Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной мною работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Данные представлены в таблицах 3,4.(Приложение 3)
Таблица 3. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы
Таблица. 4 Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Как мы можем увидеть из диаграммы 1, у одного ребенка повысился уровень до высокого (Г. К.), у А.А. уровень повысился до среднего, но мальчик по прежнему испытывает трудности в применении навыка опрятной еды. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. У К. Н. уровень остался прежним, но девочка хорошо овладела навыком мытья рук.
Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков. В контрольной группе изменения произошли незначительные. Один ребенок повысил свой уровень до среднего, один остался на том же уровне, что и на констатирующем этапе эксперимента. Двое детей немного улучшили свои результаты при выполнении отдельных навыков.
Привожу запись наблюдения за Настей.
Настя подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ване.: Дали уже воду, да, Ваня?
Ваня: Где мое полотенце?
Настя: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Настя берет мыло, намыливает руки и смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Девочка подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, достает полотенце из своей ячейки, тщательно вытирает руки, складывает полотенце и вешает его в свою ячейку, выбегает из туалетной комнаты.
Кроме того, после сна девочка самостоятельно подходила к своей ячейке, брала от туда расческу и подходила к воспитателю с просьбой причесать её.
Двое детей остались на среднем уровне, но у них совершенствовались действия по выполнению отдельных навыков.
Есть и положительные моменты, все дети экспериментальной группы освоили навык пользования носовым платком.
На рис. 3 можно проследить динамику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы отдельно по каждому навыку.
Рис. 3 Динамика сформированности культурно -гигиенических навыков у детей экспериментальной групп
Приведу пример наблюдения за Олей.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Оля. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу к Насте.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Роме.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
Наметилась положительная динамика и у детей, которые не принимали участие в моей исследовательской работе, т.к. воспитатели стали часто в своей работе сопровождать действия показа словами, стали добавлять художественное слово. В самостоятельной деятельности дети стали часто пользоваться дидактическими играми, способствующими закреплению культурно-гигиенических навыков.
Я составили график (Рис.4), из которого можно увидеть результативность проделанной мною работы.
Рис.4. Результативность проделанной работы на формирующем этапе эксперимента.
Вывод ко 2 главе:
Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОО, которая включа ет не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса матери- ально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, а также целенаправленная, последовательная, систематическая педагогическая работа, построенная с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, основанная на использовании различных форм, методов и приемов, приносит положительные результаты. Наши дети стали более опрятными, внимательными к себе и к другим по поводу внешнего вида; ребята охотно выполняют все необходимые гигиенические процедуры. По словам родителей, дети и дома соблюдают все правила ги- гиены: чистят зубы по утрам и перед сном, умываются, моют руки, кушают ак- куратно и молча и т.д. Мы довольны нашими результатами: за такой короткий промежуток времени нам удалось добиться отличных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ДОУ № 5. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесена учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11
2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом.-М.: Изд.АСТ, 1997.
3. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.
4. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.
5. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001
8. В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.
9. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988
10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003
11. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1
12. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008
13. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005
14. Конина Е.Ю.Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.-Айрис-пресс, 2007
15. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой В.И. - М.:Просвещение, 1981
16. Лурри Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991
17. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979
18. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987
19. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986
22. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008
23. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10
24. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9.
25. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.
26. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8
Приложение 1.
Таблица 1.Эксперементальная группа( Констатирующий эксперимент)
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
А. А | Н | ||||||||||||||||||||||||||
Г. К | С | ||||||||||||||||||||||||||
М. В | С | ||||||||||||||||||||||||||
К. Н | С |
Таблица. 2 Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.(Констатирующий эксперимент)
И,ф ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | |||||||||||||||||||||
Б.М | Н | |||||||||||||||||||||||||||||
Д. О | С | |||||||||||||||||||||||||||||
М.К | Н | |||||||||||||||||||||||||||||
М.Д | Н | |||||||||||||||||||||||||||||
Приложение2 :
1. «Перекладывание шаров»
Действия: - сгибание и разгибание кисти руки; - зачерпывание шаров; - перекладывание шаров из одной емкости в другую.
2. «Просеивание фасоли» Действия: - сгибание и разгибание кисти руки; - зачерпывание и пересыпание ложкой.
3. «Перекладывание бусин» Действия: - сгибание и разгибание кисти руки; - держание ложки (тремя пальцами); - зачерпывание и пересыпание бусин в другую емкость.
4. «Раскладывание орехов» Действия: - вращательные движения кисти ведущей руки; - раскладывание ложкой орехов по сортам
КУКЛА КАТЯ ОБЕДАЕТ Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка — грозят пальчиком. Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол. Ход игры. Игра проводится в игровом уголке. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная (см. цв. вклейку). Кукла Катя сидит за столом. — Дети, Катю надо покормить обедом,— говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла.— А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в стороне.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда. Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком. — Вова, что ты поставишь Кате на стол? — Я поставлю вот это,— говорит Вова. — Как это называется? — Тарелка глубокая для супа.В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит перед куклой тарелку. По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры воспитатель просит детей пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола. По такому плану проводят и другие игры с куклой: «Оденем куклу на прогулку (в разное время года)», «Купание куклы», «День рождения куклы». Серия игр с куклой с короткими интервалами между ними способствует усвоению детьми последовательности действий с куклой, установлению взаимосвязей между ними (кукла проснулась, обедает, гуляет, купается, укладывается спать). Это позволяет малышам усвоить знания более прочно, использовать их затем в самостоятельной творческой игре с куклой, содержание которой будет значительно богаче и интересней.
Д/и «Кормление куклы»
Цель:
-научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;
-вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.