Психологические особенности урока по физической культуре.
Психологические особенности урока по физической культуре.
В психологическом плане в процессе физического воспитания формируется психический склад личности учащегося как относительно устойчивое единство особенностей направленности, характера, темперамента, способностей, протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов личности.
Психологические особенности воспитательных задач на уроке физической культуры:
1. Формирование потребности в систематических занятиях физической культурой (формирование положительного отношения к активной двигательной деятельности, привычки к физической нагрузке).
2. Развитие самостоятельности и активной жизненной позиции учащихся в процессе занятий физической культурой. Самостоятельность учащегося предполагает осуществление намеченного, самоконтроль, ответственность за свои дела и поступки. Развитие самостоятельности у учащихся сопровождается развитием самосознания.
3. Формирование самосознания в процессе занятий физической культурой. Самосознание проявляется в осознании, оценке человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т. д. (К.К. Платонов, 1984). Самосознание позволяет составить целостное и адекватное понятие о собственном «я», как субъекте, отличном от других. В процессе физического воспитания происходит становление и развитие всех компонентов самосознания - от самочувствия через самопознание до самоотношения, проявляющегося в самоконтроле и саморегуляции своего поведения.
4. Воспитание стремления к самосовершенствованию в процессе занятий физической культурой.
5. Формирование коллектива и воспитание личности через коллектив осуществляется через организацию и сплочение класса, укрепление авторитета, формирование такта во взаимоотношениях учащихся, развитие критики и самокритики).
6. Формирование нравственных и волевых качеств в процессе занятий физической культурой: чувства долга, дисциплинированности, совестливости, ответственности, настойчивости, сознательности и др.; выработка социальной потребности нравственного поведения (знание целей и мотивов, побуждающих школьника к той или иной форме поведения).
7. Подготовка учащихся к труду на занятиях физической культурой предполагает приобретение соответствующих знаний, навыков и умений, развитие физических и психических качеств, воспитание положительного отношения к труду и своим обязанностям (взаимосвязь с трудовым воспитанием).
Специальные знания
Понятия о технике двигательных действий — это обобщенное отражение в сознании спортсмена сущности наиболее рациональных способов решения двигательных задач (по В.В.Медведеву).
Двигательные представления — это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение конкретной двигательной задачи1. Они формируются при многократном выполнении определенных движений и действий.
Специальные навыки и умения
Двигательный навык — это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до совершенства, выполняемое точно, экономично, с высоким качественным и количественным результатом3.
Двигательные умения — это усовершенствованные способы выполнения действий, основанные на полученных знаниях и опыте. Умения требуют творческого использования знаний и навыков в разнообразных, не стандартных условиях спортивной деятельности.
Двигательная реакция — это осознаваемое двигательное действие в ответ на определенный сигнал.
Психологическое обеспечение воспитания гибкости.
Психологические особенности урока по физической культуре.
В психологическом плане в процессе физического воспитания формируется психический склад личности учащегося как относительно устойчивое единство особенностей направленности, характера, темперамента, способностей, протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов личности.
Психологические особенности воспитательных задач на уроке физической культуры:
1. Формирование потребности в систематических занятиях физической культурой (формирование положительного отношения к активной двигательной деятельности, привычки к физической нагрузке).
2. Развитие самостоятельности и активной жизненной позиции учащихся в процессе занятий физической культурой. Самостоятельность учащегося предполагает осуществление намеченного, самоконтроль, ответственность за свои дела и поступки. Развитие самостоятельности у учащихся сопровождается развитием самосознания.
3. Формирование самосознания в процессе занятий физической культурой. Самосознание проявляется в осознании, оценке человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т. д. (К.К. Платонов, 1984). Самосознание позволяет составить целостное и адекватное понятие о собственном «я», как субъекте, отличном от других. В процессе физического воспитания происходит становление и развитие всех компонентов самосознания - от самочувствия через самопознание до самоотношения, проявляющегося в самоконтроле и саморегуляции своего поведения.
4. Воспитание стремления к самосовершенствованию в процессе занятий физической культурой.
5. Формирование коллектива и воспитание личности через коллектив осуществляется через организацию и сплочение класса, укрепление авторитета, формирование такта во взаимоотношениях учащихся, развитие критики и самокритики).
6. Формирование нравственных и волевых качеств в процессе занятий физической культурой: чувства долга, дисциплинированности, совестливости, ответственности, настойчивости, сознательности и др.; выработка социальной потребности нравственного поведения (знание целей и мотивов, побуждающих школьника к той или иной форме поведения).
7. Подготовка учащихся к труду на занятиях физической культурой предполагает приобретение соответствующих знаний, навыков и умений, развитие физических и психических качеств, воспитание положительного отношения к труду и своим обязанностям (взаимосвязь с трудовым воспитанием).