Список цитированной литературы
1. Астратова, Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход / Г. В. Астратова. – Шадринск : ПО «Исеть», 1996.
2. Виноградов, П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта / П. А. Виноградов // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. – Челябинск : УралГУФК, 2011. – 289 с.
3. Виноградова, Н. П. Управление персоналом. Обучение, кадровый менеджмент / Н. П. Виноградова, А. А. Попова. – Костанай : Костанайский филиал ЧелГУ, 2015. – 264 с.
4. Галкин, В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес / В. В. Галкин. – М. : КНОРУС, 2009. – 320 с.
5. Горшков, В. Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В. Е. Горшков, В. А. Какузин, А. В. Починкин. – Малаховка : МОГИФК, 2009. – 68 с.
6. Золотов, М. И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведение / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов. – М. : Академия, 2010. – 432 с.
7. Зубарев, Ю. А. Менеджмент и маркетинг физической культуры и спорта / Ю. А. Зубарев, А. А. Сучилин. – Волгоград, 2011. – 310 с.
8. Котлер, Ф. Основы маркетинга : краткий курс. Пер. с англ. / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2006.
9. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фр. / Ж.-Ж. Ламбен. – СПб. : Наука, 1996.
10. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И. М. Лифиц. – М. : Высш. образование, 2007.
11. Магомедов, Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров : учеб. пособие / Ш. Ш. Магомедов. – М. : Дашков и К°, 2003.
12. Мокроносов, А. Г. Экономика отрасли : учеб. пособие / А. Г. Мокроносов. – Екатеринбург : УГТУ, 2002.
13. Основные участники спортивной индустрии http://vadimgalkin.ru/sport-2/sport/main-participants/.
14. Попова, А. А. Менеджмент в современном спорте / А. А. Попова. – М. : РГУФКСМиТ, 2016. – 157 с.
15. Попова, А. А. Спортивный менеджмент и экономика в вузе физической культуры / А. А. Попова. – Челябинск : УралГУФК, 2015. – 206 с.
16. Попова, А. Ф. Культуростроительный менеджмент физкультурно-спортивной организации: подходы, процессы / А. Ф. Попова. – Челябинск : Уральская Академия, 2014. – 382 с.
17. Современные проблемыв и концепции развития физической культуры и спорта / Под ред. В. И. Жолдак. – Челябинск : УралГУФК, 2010. – 269 с.
18. Спортивный менеджмент: тенденции и закономерности развития / А. А. Попова, С. Г. Сериков. – Челябинск : УралГУФК, 2014. – 116 с.
19. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М. : ЭКСМО, 2004.
20. Федоров, М. В. Рынок продовольственного сырья и пищевых продуктов / М. В. Федоров, М. И. Лукиных, Л. А. Донскова. – Екатеринбург : УрГЭУ, 2011. – 300 с.
21. Щекова, Е. Особенности маркетинга в сфере физической культуры и спорта / Е. Щекова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 3. – С. 3-11.
22. Экономико-правовые аспекты физической культуры и спорта. – М. : Национальный юридический центр, 2011. – 169 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Эффективность работы горнолыжной школы инструкторов во многом зависит от содержания основных разделов методического обеспечения, разработки инновационных учебно-тренировочных программ. В основе этих разработок должны лежать исследования, связанные с выявлением особенности деятельности шеф-инструктора ГШИ. Особую роль при этом играет деятельность по его самосовершенствованию в направлении гностической, конструктивной, оценочной и организационной форм компетентности.
2. Понятие «методическая работа» тесно связана с такими понятиями, как методика, педагогическая деятельность, методические рекомендации и методы обучения инструкторов в специализированной школе. «Учитель, занимающийся этим, использует данные методы, которые определяются функцией управления педагогической деятельностью. Это также и методы информационной деятельности и организации поисковой (познавательной) деятельности будущих инструкторов.
3. С этих позиций шеф-инструктор является как лидером в данной сфере педагогической деятельности, так и спортивным менеджером соответствующей школы. Культура управления для него является обязательным атрибутом его эффективной (во многом предпринимательской) – производственно-маркетинговой деятельности.
4. Это выражается в проведении занятий с использованием методов преподавания, проектирующих деятельность обучающихся и предваряющих их действия. Следовательно, основной характеристикой деятельности шеф-инструктора является методическая работа, особенностью которой является попытка – через нее – определить возможность глубокой связи своей деятельности с познавательной деятельностью своих учеников, обучающихся в горнолыжной школе инструкторов.
5. Методический аспект исследования в работе связан, во-первых, с выявление основных участников спортивной индустрии в сфере горнолыжного спорта и, во-вторых, с рынком услуг в координатах маркетинговой деятельности ГШИ. Методическая работа при этом определяет эффективность данной деятельности через подготовку инструкторов и собственную деятельность шеф-инструктора, эффективность которой определяется синергетическим эффектом маркетинга и инвестиций [4].
6. Особую роль при этом играет методическая работа, оценке которой и посвящен данный раздел работы. Она, как показано в работе, направлена на: 1) постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной подготовки инструкторов; 2) насыщение рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности; 3) приведение кадрового потенциала инструкторов в горнолыжном спорте к мировому уровню.
7. Необходимо обновление содержания обучения в ГШИ в тесной связи с достижениями в развитии современной техники и технологии, обеспечение многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и программ, их оперативного отклика на потребности рынка образовательных услуг в сфере горнолыжного спорта.
8. Школа горнолыжных инструкторов- это сложная многоуровневая структура со штатом от 10 до 150 и более человек, но задачи управления упрощаются тем, большая часть сотрудников- профессионалы в своей сфере и свои прямые задачи выполняют автономно. Но при работе с таким количеством персонала, каждодневно возникают спорные вопросы, требующие вмешательства управляющего состава и от решения по тому или иному вопросу, порой зависит дальнейшая судьба работы школы на курорте. Поэтому, тема методической подготовленности персонала и принятия решений в ситуативном и стратегическом плане, является основополагающей, от решения вопросов которой зависит имидж школы, уважение сотрудников и финансовое благополучие.
9. В соответствии с имиджевой работой школы стоит прямая задача заработка денег, а прежде всего самоокупаемость и качество работы. Подобная модель развития возможна в нескольких случаях:
Если в управлении школы находится крупная финансовая структура, задача которой, закрепиться на рынке, в сфере предоставления услуг горнолыжной индустрии, у которой, как правило, множество филиалов, в основном в сфере спорта и подобная школа является лишь одним из дочерних предприятий, поднимающих имидж данной структуры.
Новая школа, которой необходимо зарекомендовать себя, предоставив максимальный уровень сервиса и качества услуг, наработав при этом большую клиентскую базу.
Подобное направление требует больших вложений в маркетинг и рекламу, набор высокооплачиваемого и максимально квалифицированного персонала, с большими затратами на рабочую форму, курсы повышения квалификации и корпоративные мероприятия, для поддержания положительного морального состояния сотрудников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Астратова, Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход / Г. В. Астратова. – Шадринск : ПО «Исеть», 1996.
2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
3. Быстрицкая, Е. В. Введение в педагогическую деятельность в сфере физической культуры / Е. В. Быстрицкая // Педагогика физической культуры. – М. : ФКиС, 2013. – С. 49-88.
4. Виноградов, П. А. О современной концепции развития физической культуры и спорта / П. А. Виноградов // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. – Челябинск : УралГУФК, 2011. – 289 с.
5. Виноградова, Н. П. Управление персоналом. Обучение, кадровый менеджмент / Н. П. Виноградова, А. А. Попова. – Костанай : Костанайский филиал ЧелГУ, 2015. – 264 с.
6. Гаинцев, С. В. Методика непрерывного развития профессиональной компетентности специалистов спортивного профиля / С. В. Гаинцев. - Челябинск : УралГУФК, 2009. – 36 с.
7. Галкин, В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес / В. В. Галкин. – М. : КНОРУС, 2009. – 320 с.
8. Горшков, В. Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В. Е. Горшков, В. А. Какузин, А. В. Починкин. – Малаховка : МОГИФК, 2009. – 68 с.
9. Дискурс и эклектизм в экономических исследованиях / Под ред. А. Н. Попова. – Магнитогорск : МГТУ, 2015. – 118 с.
10. Золотов, М. И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведение / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов. – М. : Академия, 2010. – 432 с.
11. Зубарев, Ю. А. Менеджмент и маркетинг физической культуры и спорта / Ю. А. Зубарев, А. А. Сучилин. – Волгоград, 2011. – 310 с.
12. Зубарев, Ю. А. Теоретические основы оценки эффективности физкультурно-спортивной деятельности / Ю. А. Зубарев, А. Н. Попов // Эффективная экономика предпринимательства : сб. трудов. – Челябинск : УралГУФК, 2014. – С. 53-60.
13. Камалетдинов, В. Г. Культура управленческой деятельности / В. Г. Камалетдинов, А. Н. Попов. – Челябинск : УралГАФК, 2000. – 276 с.
14. Камалетдинов, В. Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью / В. Г. Камалетдинов. – М. : Советский спорт, 2002. – 240 с.
15. Котлер, Ф. Основы маркетинга : краткий курс. Пер. с англ. / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2006.
16. Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М. : Академия, 2015. – 400 с.
17. Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент : учебник. Пер. с англ. / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хбюстон. – М.: Проспект, 2003. – 336 с.
18. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фр. / Ж.-Ж. Ламбен. – СПб. : Наука, 1996.
19. Лидерство и культура / Под ред. А. Н. Попова. – Екатеринбург : УрГЭУ, 2006. – 144 с.
20. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И. М. Лифиц. – М. : Высш. образование, 2007.
21. Магомедов, Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров : учеб. пособие / Ш. Ш. Магомедов. – М. : Дашков и К°, 2003.
22. Менеджмент, маркетинг и экономика / Ю. А. Зубарев, А. И. Шамардин. – Волгоград : ВНИ, 2010. – 408 с.
23. Менеджмент: теория и практика в России : учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
24. Мокроносов, А. Г. Экономика отрасли : учеб. пособие / А. Г. Мокроносов. – Екатеринбург : УГТУ, 2002.
25. Овчаров, А. О. Методология научного исследования : учебник / А. О. Овчаров, Т. Н. Овчарова. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
26. Основные участники спортивной индустрии http://vadimgalkin.ru/sport-2/sport/main-participants/.
27. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. об-во России, 1998. – 640 с.
28. Педагогика физической культуры / Под ред. С. Д. Неверковича. – М. : Академия, 2013. – 368 с.
29. Пономарев, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н. И. Пономарев. – Алматы : Мерей, 2008. – 308 с.
30. Попов, А. Н. Феномен культуры управления / А. Н. Попов, Г. Н. Пряхин, А. Е. Кенжибаев. – Челябинск : УралГУФК, 2000. – 274 с.
31. Попова, А. А. Менеджмент в современном спорте / А. А. Попова. – М. : РГУФКСМиТ, 2016. – 157 с.
32. Попова, А. А. Спортивный менеджмент и экономика в вузе физической культуры / А. А. Попова. – Челябинск : УралГУФК, 2015. – 206 с.
33. Попова, А. А. Экономическая педагогика физической культуры и спорта / А. А. Попова. – Челябинск : УралГУФК, 2014. – 130 с.
34. Попова, А. Ф. Культуростроительный менеджмент физкультурно-спортивной организации: подходы, процессы / А. Ф. Попова. – Челябинск : Уральская Академия, 2014. – 382 с.
35. Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация / Под ред. Е. В. Быкова. – Челябинск : УралГУФК, 2015. – 128 с.
36. Пряхин, Г. Н. Роль лидерства в обеспечении делового успеха : научный доклад / Г. Н. Пряхин, И. Ю. Сазонов, А. А. Попова. – Челябинск : ЧелГУ, 2004. – 34 с.
37. Ременников, В. В. Разработка управленческого решения : учебное пособие / В. В. Ременников. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 140 с.
38. Рик, Дж. Лидер, менеджер и пять принципов успеха. Пер. с англ. / Дж. Рик. – М. : Благовестник, 1997. – 192 с.
39. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология : монография / В. В. Сериков. – Волгоград : Перемена, 1994. – 152 с.
40. Сио, К. К. Управленческая экономика. Пер. с англ. / К. К. Сио. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 671 с.
41. Современные проблемыв и концепции развития физической культуры и спорта / Под ред. В. И. Жолдак. – Челябинск : УралГУФК, 2010. – 269 с.
42. Спортивный менеджмент: тенденции и закономерности развития / А. А. Попова, С. Г. Сериков. – Челябинск : УралГУФК, 2014. – 116 с.
43. Ткаченко, И. Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений / И. Н. Ткаченко. – Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2001. – 310 с.
44. Томилов, В. В. Культура предпринимательства : учебник для вузов / В. В. Томилов. – СПб. : Питер, 2000. – 368 с.
45. Управление физкультурно-спортивной деятельностью: проблемы и их решение. Сборник научных трудов / Под ред. В. Г. Камалетдинова. – Челябинск : УралГАФК, 2005. – 116 с.
46. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. – М. : ЭКСМО, 2004.
47. Федоров, М. В. Рынок продовольственного сырья и пищевых продуктов / М. В. Федоров, М. И. Лукиных, Л. А. Донскова. – Екатеринбург : УрГЭУ, 2011. – 300 с.
48. Чернуха, И. С. Эффективность реализуемых менеджерских аспектов деятельности физкультурно-спортивной организации / И. С. Чернуха, Е. В. Бобылев // Проблема междисциплинарности в современных экономических исследованиях : сб. трудов. – Челябинск : УралГУФК, 2013. – С. 123-135.
49. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. / Э. Шейн. – СПб. : Питер, 2002. – 335 с.
50. Шихирев, П. Н. Введение в российскую деловую культуру / П. Н. Шихирев. – М. : Новости, 2000. – 200 с.
51. Щекова, Е. Особенности маркетинга в сфере физической культуры и спорта / Е. Щекова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - № 3. – С. 3-11.
52. Экономико-правовые аспекты физической культуры и спорта. – М. : Национальный юридический центр, 2011. – 169 с.
53. Anthony, R. Management Control in Nonprofit Organizations / R. Anthony, D. Young. - 7th ed. - New York : McGraw-Hill, 2003.
54. Australian Sport : Better by Design? The Evolution of Australian Sport Policy / R. Steward, M. Nicholson, A. Smith, H. Westerbeek. - London : Routledge, 2004.
55. Boyle, R. Power Play : Sport, the Media and Popular Culture / R. Boyle, R. Haynes. - Sydney : Longman, 2000.
56. Fort, R. Sports Economics / R. Fort. - 2nd ed. - Upper Saddle River, NJ : Pearson Prentice Hall, 2010.
57. Foster, G. The Business of Sports : Cases and Text on Strategy and Management / G. Foster, A. Greyser, B. Walsh. - Mason, OH : Thompson Southwestern, 2006.
58. Gomez, S. Value Creation and Sport Management / S. Gomez, K. Kase, I. Urruria. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010.
59. Gratton, C. Economics of Sport and recreation / C. Gratton, P. Taylor. - Abingdon : Taylor and Francis, 2000.
60. Henry, I. Governance and ethics in sport / I. Henry, P. C. Lee / / The Business of sport Management / eds. J. Beech, S. Chadwick. - Harlow : Prentice Hall, 2004.
61. Kotler, Ph., Roberto, Е. Social Marketing. – New York : Free Press, 1989. – P. 135.
62. The Business of Sport Management / eds. J. Beech, S. Chadwick. -Harlow : Prentice Hall, 2004.
Приложение 1 – Управленческие аспекты методической работы шеф-инструктора
Аспект | Содержательное представление |
1. Особенности управленческой деятельности в горнолыжной школе инструкторов | Понятие об управленческой деятельности в ГШИ Человеческий фактор в управлении Роль информации в управленческой деятельности |
2. Обучение в ГШИ как объект управления | Обучение как социальное явление Особенности обучения в ГШИ Процессы сопровождения образовательной деятельности ГШИ |
3. Характеристика субъектов управления | Педагогические работники в системе управления обучением инструкторов Шеф-инструктор как представитель административного управления Представители общественности в управлении ГШИ |
4. Управленческое взаимодействие субъектов управления ГШИ | Общение как вид взаимодействия, его содержание Средства управленческого взаимодействия Методическая работа как важная составная часть направленности управленческого взаимодействия |
5. Системно-синергетический подход как методологическое основание методической работы | Системный подход Синергетический подход Основные положения системно-синергетического подхода в методической работе |
6. Ведущие принципы осуществления методической работы | Программно-целевой принцип Принцип гуманизма Принцип регулируемого эволюционирования |
7. Методическая работа в координатах управленческого решения | Подготовка управленческого решения Принятие управленческого решения Исполнение управленческого решения |
Приложение 2 – Основные подходы к организации методической работы
Подход | Содержательный аспект |
1. Инновационно-культурологический | Профессиональное обучение в ГШИ: особенности и задачи. Основные идеи обучения инструкторов. Идея как совокупность принципов и условий их реализации. Требования к развитию личности инструктора с позиций того, кто учит (инновационно-культурологический подход). Противостояние дисциплин – общепрофессиональных, специальных технических и технологических. Принципы фундаментализации обучения. Училение общеобразовательных программ. Обучение базисным квалификациям. Модульное обучение и построение профессионального образования. Методическая подготовка инструктора. От гностического подхода к деятельностному. Процессуальный аспект профессиональной деятельности инструктора. Иерархические уровни данной деятельности. Профессиональное творчество. Ценностно-ориентированная деятельность инструктора, ее инновационная направленность. Обеспечение культурологической компетентности. Дифференциализация и индивидуализация в системе подготовки инструктора горнолыжного спорта. Культурные ценности в образовательной системе ГШИ |
2. Этапно-прогностический | Проблемы подхода в педагогике школы. Прогнозирование как проведение ряда последовательных научных изысканий. Направленность управления средствами организации методической работы. Цикл управления. Цепочка действий. Моделирование в системе методической работы. Диагностико-ориентированный этап. Информационно-ситуативный этап. Варьирующе-ситуативный этап. Аналитически-заключительный этап. Условия ведения методической работы (требования к их выделению). Этапы в параметрах условий подготовки тренеров-инструкторов. Классификация их способностей и качеств. Понимание организационных процессов, прогнозирование их и создание организационной культуры. Направленность процесса управленческого общения: целевые установки при подготовке профессиональных инструкторов. Ценности как содержательная сторона методических разработок шеф-инструктора. Обеспечение активности в учебном процессе. Оценка эффективности устремлений. Личностно-ориентированный подход. Партнерство в обучении. Выбор методов обучения в зависимости от поставленных (прогностических) задач, этапов подготовки, уровня познавательной активности и содержания учебной деятельности |
Окончание приложения 2
Подход | Содержательный аспект |
3. Содержательно-процессуальный | Формирование готовности личности инструктора к профессиональной деятельности. Понятие целенаправленной подготовки в ГШИ. Педагогические условия общения, влияющие на данное формирование. Эмпатия. Умение слушать. Критерии успеха в деятельности шеф-инструктора. Организация учебного процесса. Необходимость установки в обеспечении методической работы. Установка на активную познавательную деятельность. Целевая направленность процессуального аспектв подготовки специалиста-инструктора. Моделирование методической работы шеф-инструктора. Усложнение учебных заданий и упражнений. Задачи репродуктикного, проблемно-поискового и проблемно-рефлексивного типа. Проблемные лекции, основанные на партнерстве и сотрудничестве участников общения. Методическая работа в координатах поддержания интересов слушателей ГШИ к формированию личных способностей. Методическая работа и формы обучения. Методы школьного образования. Моделирование реальных процессов организации и управления деятельностью ГШИ. Обучение как динамический процесс, требующий обеспечения эффективной методической работы шеф-инструктора |
Приложение 3 – Понятийный аппарат программно-методического обеспечения процесса верификации здоровьеориентированной концепции педагогического управления образовательной деятельностью в ГШИ
Понятие | Содержательный аспект |
Верификация | Процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки |
Критерии научных утверждений | Рациональная обоснованность Системная организация знания Проверяемость |
Этапы опытно-поисковой работы | Информационно-костатирующий Организационно-формирующий Контроль-оценочный |
Оцениваемый уровень | Высокий (инновационный) Достаточный (позитивные результаты) Низкий бессистемность в организационной работе) |
Компетенции | Коммуникативные Деятельностные Здоровьеформирующие Специальные |
Педагогическое управление | Воздействие управляющей системы на управляемую, в основе которого лежат целевые установки, методы и функции мотивации, планирования, контроля и регулирования педагогическим процессом |
Образовательная деятельность | Умение искусно осуществлять здоровьеориентированную концепцию на практике ГШИ |