Оценка эффективности методической работы шеф-инструктора горнолыжной школы инструкторов
Гносеологические корни формирования данных особенностей нами представлены на рисунке 5. Прежде всего это становление и развитие научного менеджмента в сфере ФКиС национальной экономики и принципы административного менеджмента в горнолыжном спорте.
Рисунок 5 – Гносеологические корни формирования особенностей методической работы цеф-инстируктора горнолыжной школы инструкторов (ГШИ)
Принципы эти следующие:
- синергизм (акцент на положительных связях в системе менеджмента ГШИ);
- обратная связь (это мощное организационное средство, связывающее ГШИ с внешней средой);
- эмерджентность (чем больше школа как система, тем больше различий в размерах между частью и целым, тем чаще вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей);
- внешнее дополнение (для локализации возмущений, возникающих в процессе плановой работы ГШИ, обязательно наличие в рассматриваемой системе необходимых и достаточных резервов);
- выбор решения (последнее необходимо принять (с целью снижения субъективизма) на основе многовариантного выбора;
- инструментализм (он выражается в стиле мышления шеф-инструктора, являющегося лидером ГШИ);
- необходимое разнообразие (разнообразие самой ГШИ требует и разнообразия в системе спортивного менеджмента);
- со-конкуренция (ключевым фактором успеха следует рассматривать не борьбу, а сотрудничество, благодаря которому ГШИ достигает своих целей в сфере формирования инновационного потенциала).
«Человеческий фактор» в спортивном менеджменте – следующий в формировании гносеологических корней формирования особенностей методической работы шеф-инструктора ГШИ. Именно поэтому (в связи с его важностью) в последние годы затраты на персонал стали все чаще рассматриваться не как издержки, а как активы физкультурно-спортивной организации. Отмеченное является своеобразной особенностью деяте6льности ГШИ. Конкретно речь идет о внутреннем мире работников, их потребностях, интересах, установках и переживаниях (то есть психологических факторах, влияющих на производительность труда, его эффективность).
Следует отметить, что особую роль в спортивном менеджменте играет особая управленческая функция, получившая название «управление персоналом» [3]. Это так называемое «бихевиористическое (поведенческое) направление в науке управления физкультурно-спортивной деятельностью, включающее процессный, системный и ситуационный подходы.
Особым является и культуростроительный подход, активно развиваемый в сфере ФКиС национальной экономики [16]. Речь идет об усилении внимания к организационной культуре ГШИ, а также культуростроительном менеджменте, его роли в обеспечении эффективности и конкурентоспособности.
Изучение эволюции спортивного менеджмента позволяет сделать вывод о том, что он развивается в горнолыжном спорте не сверху, а снизу-вверх. При этом особую роль играет методическая работа как функция обеспечения эффективности физкультурно-спортивной деятельности горнолыжной школы инструкторов-менеджеров. Гносеологические корни играют при этом немаловажную роль в формировании теоретических основ этой деятельности и практической подготовки специалистов для горнолыжного спорта.
На схеме (рисунок 5) представлен еще не описанный нами блок - потребность в самосовершенствовании и модель современного шеф-инструктора как лидера ГШИ. О нем ниже и будет идти речь с позиций содержательного аспекта данного раздела работы.
Определение потребностей в самосовершенствовании и формировании (на этой основе) установки на деловой успех мы связываем с развитием следующих личностных качеств шеф-инструктора ГШИ:
- владение основными данными физкультурно-спортивной деятельности школы и качеств ее сотрудников;
- соответствующие профессиональные знания;
- правильное осознание происходящих событий;
- способность к быстрому принятию необходимых управленческих решений;
- творческий подход к решению проблем;
- живость ума, быстрота мышления;
- чувство уверенности в себе;
- наличие интуиции;
- наличие осознаваемых ценностных установок и этических убеждений;
- планирование дальнейших действий по обеспечению делового успеха;
- ретроспективное мышление и анализ происшедших событий.
Это также способность: выразить себя и свои идеи; разрешать неопределенные и неоднозначные ситуации; действовать, не ожидая инструкций; общение с персоналом и руководство им; к логическому мышлению (и прежде всего в категориях моделирования).
В таблице 3 представлена разработанная в процессе исследования модель эффективного шеф-инструктора ГШИ. Речь прежде всего идет о трех аспектах делового успеха.
Согласно современной доктрине это: профессионализм, деловое общение и уверенность в себе. Каждому из названных аспектов соответствует функциональное поле физкультурно-спортивной деятельности и ее содержательный аспект.
Таблица 3 – Модель эффективного шеф-инструктора ГШИ
Аспекты делового успеха | Функциональное поле физкультурно-спортивной деятельности | Содержательный аспект |
Профессионализм в управленческой деятельности | Принятие решений в сфере производственно-маркетинговой деятельности Методическая работа | Умение разрабатывать альтернативы. Генератор идей. Знание рациональных методов и критериев обучения. Ориентация на поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса |
Эффективность делового общения | Организация отношения в системе физкультурно-спортивной деятельности Формирование мотивационного механизма поведения работников ГШИ | Лидерство. Знание основ делового общения. Способность к психологическому анализу. Умение мотивированно направлять персонал на достижение успеха |
Уверенность в себе в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности | Выработка стратегии ГШИ (определение целей, средств, способов воздействия) Организация инновационного процесса, организационное культуростроение | Концептолог. Инноватор. Умение планировать. Владение философией управления физкультурно-спортивной деятельностью. Умение оценивать рыночныю среду ГШИ. Стратег. |
Заключая, приведем примерный учебно-тематический план дополнительного физкультурно-педагогического образования по развитию профессиональной компетентности инструкторов горнолыжного спорта.
Наименование темы | Лекция | Другие формы активных занятий |
1. Система дополнительного физкультурно-профессионального образования специалистов-инструкторов | Вводная, 6 ч. | |
2. Содержание профессиональной компетентности инструктора ГШИ (законодательные основы) | Проблемная, 4 ч. | |
3. Спортивный менеджмент: тенденции развития в горнолыжном спорте | Рассказ-беседа, 4 ч. | |
4. Профессиональная компетентность как приоритетная характеристика руководителя ГШИ | Самообразовательный практикум, 6 ч. | |
5. Закономерность процесса личностного развития инструктора горнолыжного спорта | Проблемный семинар, 4 ч. | |
6. Самообразование работника ГШИ | Мультимедийная, 4 ч. | |
7. Педагогическая этика в системе спортивного менеджмента ГШИ: методы и пути формирования | Дискуссия, 4 ч. | |
8. Педагогика (технология) инструктора как фактор физкультурно-спортивной деятельности | Самообразовательный практикум, 4 ч. | |
9. Технология подготовки и оформления дипломной работы выпускника ГШИ | Лекция с кинопоказом, 4 ч. | |
10. Рефлексивно-образовательная среда ГШИ | Моделирование проблемных ситуаций, 4 ч. | |
11. Психоэмоциональная стойкость обучающихся в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования | Дискуссия, 4 ч. | |
12. Эмоции и чувства в развитии профессиональной компетентности инструктора горнолыжного спорта | Постановочная, 4 ч. | |
13. Профессионально-значимые качества руководителя ГШИ; методы развития | Лекция-беседа, 4 ч. | |
14. Особенности проектирования методической работы | Самотестирование, обсуждение, 4 ч. | |
15. Особенности процесса осуществления методической работы | Самообразовательная деятельность, 4 ч. | |
16. Заключительная методическая конференция с анализом квалифицированной работы | Методическая конференция, 4 ч. | |
Итого – 72 часа |
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Методический аспект исследования в работе связан, во-первых, с выявление основных участников спортивной индустрии в сфере горнолыжного спорта и, во-вторых, с рынком услуг в координатах маркетинговой деятельности ГШИ. Методическая работа при этом определяет эффективность данной деятельности через подготовку инструкторов и собственную деятельность шеф-инструктора, эффективность которой определяется синергетическим эффектом маркетинга и инвестиций [15].
2. Особую роль при этом играет методическая работа, оценке которой и посвящен данный раздел работы. Она, как показано в работе, направлена на: 1) постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной подготовки инструкторов; 2) насыщение рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности; 3) приведение кадрового потенциала инструкторов в горнолыжном спорте к мировому уровню.
3. Необходимо обновление содержания обучения в ГШИ в тесной связи с достижениями в развитии современной техники и технологии, обеспечение многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и программ, их оперативного отклика на потребности рынка образовательных услуг в сфере горнолыжного спорта.