Характеристика основных компонентов педагогической деятельности.
Структура– это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.
Б.Т. Лихачев выделяет 4 компонента, составляющих структуру педагогической деятельности:
Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).
Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.
Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.
Функции педагогической деятельности
(основные направления деятельности учителя – по Б.Т. Лихачеву)
1. Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников.
2. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.
3. Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
4. Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное).
Для этого учителю необходимо уметь распределять конкретные задания и поручения, развивать инициативу школьников по их выполнению, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важно осуществлять тактичный контроль за ходом работы.
Информационно-объяснительные действия направлены на передачу школьникам той или иной информации. Наиболее ярко эти действия проявляются в ходе проведения учебных занятий по предмету обучения. Для этого учитель должен в совершенстве владеть учебным материалом. От этого во многом зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков.
Коммуникативно-стимулирующие действия связаны с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Эти действия включают в себя проявления любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова. При этом необходимо учитывать отрицательное влияние, которое оказывает на воспитание и воспитанников сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися.
Аналитико-оценочные действия состоят в осуществлении учителем анализа хода обучения и воспитания, выявлении в нем положительных сторон и недостатков. При этом учитель сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами. Которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочные действия помогают учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе. В ходе нее он непрерывно сверяет то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании с тем, что получилось в реальности, и на этой основе вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Исследовательско-творческие действия направлены на обеспечение связи практики обучения и воспитания с положениями педагогической теории. При этом движение идет как бы с двух сторон. С одной стороны, учитель в своей практической деятельности должен опираться на положения педагогической теории. Применение теоретических положений требует от учителя известного творчества. Это связано с тем, что педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации.
Личностные качества педагога
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи профессиональное становление педагога может быть рассмотрено как непрерывное развитие личности, для которой характерны:
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств. Среди них - педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит свое выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество работает, не считаясь со временем.
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Такое качество предполагает проявление одновременно и чувства меры, и сознательной дозировки действий, способности уверенно контролировать их. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том. чтобы выбрать соответствующий стиль и тон, время и место педагогического действия. Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога, его кругозора, культуры. воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой на которой вырастает доверительное отношение между учителем и учениками.