Гигиеническое воспитание детей
Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.
Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.
При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Содержание и организация формирующего эксперимента
На этапе формирующего эксперимента занятия проводились с экспериментальной группой детей,
Цель экспериментальной работы заключалась в разработке и апробации комплекса игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей, воспитывающихся в условиях ДОУ
Для реализации данной цели были разработаны серии занятий, направленные на формирование у детей самостоятельности. Каждое занятие, в свою очередь, проводилось также с определенной целью, которая разбивалась на ряд более подробных задач. При проведении работы основными являлись следующие задачи:
1. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами.
2. обучение детей адекватно действовать с предметами быта.
Для решения этих задач были созданы специальные условия:
1. адекватная предметно-развивающая среда;
2. интересная игровая ситуация для ребенка в совместных действиях со взрослым.
Для реализации первого условия были подобраны предметы и игрушки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, например, такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик); наборы игрушечной мебели, посуды, одежды; игровые модули: кухня, магазин, парикмахерская; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок.
Для соблюдения второго условия возникла необходимость организации и проведения игр и упражнений с ребенком при использовании сюжетных игрушек, а также игр с реальными предметами, которые направлены на овладение ребенком действий по самообслуживанию: прием пищи, умывание и т.д.
Основными способами, с помощью которых я обучала детей самостоятельности, явились следующие:
– совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);
– подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);
– по показу (когда взрослый демонстрирует действия и ребенок, затем действует самостоятельно).
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей, проводилась по следующим направлениям:
направление: | Цель: | Задачи: |
формирование навыка приема пищи | cформировать навык самостоятельной еды | актуализировать знания о предметах, необходимых для приема пищи; - совершенствовать умения действовать с этими предметами; - соблюдать аккуратность при приеме пищи, умение пользоваться салфеткой. |
формирование навыка одевания | cформировать навык одевания | - формировать умение различать предметы одежды и обуви; - учить правильно одевать одежду, соблюдая нужную последовательность, и самостоятельно застегивать «молнию»; - учить различать обувь для правой и левой ноги. |
формирование гигиенических навыков. | сформировать гигиенические навыки | - учить правильно определять свое полотенце, зубную щетку, стакан для полоскания рта; - учить мыть руки с мылом и лицо, правильно соблюдая последовательность действий; - учить самостоятельно чистить зубы, полоскать рот. |
формирование навыка опрятности | сформировать навык опрятности. | - учить самостоятельно пользоваться расческой; - учить пользоваться носовым платком (вытирать им нос, раскладывать и складывать носовой платок). |
Этапы работы по формированию навыка приема пищи:
1. Игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.
2. Непосредственное формирования навыка самостоятельной еды.
3. Закрепление навыка в дидактической игре.
Для первого этапа мною было отобрано 4 упражнения: «Перекладывание шаров», «Просеивание фасоли», «Перекладывание бусин», «Раскладывание орехов» (приложение 2).
На втором этапе проводилось прямое обучение навыку самостоятельной еды по алгоритму (приложение В).
Третий этап: дидактические игры («К нам медведица пришла, медвежонка принесла…», «Наш малыш», «Обед у кукол», «Чего не хватает») (приложение 2), активное включение навыка в режимные моменты.
Играм предшествовало прочтение произведение К.И.Чуковского «Федорино горе».
Этапы работы по формированию навыка одевания;:
1. Игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.
2. Непосредственное формирование навыка одевания.
3. Закрепление навыка в дидактической игре.
На первом этапе использовались такие упражнения, как «Нанизывание шаров на шнурок», «Копилка», «Подбери к шнурку бусину», рассматривание сюжетных картинок «На прогулку»
Второй этап – непосредственное обучение навыку одевания и застегивания «молнии» согласно алгоритму (приложение 2).
Третий этап: закрепление навыка в дидактических играх («Приведи куклу в порядок», «Оденем куклу на прогулку», «Найди пару») (приложение 2) и применение полученных умений в реальных ситуациях.
Этапы работы по формированию гигиенических навыков:
1. Косвенная подготовка – игры с водой.
2. Непосредственное формирование гигиенических навыков.
3. Закрепление навыков в дидактической игре.
На первом этапе были использованы следующие игры: «Поймай мыло», «Сделаем лодочки», «Фонтанчики», «Мыльные перчатки» (приложение 2).
На втором этапе осуществлялось обучение данным навыкам, следуя алгоритму, применение иллюстрации «Последовательность мытья рук» (приложение 2).
На третьем этапе происходило закрепление навыка в дидактических играх: «Девочка чумазая…», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Умывалочка», (приложение2 ). Усвоенные детьми действия постоянно вводились в повседневную деятельность.
Перед проведением игр детей познакомили с произведением «Мойдодыр».
Этапы работы:
1. Непосредственное формирование навыка опрятности.
2.Закрепление навыка в дидактической игре.
Первый этап – обучение согласно алгоритму.
На втором этапе широко использовались игры: «Кукла заболела», «Носики-курносики», «Делаем прическу» (приложение 2). Побуждали детей следить за своим внешним видом в повседневной деятельности, замечать неполадки в своем внешнем виде, прическе и, по возможности, устранять их.
Необходимо отметить, что в процессе работы по формированию культурно-гигиенических навыков широко использовалось художественное слово (чтение коротких стихов, потешек), проводилось обогащение словаря воспитанников посредством частого употребления прилагательных (скользкое, шустрое; шелковистые, блестящие, гладкие и т.д.). В ходе занятий постоянно стимулировалась речевая деятельность детей, что способствовало развитию связной речи.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков мною были соблюдены следующие условия:
1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в группе (мебель, оборудование соответствующие росту детей, закрепленные места для хранения вещей, доступные для пользования и т.д.).
2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствовало более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действия должен быть неизменным, а формы – разные.
4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
5. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми действий.
6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Поставленные мною цели и задачи реализовывались с помощью следующих методов и приемов:
наглядные (демонстрация натуральных предметов и картинок); практические (действия с игрушками, предметами быта);
словесные (инструкции, речевой образец взрослого, объяснение, вопросы, уточнения, поощрение).
Одним из ведущих приемов, который я использовали при проведении формирующего эксперимента, явился прием многократного повторения действий и упражнений.
Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим- это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
Вывод:
Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
Д/и «Кормление куклы»
Цель:
-научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;
-вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.
Гигиеническое воспитание детей
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье»
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).
На физкультурных занятиях во время общеразвивающих упражнений можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом до локтя (проводить влажные обтирания до пояса). Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например, воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем. Детям следует напоминать также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне.
Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.
Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.