Современные направления в психологии перевоспитания.
В педагогической практике приходится заниматься не только воспитанием, но и перевоспитанием. Такая необходимость возникает в том случае, когда у ребенка сложились плохие привычки в поведении, сформировалась отрицательная мотивация и соответствующая направленность личности. В таких случаях обычно говорят о трудном подростке или ребенке с асоциальным поведением. Часто трудным становится ребенок подросткового возраста в силу сочетания педагогической запущенности с особенностями переходного возраста. Во всех указанных случаях наблюдается проявление устойчивых, привычных форм поведения с отрицательной направленностью. Перед воспитателем же стоит задача сформировать положительную направленность личности и соответствующие положительные привычки.
Привычные формы поведения есть не что иное, как прочный сложившийся динамический стереотип. И.П. Павлов отмечал, что «стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями.
Разрушение стереотипов - отрицательных форм поведения (а именно это и становится одной из задач перевоспитания) - представляет собой веский сердитый труд. Сложившийся динамический стереотип - цепь реакций, которые исполняются одна за иной почти без участия сознания. Поэтому при попадании в обыкновенную ситуацию (школьная, семейная или какая-либо иная обстановка) эта система реакций срабатывает, проявляется часто автоматически. Даже если воспитанник дает слово исправиться, осознаёт неприглядность своего поведения и желает его изменить, ему трудно затормозить обыкновенные реакции в обыкновенных условиях.
Только долгое неподкрепление этих обыкновенных реакций и творение условий для их непроявления может разрушить ветхий стереотип. Но перевоспитание предполагает не просто разрушение ветхого стереотипа, а замену его новым. Такая замена происходит в борьбе противоречий между ветхим и новым, т.е. одновременно с торможением отрицательных повадок обязаны создаваться условия для формирования опыта положительных отношений. Как показывают обследования, для трудных детей отличительно нарушение положительных связей, и, наоборот, очень прочными, действенными оказываются отрицательные связи с окружающей средой, связи с более запущенными старшеклассниками, правонарушителями.
Перевоспитание – система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравственными и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам. Перевоспитание организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Конечная цель перевоспитания – исправление личности.
Воспитательный процесс по отношению к лицам, допустившим правонарушения, включает перевоспитание и исправление и может осуществляться в семье, учебном заведении, обществ, организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях.
Эффективность перевоспитания достигается только тогда, когда оно переходит в самовоспитание личности. Перевоспитание иногда начинается с момента появления отклоняющегося поведения личности, совершения ею правонарушений, ареста, в ходе следствия, в суде и т. д.
Проблема перевоспитания начала разрабатываться ещё в 20–30-х гг. (Ю. Ю. Бехтерев, М. Н. Гернет, А. С. Макаренко, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт и др.). Современные концепции перевоспитания строятся на методологии общей педагогики, психологии, социологии, теории управления и др. Перевоспитание можно считать специфическим процессом воспитания, обусловленным степенью запущенности личности и особенностями окружающей среды.
Цели, задачи, средства и методы перевоспитания определяются системой воспитания личности в обществе. Объектом теории перевоспитания являются исследования социальных и психологических отношений, которые возникают под влиянием внешних, специально организуемых воспитательных условий на внутренние процессы изменения и развития нравственно-психологических качеств личности.
Конкретная программа перевоспитания строится в зависимости от баланса положительных и негативных свойств личности, определения степени её педагогической и социальной запущенности. Специалисты выделяют четыре функции перевоспитания: восстановительную, компенсирующую, стимулирующую и исправительную. Восстановительная функция направлена на создание условий, в которых личность могла бы проявить себя с положительной стороны; компенсирующая – позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отдельных видах деятельности достижениями в других; стимулирующая – активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные; исправительная – помогает раскрыться личностным потенциалам воспитанника и включить его в работу по самовоспитанию.
Главное направление в перевоспитании – прогрессирующее формирование положительных свойств. Злоупотребление исправительной функцией превращает перевоспитание только в преодоление недостатков, не формируя активно положительных качеств личности.
Теории неисправности личности не могли удовлетворить практику перевоспитания. Поэтому возникли новые направления: теория ресоциализации деликвента (правонарушителя), теория коррекции, модификации поведения и др. Под ресоциализацией понималось «юридическое исправление» в результате пенитенциарных воздействий и усвоения социальных норм поведения. Теория коррекции разрабатывала систему мер, направленных на исправление отдельных недостатков в поведении правонарушителя. Теория и практика модификации поведения строилась на управлении настроением, изменении психического состояний с помощью средств медикаментозного воздействия (электрошок, психохирургия, инженерия, электрофизиология и др.). Все эти средства направлены на подавление и устрашение личности и не могут быть использованы в гуманной системе перевоспитания.
Большинство западных учёных приходят к мысли, что пенитенциарные учреждения являются чрезвычайно неэффективными исправительными заведениями. Не решает проблемы перевоспитания и создание новых типов учреждений, где предпринимаются попытки смягчения тюремного режима содержания правонарушителей (исправительные школы, колонии для несовершеннолетних преступников, тюрьмы открытого промышленного типа для взрослых и др.). Интенсивно ведутся поиски замены этих учреждений другими институтами: передачей преступников на поруки, созданием специальных школ-пансионатов, групповых общежитий, службы надзора за малолетними правонарушителями, привлечение различных благотворительных организаций. Предупреждение, перевоспитание и исправление отклоняющегося поведения возможно только в условиях гуманного и демократического общества с системой воспитания, ориентированной на развитие личности
24. Поликультурное воспитание как современное требование образовательного процесса.
Поликультурное воспитание появилось сравнительно недавно, что связано со стремлением создания общества, в котором приоритетом является уважительное отношение к человеку, защита его прав.
В процессе глобализации, интенсификации межкультурных контактов представителей разных стран наметились новые тенденции развития мирового сообщества в рамках поликультурности, толерантного отношения к культурному многообразию и культурным особенностям других народов.
Эти тенденции все больше проявляются в содержании воспитания и образования подрастающего поколения. В документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» отмечается, что в числе основных целей образования и воспитания выступает формирование «национальной и религиозной терпимости, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений». Без разрешения проблемы поликультурного образования и воспитания невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.
В связи с этим одной из важных задач вузов становится расширение поликультурных составляющих содержания высшего образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками. Владение иностранным языком обеспечивает непосредственный доступ к культуре и социальному опыту других народов, а также предполагает реализацию в процессе обучения диалога культур, открывающего более широкие возможности для межкультурного взаимодействия.
В учреждениях высшего профессионального образования обучаются студенты различных культурных, национальных, социальных групп. Как показывают исследования, иногда наблюдаются случаи неуважительного отношению к культурным различиям среди студентов, конфликты в межличностных отношениях внутри многонациональной студенческой группы, поэтому актуальность исследования обуславливается также тем, что в своей будущей профессиональной деятельности студенты должны быть готовы к решению данных проблем.
Основная сущность поликультурного воспитания заключается в устранении противоречий между доминирующим народом, проживающим на данной территории, и малой этнической группой. Все должны получить образование, поэтому нужно преодолеть барьер в интеллектуальном отставании (например, афроамериканцы в США). Поликультурное воспитание должно проходить не только в учебных заведениях, но, в первую очередь, в семье, на внеклассных занятиях. Мы должны научить понимать и уважать культуру других народов, их исторические ценности, бытовые традиции.
Методы поликультурного воспитания
Среди методов поликультурного воспитания выделяют:
1. Беседа, лекция, дискуссия.
2. Инсценирование и обсуждение конкретных ситуаций.
3. Ролевые игры.
4. Индивидуальная работа.
Все эти методы должны быть призваны изменить мировоззрение человека по отношению к этническим группам, принимать особенности различных культур.
Поликультурное воспитание в детском саду
Проводить поликультурное воспитание необходимо, начиная с детского сада. Детей надо знакомить с устным народным творчеством разных народов, декоративно-прикладным искусством, музыкой. Ребенку нужно прививать патриотические чувства, развивать интерес к культуре своего народа и других этнических культур.
Но нужно учитывать особенности восприятия ребенка этого возраста. Например, если в группе большинство детей какой-либо одной национальности, то следует и начинать с культуры этого народа, так как детям это будет наиболее близко. Для наиболее эффективной работы по поликультурному воспитанию дошкольников необходимо включать детей в процесс учебной деятельности по развитию патриотизма, культуры отношений между народами, вырабатывать у них моральные качества.
Поликультурное воспитание – сложный процесс, в котором немалая роль отведена семье.