Общая и профессиональная культура педагога
Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.
Эти требования можно разделить на два типа:
1) устойчивые – постоянно присущие учителям и воспитателям всех эпох;
2) изменчивые – обусловлены особенностями данного этапа социально-экономического развития на котором находится общество, где живет и работает педагог.
Основные требования, предъявляемые к педагогу:
1) любовь к детям и к педагогической деятельности:
2) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;
3) широкая эрудиция;
4) педагогическая интуиция;
5) высокоразвитый интеллект:
6) высокий уровень общей культуры и нравственности;
7) профессиональное владение разнообразными методами воспитания и обучения детей.
Дополнительные требования, предъявляемые педагогу: общительность, артистичность, хороший вкус и др.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Сложнее определить главные и второстепенные изменчивые качества педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте.
Основная тенденция развития современного общества – демократизация жизни.
Это предполагает появление новых требований к личности педагога:
1) умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности;
2) умение общаться и взаимодействовать с людьми на демократической и правовой основах. Изменение экономической системы и экономических отношений требует таких качеств, как расчетливость, деловитость, бережливость, хозяйственная смекалка, предприимчивость.
Методологическая деятельность педагога включает следующие этапы:
1. Осознание тех задач, которые ставит жизнь, общество, профессиональная деятельность перед системой образования.
2. Анализ реального состояния дел в области общего образования и преподаваемой сфере деятельности.
3. Выявления противоречий между ними и определение стратегических целей своей деятельности.
4. Анализ существующих концепций обучения и воспитания, выбор наиболее соответствующих подходов к решению педагогических проблем.
5. Определение основных принципов своей деятельности, ведущих направлений, задач и предполагаемых результатов.
Проблема психологической подготовки учителя.
· Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.
· Проблема повышения квалификации учителей и др.
Гуманистическая природа педагогического труда обнаруживается только в гуманной деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности. Гуманистический потенциал педагогической деятельности заключается также в том, что она создает возможности для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его собственных базовых потребностей.
Структурные компоненты педагогической культуры:· гуманистическая педагогическая позиция учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;· психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
· образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
· опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;
· культура профессионального поведения, способы саморазвития.
Традиционно к основным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры учителя относятся:
а) уровень интеллектуального развития (прежде всего развитие педагогического мышления);
б) уровень и всесторонность организации деятельности педагога;
в) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры;
г) культура общения;
д) культура речи;
е) культура внешнего вида.
В рамках педагогической деонтологии можно выделить следующие требования к современным учителям:
· профессиональная компетентность, что связано с постоянно усложняющими проблемами повышения качества образования, гарантирование высокого уровня общеобразовательных стандартов;
· творческая личность, так как учителю предстоит ставить и решать творческие и исследовательские задачи;
· высокий уровень интеллигентности, духовности, что определяется усложняющимися проблемами воспитания в современных условиях;
· конкурентоспособность, что связано с адаптацией применительно к своей предметной деятельности, индивидуальным особенностям прогрессивных технологий обучения и воспитания, новых достижений отечественного и зарубежного опыта, а также с интеграцией знаний, практических умений и навыков из смежных с педагогикой наук.