Особенности методической работы в структуре педагогической деятельности шефа-инструктора

Деятельность спортивных менеджеров и других специалистов физкультурно-спортивного профиля является педагогической. Это вид профессиональной деятельности, определяемой методической работой с учетом особенностей процессов обучения, оздоровления, физического воспитания и развития тех, кто посещает различные учреждения, к числу которых относятся и горнолыжные школы.

Такого рода работа носит конкретно-исторический и творческий характер. Являясь особым видом социально-значимой деятельности, она осуществляется подготовленными специалистами в рамках сотрудничества. Она носит коллективный характер, включающий ряд компонент: программно-целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный.

Особенность педагогической деятельности шефа-инструктора: физкультурное и спортизированное физической воспитание. Целевая установка при этом определяется формированием физической культуры, ориентация воспитанников на осуществление физкультурно-спортивной деятельности и переосмысление опыта жизни по пути оздоровления (осуществления здорового образа жизни).

Обучающая деятельность шеф-инструкторов направлена на управление познавательной деятельностью с целью освоения учениками социального опыта, направленного на развитие силы, ловкости, быстроты и всего того, что определяет горнолыжный спорт.

Работа шеф-инструктора с воспитанниками начинается с планирования. Это проектная деятельность по конструированию учебно-тренировочной и соревновательной деятельности на конкретный промежуток времени. Процесс оздоровления и развития личности обучающегося при этом находится в центре внимания тренера (педагога).

Условиями эффективного планирования (перспективного и оперативного) является отбор и распределение учебного материала согласно поставленным целям и определенным воспитательным задачам. Это также планирование контроля за формированием двигательных умений и навыков, приобретение и использование технических средств обучения.

Обращает на себя внимание организаторская деятельность шеф-инструктора, которая имеет две компоненты: общие и особенные, зависящие от специфики вида спорта. Здесь можно выделить регулирование вида плотности занятий (информационной и материальной) и коррекция физической нагрузки с учетом специфических особенностей обучающихся, а также оценивать риски в условиях принятых нестандартных решений и проводить физкультурно-спортивные мероприятия как «совместное творчество» или «индивидуальный стиль педагогического общения», ориентированный на рост мотивационной активности обучающихся.

Самосовершенствование шеф-инструктора также входит в состав познавательной деятельности, которая является многоплановой. И здесь немаловажную роль играет методическая работа, в которой он проявляет гностическую форму компетентности.

Можно также указать на важность собственной физкультурно-спортивной деятельности шеф-инструктора, которая является примером для воспитанников. Отмеченное касается его физического образования, квалификационной категории и аттестации результатов.

Шеф-инструктор – это основной стержень и движущая сила в горнолыжном спорте. Он: работает с группой, осуществляет пропаганду здорового образа жизни, обеспечивает врачебный контроль, проводит комплекс практических мероприятий и теоретических занятий по обеспечению техники безопасности, разрабатывает комплексы упражнений по восстановлению работоспособности, обобщает передовой опыт методической работы.

На рисунке 2 представлены особенности методической работы шеф-инструктора горнолыжной школы (с выделением процесса ее осуществления и проектирования). Дано также системное представление данной работы.

Далее, заключая данный раздел работы, приведем основные понятия (ее тезаурус).

Методическая работа– часть системы непрерывного образования, имеющая цель: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания обучающихся; повышение уровня подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта [10]. Она ориентирована на достижение и поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса, содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований, органично соединяется и повседневной практикой педагогов (тренеров).

Особенности методической работы в структуре педагогической деятельности шефа-инструктора - student2.ru

Рисунок 2 – Модель выявления особенностей методической работы шеф-инструктора горнолыжной школы инструкторов

Методическая работа в школе– это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и мотивы по управлению профессиональным образованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагога), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития [10].

Методика- совокупность целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету [8].

Методические рекомендации– методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания; разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, преподавателей, проведенных исследований [10].

Методы обученияэто важнейший компонент занятия, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. Ю.К. Бабанский дает такое определение методам обучения: «методы обучения – это упорядоченные способы взаимной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем» [1].

Важно иметь в виду, что в методах обучения в прямой или скрытой форме, но обязательно проектируется познавательная деятельность обучающихся. Не случайно В.В. Сериков прямо говорит, что методы обучения – это сочетание методов преподавания и учения. Именно с помощью методов через содержание учебного материала устанавливается глубокая связь между деятельностью учителя и познавательной деятельностью учеников [16]. Технологизация обучения при этом играет связующую роль.

Нами в процессе исследования разработана учебная программа профессионального развития компетентности выпускника ГШИ. Кроме указанной ранее цели, задач, содержания, методов и организационных форм она включает в себя принципы, мониторинг профессионального развития и технологии:

- технологии обогащения социально-профессиональной направленности;

- анализ, диагностика, мониторинг профессионально значимых характеристик (компетенций);

- рефлексивно-инновационные практикумы;

- профессионально-психологические консилиумы;

- организационно-деятельностные (имитационные) игры;

- интенсивная индивидуально-групповая работа;

- тренинги личностно-профессионального развития, делового общения, интеллектуальных умений, ключевых квалификаций и др.;

- технологии преодоления профессиональной деструкции;

- коррекционные и реабилитационные активные методы.

Под технологией в данном случае нами понимается педагогическая деятельность в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и обеспечивающая – на этой основе – наибольшее для данных условий соответствие результатов поставленным задачам в системе бизнес-образования. Это также процесс, характеризующийся: наличием этапов, направленных на формирование соответствующих компетенций; однозначностью выполняемых процедур и операций; наукоемкостью образовательного процесса, переходящего на новую ступень эффективности (оптимальности), надежности и действительности.

Речь в данном случае идет о социальных технологиях, под которыми понимается социально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение единой цели. Следует также подчеркнуть, что они (эти технологии) являются промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством, который мы и называем бизнес-образованием.

Технологизация обучения в системе школьного образования при этом предполагает два существенных момента. Во-первых, речь идет о проектировании учебного процесса и целей гарантированного достижения дидактических задач исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Во-вторых, особую роль играет применение соответствующих средств обучения, приводящих к изменению параметров образования.

Речь также идет о связи технологизации обучения с субъектной профессиональной позицией будущего спортивного менеджера. Критерии уровня ее воспитанности следующие: мотивационно-ценностный, креативно-деятельностный, эмоционально-рефлексивный и интеллектуальный, который отражает общую эрудированность и компетентность в сфере управленческой деятельности.

О существующих технологиях, направленных на формирование данных уровней воспитанности, мы и ведем речь.

И еще. Технологизация обучения (наличие правил, принципов, соответствующих предписаний, алгоритмов) существует с незапамятных времен. Актуализируется этот вопрос в современных условиях (особенно, если речь идет о бизнес-образовании) с позиций функционально-операционного подхода и этапного формирования умственных и предметно-практических действий обучающихся в вузе физической культуры. Важно также, как было показано нами в работе, акцент в педагогической деятельности делать на: целевую установку, содержательный, организационный и экспертно-оценочный компонент; построение системы работы преподавателя на строго дидактической основе (в рамках компетентностного и интеграционного подходов).

В рамках данного раздела работы (с позиций методической работы) отметим, что технологизацию обучения в системе бизнес-образования мы представляем в виде следующих блоков: 1) процессуальный (предмет преобразования, его результат – это начальная и конечная «точка» данного блока); 2) дидактический блок (методы и средства преобразования, формы организации педагогической деятельности); 3) блок условий. В его рамках мы предлагаем рассматривать и методологический аспект технологизации обучения в системе бизнес-образования.

Технологизацию обучения мы связываем с модульной программной подготовкой инструкторов, в соответствии с которой имитируется (в рамках лабораторного практикума) управленческая деятельность в сфере горнолыжного спорта, а также актуализируются практики обучающихся, в ходе которых они знакомятся с документацией, отчетностью и отраслевыми особенностями своей профессиональной деятельности). Особую роль при этом (в рамках технологизации обучения) играет знакомство с актуальными проблемами отрасли ФКиС.

Заключение.В соответствии с представленной нами концепцией технологизации обучения, методом научного знания (определяющего культуру ума студента) можно овладеть только на сведениях, в связи со сведениями, а не отвлечению от них. Именно такой подход к решению вопроса рационализма-эмпиризма называется (по Канту) трансцендентальной логикой. Задача обучающихся при этом заключается (во взаимодействии с педагогом-тренером) в том, чтобы заставить ум «работать», дисциплинировать его, развить способность анализировать и дедуцировать, чему особенно благоприятствует наличие систематического курса в рамках технологизации обучения.

Такой метод обучения иначе можно назвать синтетическим началом, порождающем знание в избранной сфере физкультурно-спортивной деятельности. Он же снимает противоположность реального и формального в обучении в рамках рассматриваемой нами технологизации обучения в вузе физической культуры, воспитывая у студентов подлинную свободу мышления (как верховной цели обучения, подчиниться которой можно только добровольно, утверждая тем самым личностное «Я»).

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1. Понятие «методическая работа» тесно связана с такими понятиями, как методика, педагогическая деятельность, методические рекомендации и методы обучения инструкторов в специализированной школе. «Учитель, занимающийся этим, использует данные методы, которые определяются функцией управления педагогической деятельностью. Это также и методы информационной деятельности и организации поисковой (познавательной) деятельности будущих инструкторов.

2. С этих позиций шеф-инструктор является как лидером в данной сфере педагогической деятельности, так и спортивным менеджером соответствующей школы. Культура управления для него является обязательным атрибутом его эффективной (во многом предпринимательской) – производственно-маркетинговой деятельности.

3. Это выражается в проведении занятий с использованием методов преподавания, проектирующих деятельность обучающихся и предваряющих их действия. Следовательно, основной характеристикой деятельности шеф-инструктора является методическая работа, особенностью которой является попытка – через нее – определить возможность глубокой связи своей деятельности с познавательной деятельностью своих учеников, обучающихся в горнолыжной школе инструкторов.

Наши рекомендации