Роль «ситуации успеха» в воспитательном процессе. Условия создания ситуации успеха.
Некоторые педагоги в своей практике отождествляют успешность с успеваемостью учащихся (успешностью обучения) в различных предметных областях. Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Поэтому мерой успешности обучения выступает оценка успеваемости, выраженная в абсолютных показателях, в процентном соотношении или какой-то другой форме.
Таким образом, само понятие успешности, которое, по нашему глубокому убеждению, ни в коем случае не отождествляется с понятием успеваемости, так как является более объемным.
Успешность - каждый человек понимает под этим словом что-то свое. Есть люди, которые отождествляют успешность с наличием весьма конкретного богатства: деньги, вещи, территории. Иначе говоря - это некие показатели деятельности индивида, которые принимаются его социокультурной средой, в которой находится индивид. Кроме того, они приносят ему удовлетворение от деятельности и формируют стимул для последующей деятельности.
Сама по себе успешность и продукты успешности образуются вследствие ряда организационных механизмов - одним из которых является ситуация успеха.
Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть: кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена или продолжается, что лежит в ее основе. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшей деятельности личности или ее самосовершенствовании.
Слагаемые успеха заключаются в оптимальном соотношении между ожиданиями окружающих (социо-культурной среды), самой личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее уровнем притязаний, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Так «ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Каждый учитель может создавать «ситуацию успеха» как в учебной, так и внеучебной деятельности, если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся.
Известен факт, когда в одном из классов одной американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности». При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями.
Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал.
Следовательно, репутация умницы создала из слабых иной образ, побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе.
Этот факт является иллюстрацией того, что человек пережив, один раз ситуацию успеха, будет пытаться пережить ее вновь и вновь, получая, таким образом, новые ощущения и стимул дальнейшей деятельности. Ситуация успеха, созданная «искусственно», стала пусковым механизмом или мотивацией для дальнейшей успешной деятельности учащихся.
Таким образом, успешность как явление в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения обусловлена наличием сформированной «ситуации успеха» и представляет собой - комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности учащегося