надо надевать бусины на шнурок:
возьмите шнурок двумя пальцами ведущей руки;
бусины возьмите двумя пальцами левой руки;
вставьте наконечник шнурка в отверстие бусины;
протолкните наконечник в отверстие: возьмите его указательным и большим пальцами;
протяните кончик шнурка вперед, через бусину.
Предложите ребенку продолжить игру самостоятельно.
Игра "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
Игра "Оденем кукол"
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.
Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.
Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.
Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:
Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!"
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Игра "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Игра "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
· засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
· открыть кран;
· сложить ладони рук "лодочкой";
· подставить руки под струю воды;
· закрыть кран;
· вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Игра "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Игра "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Приложение 3
Таблица 3. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы (Контрольный этап)
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
Ахметжанов Айрат | С | ||||||||||||||||||||||||||
Галкина Катя | В | ||||||||||||||||||||||||||
Моисеев Ваня | С | ||||||||||||||||||||||||||
Крылова Настя | С |
Таблица. 4 Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.(Контрольный этап)
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
Буклеев Максим | Н | ||||||||||||||||||||||||||
Дмитриева Оля | С | ||||||||||||||||||||||||||
Мягков Кирилл | Н | ||||||||||||||||||||||||||
Милихина Даша | С |